Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Журнал / Точка зрения /
  
  
 

07:00 1 Октября 2018 - clblalackvirgi

bästa schweiziska replika klockor bästa replika klockor [b]hög kvalitet

  Читать далее

 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ДВЕ БЕСЕДЫ С ИМАМОМ ШАМИЛЕМ АЛЯУТДИНОВЫМ
 ДВЕ БЕСЕДЫ С ИМАМОМ ШАМИЛЕМ АЛЯУТДИНОВЫМ

Сегодня мы начинаем публикацию серии интервью с российскими востоковедами и деятелями ислама, целью которых является знакомство с миром ислама, что для современного образованного человека представляется делом если не первостепенным, то уж, наверняка, одним из самых важных. К сожалению, в современном обществе очень сильны предрассудки по поводу мусульманской религии, ошибки в ее понимании, что часто является следствием неосведомленности, неполной информированности, а порой и необразованности людей, которые говорят о ней. В беседах с учеными, богословами и духовными деятелями мы попытались прояснить хотя бы те ключевые моменты, которые вызывают наибольшие споры и разногласия, приоткрыть завесу, отгораживающую загадочный мир мусульманской религиозной и культурной традиции от не менее интересного мира христианства.
Первым гостем нашей рубрики стал имам-хатыб Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. Выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права (фикха) старейшего и авторитетнейшего исламского университета «аль-Азхар» (Египет), он возглавил приход в 1997 году. Тогда требовалось сделать очень многое: призвать верующих, организовать работу мечети, создать в ней атмосферу уюта и открытости, а главное, найти свой подход к прихожанам, к каждому пришедшему в мечеть. О том, как обстоит дело сегодня, какие задачи и трудности стоят перед современным исламом, Шамиль-хазрат рассказал, отвечая на наши вопросы.

Вечер первый: «Главное – быть полезным»


О жизни

- Несмотря на «всезнание» Интернета, о Вас нельзя найти практически ничего, кроме нескольких высказываний, в которых Вас характеризуют как уравновешенного, рассудительного человека, крепко укорененного не в постсоветском исламе, а уже в исламе новой России. Вы специально предпочитаете дистанцироваться от всякой публичности или не верите в средства массовой информации, предпочитая прямое общение с верующими?

- Мои усилия направлены не на то, чтобы где-то что-то процитировать, а больше на то, чтобы быть по-настоящему полезным, больше сделать в области просветительства. Человеку ведь свойственно созидать в меру своих возможностей, независимо от занимаемой должности. Сейчас, например, я готовлю третье издание своей книги «Путь к вере и совершенству» и новую книгу «Ответы на ваши вопросы об Исламе». На их подготовку: чтение литературы, сопоставление взглядов, общение с верующими – ушло много лет, однако, когда я смотрю на результат этой работы, всякая публичность, административные проблемы отходят на второй план.
Что же касается СМИ, то за последние месяцы не один раз была показана на канале «РТР» программа Аркадия Мамонтова «Чужие», где констатировались факты, связанные с терроризмом. На этом фоне показали нашу мечеть, косвенно обвинили в спонсорстве международного терроризма. На фоне мечети показали какой-то сайт, не имеющий никакого отношения к нашей странице в интернете www.umma.ru, перешли на сайт международного фонда «аль-Харамейн», воспроизвели диалог Хаттаба с кем-то из террористов, что-то вроде: «Ты можешь получить 50 млн. долларов для себя из «аль-Харамейн»». И это в фильме, где постоянно показываются теракты, идет речь об убийствах и так далее. Опять-таки в августе мое имя было упомянуто в связи с нашумевшей «войной муфтиев». Было сказано, например, что я «поддерживаю движение «Хамас». То, что я не предполагал даже на уровне мысли, в интернет-журнале выдали: «Шамиль сказал…». На личном примере пришлось почувствовать, сколь лживы и бессовестны некоторые сегодняшние средства массовой информации. Я всегда говорил и говорю, что с канонической точки зрения действия террористов квалифицируются как разбой и заслуживают смертной казни. При этом я не кривлю душой, так как считаю, что для современного проповедника главное – не быть лицемером.

- Ваше участие в проекте «Все суры Корана», показанном этим летом на телеканале «Культура», несомненно привлекло к Вам внимание и интерес. Скажите, почему именно Шамиль Аляутдинов был выбран для столь ответственного дела, каким является толкование Священного Корана?

- В свое время мы работали вместе с организаторами программы «Все суры Корана» над созданием цикла «Тысяча и один день». Эти люди очень порядочны и воспитанны. Поэтому работать было по-настоящему приятно и интересно. А выбрали меня по простой причине: был нужен человек с соответствующим образованием, знающий арабский, имеющий опыт чтения проповедей на русском языке. Ко мне обратились с предложением, считая, что я мог бы быть полезен в этом деле, и я согласился.

- Ваша книга «Путь к вере и совершенству» столь же нова для России, сколь непривычен образ молодого священнослужителя. По большому счету, российский ислам всегда ориентировался на достижения арабских богословов, как это, наверное, и должно быть. Вы писали этот труд с целью разъяснить верующим основы их веры или намереваясь дать свою трактовку исламской религии?

- Целью написания книги была необходимость адаптировать некоторые тонкости ислама к российской действительности. Вообще, книга эта сложилась из различных направлений моей деятельности: проповедничества, ответов на вопросы прихожан или посетителей интернет-сайта, исследований в области фикха (исламского права). Она писалась с переживаниями, исходя из собственного опыта, с проекцией на те или иные российские реалии, с целью пробудить в людях веру. Моей задачей являлось собрать мнения и комментарии различных ученых и богословов по поводу тех или иных аспектов веры, упорядочить их, что сделать, возможно, даже сложнее, чем просто дать свое собственное заключение. Сейчас готовится третье издание книги, которое еще более насыщено уточнениями, сносками и источниками.

Об исламе вообще
- Шамиль-хазрат, скажите, что для Вас есть Ислам?

Ислам, по моему мнению, – заключительный период религиозного развития человечества, то, что было дано с последним посланником Божьим, пророком Мухаммадом (да благословит его Господь и приветствует). Ислам есть покорность Богу, набожность, осознание того, что все, что ты сделаешь в этой жизни, обязательно вернется к тебе в будущей. Смысл жизни мусульманина – усидчивость в праведном, в благом, по-арабски «джихад». Да, именно джихад. В последнее время этому слову придали омерзительный оттенок, сделав синонимом слов «убийство», «преступление». А ведь в исламе джихад, в первую очередь, – совершение благих дел, дел праведных. Это, если хотите, стиль жизни мусульманина. Поэтому главная моя просьба к Всевышнему: «Дай Бог, чтобы я оставался мусульманином, носителем Ислама, до конца своих дней».

- Не является секретом, что мусульманство и христианство имеют много общего: «И не препирайтесь с обладателями книги [иудеями и христианами], иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы ему предаемся» . Налицо единая история, события, имевшие место быть в одном географическом регионе, основные каноны веры. Однако что же отличает ислам от других религий? Что делает его уникальным, позволяет говорить об исламском феномене?

- Я согласен с тем, что христианство и ислам имеют немало общего. Вместе с тем я не считаю правильным стараться находить минусы в христианстве. Ислам отличается более четкими формулировками: относительно религиозной практики, запретного и разрешенного, Судного Дня. Между пророком Иисусом и пророком Мухаммадом – период в 600 лет. Гораздо менее значительные вещи полностью меняют свой облик за такой промежуток времени. Ислам отличает неизменность Священного Писания, со дней самого Пророка и до Конца Света. Где бы вы ни взяли Коран на арабском языке и какого бы года издания он ни был, все будет один к одному.

- Есть мнение, что каноны ислама – простое упрощение догматов христианства, что все это уже было, что ислам – религия для неискушенных, неграмотных, темных: до того она проста. Как быть с теми, кто считает так?

- Дело в том, что действительно среди арабов немало людей инертных, малоактивных. Однако исламское богословие всегда процветало больше за счет неарабских трудов. Это были ученые-тюрки, писавшие тем не менее на арабском, персы. На сегодняшний день развитие исламской религиозной науки идет значительным образом благодаря туркам, чьи труды характеризуются широтой взгляда на проблемы, современным подходом, толерантностью, живостью мысли. Поэтому говорить, что ислам – для «темных» арабов, абсолютно неверно.

- Что говорит ислам о сосуществовании с людьми, исповедующими другие религии? Фактором ли религиозной дифференциации объясняется уже много лет не затухающий ближневосточный конфликт или все дело в политике?

- Безусловно, в политике. Если бы дело было только в религии, все бы решили за короткое время, мирным путем. Это раньше, в Средние Века, вопросы разрешались военным путем и джихад – усидчивость в благом – имел именно такое проявление, и то воины-мусульмане считались наиболее благородными и писали об этом неисламские историки. Сейчас джихад имеет сугубо просветительскую, культурную направленность, за исключением, безусловно, случаев защиты родины при военной экспансии извне. Поэтому, если бы что-то было связано с религией, то решили бы максимум за год. На самом же деле, когда конфликт не затухает полвека, дело только в политике.

- Как Вы относитесь к идее экуменизма, потенциального объединения всех религий мира в общую для всех веру в единого бога?

- Пророк Мухаммад как-то сказал: «После меня будет 37 лжепророков». Люди объявляют себя пророками, но не открывают ничего нового. Пророк выше, чем просто человек. Что касается объединения, то все институты будут развиваться по отдельности и только второе пришествие Иисуса, которого ждут и иудеи, и христиане, и мусульмане, приведет, по моему мнению, к объединению религий.

Вечер второй: «Делайте то, что можете, делайте это во благо других и то, что вы сделаете, будет угодно Богу»

Об исламе в мире

- Как-то в одном из своих интервью Вы отказались комментировать военные действия в Афганистане, повторив слова одного из богословов: «С Божьей помощью, я постараюсь удалиться от Сатаны и от политики». Вы действительно считаете, что духовный наставник мусульман не имеет права участвовать в политике в общепринятом смысле?

- Этого в любом случае не получится. Однако если это идет во благо верующих, если оно необходимо на данный момент, то, как и в любом другом деле, где он может быть полезен, мусульманин, особенно духовный наставник мусульман, должен участвовать.

- Спустя год с того момента, как произошли трагические события 11 сентября в США, хочется верить, что время необдуманно резких выпадов против ислама и обвинений мусульман в пособничестве терроризму по определению прошло. Как по-Вашему, действительно исламская доктрина провоцирует людей на преступления? Имеет ли произошедшее, с точки зрения богослова, религиозную подоплеку или во всем виноваты люди, прикрывающие свои преступные действия религией? Или все гораздо шире: может ли это быть проявлением напророченного Хантингтоном «столкновения цивилизаций»?

- Если бы не включался политический фактор, сосуществование мусульман с представителями других конфессий было бы сугубо мирным. По определению невозможно, чтобы небесная религия провоцировала человека на совершение преступления. Верующий в Судный День не может быть преступником, так как знает, что наказания ему не избежать.

- Некоторые объясняют определенную агрессивность ислама тем, что это сравнительно молодая религия (по мусульманскому календарю – хиджре – для ислама сейчас только «Средние Века»). В «оправдание» исламского радикализма приводится пример с Крестовыми походами. Как Вы относитесь к такой точке зрения?

- Я с этим совершенно не согласен. Всякий радикализм, прикрывающийся исламской религией, исходит от недальновидности придерживающихся его людей. Быть может, они искренне желают принести пользу, однако их деятельность наносит больше вреда, ставит под удар религию, оскорбляет честь и достоинство верующих. По моему мнению, большинство радикально настроенных людей просто идут на поводу своего «Я», наживаются, похищая людей, держа в страхе целые страны. Это не имеет ничего общего с исламом.

Об исламе в России
- «Периодически я принимаю у себя кандидатов на обращение», – сказали как-то Вы. Что особенного вы как человек, призванный просвещать и организовывать мусульман в их вере, можете сказать о российской умме ? Какие к Вам приходят люди? Что за проблемы заставляют их обращаться к Богу и принимать ислам? Много ли среди новообращенных молодежи? В чем люди ошибаются, говоря об исламе? Есть ли с их стороны непонимание?

- Человек приходит в храм за спокойствием, тишиной, умиротворением. Есть два типа людей, приходящих в мечеть. Первый – это люди, получившие религиозное воспитание, пусть даже не осознающие этого. Чаще всего это выходцы из кавказских республик, Татарстана, Башкортостана. Их религиозность, прервавшаяся по каким-либо причинам, вновь проявляется, когда они приходят в мечеть. Однако подавляющее большинство людей – те, кто прошел через начало 90-х годов, испытал неопределенность, был выброшен из религии в течение всей жизни, пытался найти себя в каких-то экзотических или модных религиозных течениях, когда религия стала товаром на рынке. Многие из них испытали тяжелые личные переживания: потерю близких, душевный кризис. Теперь они приходят к нам, чтобы получить духовную подпитку, достичь морально-психологического равновесия. Это самая значительная часть наших прихожан. Однако есть и третья группа – те, кто еще не ступил на путь греха и готов к тому, чтобы поверить в Бога. Чаще всего это молодежь от 18 до 25-30, тогда как вторую группу составляют преимущественно люди за 30.

- Вы говорите о необходимости в России джихада в плане «просвещения, элементарного существования мусульман как полноправных граждан в своем государстве, имеющих возможность исполнять свои религиозные обряды». А также: «Мусульмане оказались сейчас в России на ролях инопланетян, хотя они находятся на своей родной земле, на которой живут сотни лет бок о бок с христианами». Неужели дело действительно обстоит так плачевно?

- Безусловно, инопланетяне. Достаточно было последнее время смотреть телевизор или читать газеты. СМИ бросались совершенно голословными обвинениями в адрес ислама и всех мусульман. Все чаще, даже на страницах ведущих изданий, можно прочитать материалы, в которых исламу дается крайне негативная оценка, а мусульмане изображаются безумными фанатиками, причем для доказательства подобных утверждений приводятся некорректные и недостоверные переводы, а часто и просто сфальсифицированные фрагменты из Священного Корана и Сунны.
Или другой пример: в Москве 4 мечети. Как показывают некоторые социологические опросы, верующих мусульман в России – 5%, а православных христиан – 56%. В Москве и области тысячи православных храмов. С помощью простых вычислений получается, что мусульмане имеют полное право рассчитывать минимум на 100 мечетей, тогда как их даже не 10. Наглядный пример: когда строили эту мечеть, специальная комиссия контролировала, чтобы размеры ее не были ни на метр больше размеров храма, построенного на Поклонной горе.

- Вы выпускник каирского университета «аль-Азхар», ведущего учебного заведения по подготовке исламских богословов, правоведов и специалистов по мусульманской культуре. Как обстоит дело с исламским образованием в России? Смогли мы преодолеть тяжкое наследие семидесяти лет безбожия, возведенного в ранг государственной политики?

- Сложнее всего обстоит дело с литературой. Существующие подстрочные переводы грешат упрощением, потерей важных для понимания оттенков, а часто изменением смысла вплоть до противоположного. Так, практически во всех русскоязычных переводах Корана пятьдесят шестой аят суры «Трапеза» переводится абсолютно неверно. В наиболее распространенном переводе И. Ю. Крачковского он звучит так: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они – друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!». Из перевода следует, что мусульмане должны опасаться проявлять какие-либо дружеские чувства по отношению к представителям указанных конфессий. В действительности же в арабском тексте стоит слово «авлийа», означающее дружбу душа в душу, такие отношения, когда один готов отдать все за другого, сделать все, что попросит товарищ. Именно это запрещается в Коране. Когда мусульманина приглашают сделать что-то, что ислам не приемлет, например, выпить, под предлогом дружбы, он должен отдавать себе отчет в греховности этого. Как видно из вышесказанного, Коран не запрещает ни партнерских, ни просто дружеских (в обыденном понимании этого слова) отношений между мусульманами и христианами или иудеями. Однако этого нельзя понять, читая подстрочные переводы или переводы без подробного комментария.
В целом же, несмотря на отдельные просчеты и неудачи, процесс постепенно идет, база нарабатывается, переводов и комментариев становится больше. Теперь необходимы собственно непереводные труды, написанные нашими богословами.

В заключение
- К чему Вы призываете людей в своих проповедях? Что Вы желаете своим прихожанам, оставаясь наедине с Богом?

- Проповеди мои касаются больше внутренних переживаний. Если я чувствую, ощущаю это, то стараюсь найти хадисы и аяты, с помощью которых можно подсказать человеку решение, дать ему выход. Главное, к чему я призываю, – к социальной активности. Прошу Бога помочь людям морально, духовно, психологически, социально нормально существовать. Чтобы у них не было проблем, чтобы все было спокойно. Чтобы все хорошее, что есть в исламе, дошло в хорошем свете до людей. Чтобы Всевышний дал людям возможность делать то, что они могут, на пользу обществу и вере, ведь если это угодно Всевышнему, то Он создаст вам все условия для деятельности, и в этом нет сомнения.

- От имени наших читателей желаю Вам терпения на столь трудном пути наставника в религии и да поможет Вам в этом Всевышний!

Беседовал Альберт ГАЛЕЕВ

 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
 

11.

Slow Media – новая философия в журналистике

15.03.2011

 

12.

Настоящий учитель? Бывает такое?

02.03.2011

 

13.

В ТРЕНДЕ. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

22.12.2010

 

14.

СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ?

01.11.2010

 

15.

Тайны образов повседневности

13.10.2010

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100