Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛИМАТА
 

Иан МакЭван
21 – 4 - 2005


Обращаясь к проблеме изменения климата и связанным с ней политическим вопросам, нам следует применить в своем подходе воображение и вдумчивость, проводя непредвзятые исследования в рамках разумной экономической и политической глобализации, считает Иан МакЭван.


Вид Земли с высоты 35 000 футов, поразивший бы в свое время Дарвина и Диккенса, но давно ставший привычным для нас, может быть особенно поучительным, если мы станем размышлять о будущем нашей планеты. Мы едва различаем или, может быть, дорисовываем в своем воображении сферический изгиб горизонта и, задумавшись, представляем себе, как долго продлилось бы наше путешествие, если бы мы, крошечные создания, решились обогнуть по кругу это огромное, подвешенное в стерильно-чистом пространстве, наше жилище. Когда мы едем по огромным просторам северной Канады по направлению к западному побережью Америки, пересекаем прибрежные районы Норвегии или путешествуем по Бразилии, душа наша радуется оттого, что существуют еще такие огромные незанятые территории: можно проехать часа два и не встретить на своем пути ни единой дороги или тропинки.
Но не менее огромно и постоянно растущее кольцо загрязнения, как будто снятое с недомытой кем-то после себя ванны, и висящее теперь в воздухе, например, в Альпах, по пути в северную Италию, или в дельте Темзы, или в Мехико Сити, или в Лос-Анджелесе, или в Пекине – это длинный и все время пополняющийся список. Дикая природа сжимается под натиском этих гигантских, обвитых проволокой железобетонных пятен, этих дренажных трубок автомагистралей, по которым течет уходящий за линию горизонта, бесконечный поток машин.
Уже одна наша численность, избыточность наших изобретений, слепой натиск наших потребностей и желаний кажутся неизбывными. Они генерируют особый жар – горячее дыхание нашей цивилизации, последствия которого мы пока в состоянии понять лишь очень и очень смутно. Какой-нибудь путешественник-мизантроп, выглянув ненароком из своей невероятно высоко-технологичной и столь же невероятно грязной машины, не может не задаться вопросом: а не стала бы Земля лучше без нашего на ней присутствия?
Сможем ли мы когда-либо начать ограничивать себя? Мы все больше начинаем походить на активно растущий лишайник, разрушительное буйство водорослей, плесень, разъедающую фрукт. Сможем ли мы договориться между собой? Мы являемся умным, но сварливым видом, в наших публичных дискуссиях мы порой ведем себя как потревоженная стая грачей. При всем нашем интеллекте, мы только сейчас стали понимать, что земля, как нечто целое, состоящее из различных организмов, экологических систем, климатических поясов, оживляемых солнечной радиацией и взаимно формировавшихся в течение миллионов лет, возможно, так же сложна, как и человеческий мозг, и как мало мы знаем о работе мозга, столь же мало мы понимаем устройство дома, в котором появились на свет.
Несмотря на это почти полное невежество, а, скорее всего, благодаря ему, исследования в различных областях науки с уверенностью сообщают нам, что мы устраиваем свалку из своей планеты, что мы засоряем свой дом и что, для исправления ситуации, нам придется действовать решительно в борьбе со своими собственными привычками. Ибо мы продолжаем оставаться суеверными и закостеневшими эгоистами, когда время требует от нас стать разумными и беспристрастными альтруистами. Наша история и биологическое устройство оправдывают наши тенденции жить лишь сегодняшним днем, строить планы лишь на одну жизнь; причем мы продолжаем лицемерить, заманивая себя и других в сети обещаний и самолюбования, все более плотно затягивающиеся вокруг демократий, правительств и тех, кто их выбирает. Сейчас нам нужно задуматься о благополучии тех, кто родится после нас, кого мы никогда не увидим и кто, вопреки сложившимся человеческим взаимоотношениям, не отплатит нам те же.
Сконцентрироваться на нашей проблеме нам помогут исторические примеры гибели цивилизаций вследствие экологической деградации: Шумеры, цивилизация долины Инда, остров Пасхи. Они позволили себе расточительное процветание за счет своих важнейших природных ресурсов и погибли. Это, однако, были лишь изолированные, локальные случаи. Сейчас же, когда мы стали одним целым, нам более-менее достоверно известно, что под угрозой находится вся лаборатория, весь блистательный эксперимент под названием «человечество».
И что же нам дано для отвращения этой угрозы? Несмотря на все наши недостатки, мы все-таки одарены способностью к сотрудничеству и объединению перед лицом общего врага, вспомнить хотя бы Договор о частичном запрете на испытания ядерного оружия 1963 года, заключенный во время вражды и взаимного недоверия между супердержавами времен холодной войны. Среди недавних примеров, способных внушить некоторый оптимизм, – открытие разрушения озонового слоя в верхних слоях атмосферы и соответствующее подписание глобального соглашения о запрещении производства хлорфторуглерода. Кроме того, процесс глобализации не только объединил экономики различных стран, но также способствовал концентрации общественного внимания на необходимости оказывать давление на правительства этих стран с целью предотвращения экологической катастрофы.
Но самое главное в том, что мы наделены рассудком, который в наилучшей своей форме воплощен в беспристрастных, добросовестных научных исследованиях. Добросовестный – в данном случае ключевое слово. Нам нужна точная информация о состоянии Земли. Экологическое движение уже пострадало от «научно-обоснованных» апокалиптических предсказаний, появлявшихся в течение последних 20-30 лет, которые затем были эффектно опровергнуты. Само по себе это не отвергает нынешние мрачные научные предсказания, но оставляет место для скептицизма - одного из двигателей добросовестной науки. Нам нужны не только достоверные данные, но и их изложение в виде беспристрастной статистики.
Благие интеллектуальные движения, начиная от коммунизма и заканчивая пост-структурализмом, имеют дурную тенденцию полагаться на недоказанные сведения и бросать вызов основополагающим заповедям. Мы не должны игнорировать или замалчивать положительные индикаторы состояния экосистем (а их не так уж и мало) лишь потому, что они не укладываются в рамки наших природоохранных теорий. Велик соблазн с энтузиазмом воспринять последний безрадостный сценарий только потому, что он подходит сейчас нашему настроению. Напротив, нам всем следует задаться вопросом о происхождении таких данных, об исходных посылках, введенных в компьютерную модель, требовать независимой оценки научных коллег и т.д. Пессимизм является очень аппетитным соусом в интеллектуальном меню, доставляющим подлинное вкусовое наслаждение, но вопрос, который сейчас стоит перед нами, слишком серьезный, чтобы использовать его в свое удовольствие. Если бы природозащитное движение дегенерировало в какую-нибудь безрадостную религию мрачной веры, это было бы равносильно поражению, ибо в слепой вере, как в беспочвенной убежденности, нет добродетели. Открытием озоновой проблемы, которое довольно быстро привело к правильным практическим действиям, мы обязаны добросовестной науке, а не добрым намерениям.
Вид из иллюминатора самолета помогает понять, что какие бы экологические проблемы мы не пытались решить, делать это надо на основании международных законов. Ни одна страна не станет ограничивать свое производство, если то же самое не будут делать ее соседи. В этом вопросе глобализация также может быть весьма полезной. Кроме того, в борьбе за чистую экологию грамотные международные законы должны не взывать к нашим добродетелям, а использовать наши слабости (жадность, эгоистичность); в этом отношении недавно появившийся рынок «зеленых сертификатов» является довольно показательным и грамотным начинанием.
Обсуждения глобальных изменений климата ограничиваются неуверенностью. Будем ли мы в состоянии предотвратить надвигающуюся на нас угрозу, или, может быть, нам ничего не грозит? Находимся ли мы в начале беспрецедентной эры международного сотрудничества, или же мы застряли в эпохе беспечного отрицания, свойственного правлению английского короля Эдварда? Начало это или конец? Нам следует это обсудить.
© Ian McEwan


Обсудим? Тогда Вам сюда



Эта статья стала частью онлайн дебатов openDemocr acy, посвященных теме глобального изменения климата. Дебаты были организованы совместно с Британским Советом, как часть проекта ZeroCarbonCity («Мой Чистый Город») - двухлетней акции, призванной привлечь внимание к проблеме изменения климата и стимулировать ее обсуждение.


 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100