|
ДЖЕЙМС БОНД КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИЗНИ
Выход на российский видеорынок полной коллекции фильмов об агенте 007, на удивление, остался незамеченным широкой общественностью. Уже пятнадцать кассет в неудобных коробочках вышло в свет, но ажиотажа не наблюдается. Приходится даже слышать иронические замечания: мол, время Джеймса Бонда ушло, и зачем нам всякое старье подсовывают... Между тем, для пытливого ума эти фильмы представляют высококалорийную пищу.
Идеологический фактор. Тем, кто застал времена «холодной войны», а уж, тем более, тем, кто знает о ней лишь по учебникам, интересно посмотреть на этот сериал с точки зрения борьбы двух идеологических систем. В свое время советская пропаганда использовала Джеймса Бонда как один из ярких примеров того, как реакционный американский кинематограф осуществляет диверсии против социалистического лагеря. Кто-то из наших читателей, может быть, помнит передачу Центрального телевидения, в которой Владимир Познер рассказывал о том, как с помощью фильмов об агенте 007 создается образ СССР как «империи зла». Интересно, что иллюстрировался этот репортаж кадрами из «Никогда не говори никогда» - картины, не относящейся к официальной «бондиане». Позднее именно этот фильм в начале 90-х был первым показан в советских кинотеатрах, и наши зрители с удивлением обнаружили, что Бонд-то, оказывается, не американец, а англичанин, что его приключения сдобрены изрядной долей иронии и пародии и что вообще – несерьезное какое-то кино для идеологической диверсии. Теперь каждый может оценить тонкость методов идейной борьбы двадцатилетней давности.
Политический фактор. Сериал о Джеймсе Бонде – великолепная иллюстрация к учебнику истории международных отношений. Изменения на политической арене тут же находили свое отражение в кино. В первых картинах «бондианы» агент 007 борется с кем угодно, только не с КГБ. Отдельные наши соотечественники присутствуют на экране, но это либо злодеи, работающие на зловещую международную организацию СПЕКТР, либо соблазнительные красотки («Из России с любовью»). С конца шестидесятых Бонд сталкивается с наемными убийцами из КГБ и их союзниками, но при этом СССР представлен как просто один из игроков в международной политической игре. В семидесятые годы герой фильма даже сотрудничает с КГБ («Шпион, которые меня любил»). Зато уже через несколько лет, в начале восьмидесятых, он выполняет первое задание непосредственно на территории СССР. Правда, затем он невольно помогает советской разведке, за что получает орден Ленина, но общего отношения к стране Советов это не меняет («Вид на убийство»). Дальше – больше. Во второй половине восьмидесятых, несмотря на политику разрядки, агент британской разведки совершает массу преступлений против советского строя: крадет чешскую диссидентку, ввязывается в войну в Афганистане, убивает несколько советских людей. Правда, все эти люди были не совсем советскими – они или торговали оружием, или перевозили наркотики. Но факт остается фактом – картина «Искры из глаз» напоминает нам незабвенные фильмы про Рэмбо, где русские представлены не в лучшем свете. В девяностые годы СССР/Россия изображена в «бондиане» как царство хаоса и беспредела, где, как в джунглях, можно особо не церемониться («Золотой глаз»). Русские – ребята неплохие, но какие-то убогонькие («И целого мира мало»).
Познавательный фактор. Наконец, еще одна ценность фильмов о Джеймсе Бонде – разнообразие мест действия. В этом смысле «бондиана» - лучше любого «Клуба путешественников». Самые известные достопримечательности самых красивых стран мира предстают перед нами. Красоту природы подчеркивает внешность местных жителей, в первую очередь, дам. Впрочем, последнее – еще один фактор, который может вызвать интерес зрителей.
Обзор подготовил Сергей ВЕРЕЙКИН.
|