Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Как сделать Generation П. Своими руками
 

Нет, здесь речь пойдет не об известном фильме и не о книге. Речь пойдет о явлении как таковом.

Как говорится, ничто не предвещало, но однажды мне на глаза попался глянцевый детский журнал моей пятилетней племянницы со странным названием «Мокси». После десятиминутного ликбеза мне дали понять, что это совсем не «Мокси», а «Moxie girls», и что это очень известные персонажи, и «они очень крутые». Я воздержалась от комментариев, поскольку с пестрой обложки на меня взирали бессмысленными глазами-блюдцами три пластмассовые куклы, похожие больше на героев японских комиксов, чем на прототипов молодых девушек. Я полагала, что все куклы, как, например, всемирно известная  Барби, должны хоть немного напоминать живых людей. Оказалось, это уже давно не модно, и старушка-Барби вышла в тираж. Теперь идеалом девичьей красоты считаются барышни с гипертрофированными формами: глаза на пол-лица в лучших традициях японской анимации, силиконовые губы бантиком, в общем, постоянная клиентка пластического хирурга.

С чисто журналистским интересом я принялась изучать журнал. Даже, можно сказать, с ностальгией. В детстве я была преданной читательницей «Мурзилки». Потом, кажется, перешла на заокеанского «Микки Мауса». Помню, там печатали замечательные диснеевские комиксы и много всяких познавательных статей. Я очень сильно удивилась, не обнаружив в «Moxie» ни одной связной статьи, и даже ни одного комикса. Весь журнал был под завязку набит яркими глянцевыми картинками на всю страницу. Минимум информации, максимум визуализации. Очень быстро я начала уставать от гигантских Moxie girls, которые буравили меня своими глазищами буквально с каждой страницы. Окончательно добил мою хрупкую, как оказалось, психику, небольшой кроссворд. Кроссворд был нестандартный, тоже в картинках: в клетки нужно было вписать названия предметов, изображенных на иллюстрациях рядом с ним. Я сломалась через несколько минут. Последней каплей стало изображение с чашкой кофе. Следуя бесхитростной логике, я попыталась вставить в клеточки слово «кофе». К моему удивлению, ответ был неверный. Племянница, взирая на меня, словно Ленин на буржуазию, фыркнула: «Какое же это кофе! Это латте!». Вот тут-то я поняла две вещи. Во-первых, мой образ мышления уже безнадежно устарел. Во-вторых, я пришла к выводу, что современных детей мне не понять никогда. Потому что за спиной у них – многолетнее общение с такой вот периодикой, как журнал «Moxie girls».

На самом деле, появление на современном рынке прессы для детей подобных  изданий – большая проблема. Ведь, как известно, печатные СМИ – это зеркало нашего общества. Сегодня мы безропотно глотаем глянец, и большими порциями регулярно даем его нашим детям. Но кого мы увидим в зеркале через несколько лет? Очередную Лексу, Бриа и, не дай Бог,  Софину[1]?

А ведь на детскую журналистику возложена огромная функция в наши дни. Функция воспитания будущего поколения. Наравне с родителями журналистика призвана воспитывать молодые души, заложить представления о морали, нравственности, добре и зле, вырастить достойного человека, верящего в свое будущее, гражданина, который бы гордился своей страной и был бы готов трудиться ради ее процветания, дать первые представления о нашем большом и сложном мире.

Нет, цель сегодняшней детской журналистики – вырастить маленького идеального потребителя, который бы требовал у мамы куклы Moxie, раскраски с Moxie, наклейки с Moxie… Список можно продолжать до бесконечности. Именно по этой причине большинство детских журналов выпускают с различными приложениями: раскрасками, игрушками, компьютерными играми, что позволяет взвинтить цену издания в несколько раз.

Всегда ли ситуация на рынке детской прессы была таковой? За этим вопросом я обратилась к старым советским журналам. Быть не может, чтобы советская печать исповедовала те же принципы общества потребления, что и сейчас. Как известно, нет ничего в мире любопытнее старого номера.

Становление детской советской печати пришлось на 20 – 30-е годы. Создается мощная сеть из газет и журналов, целью которых было воспитание достойного советского гражданина, верящего в светлое коммунистическое будущее, юного гражданина, который был бы готов пожертвовать многим ради строительства нового общества. Кстати, эта цель не имела аналогов в мире зарубежной журналистики. Стоит отметить, что советское государство относилось к детской журналистике как к делу государственной важности, и поэтому периодика для детей находилась под полным контролем государства. Из этого обстоятельства следуют как положительные, так и отрицательные моменты.

К отрицательным можно отнести тот факт, что вся советская детская пресса была сильно политизирована. Посредством детских и молодежных журналов советская власть стремилась объяснить юным читателям такие понятия, как, например, национализация и раскулачивание, сформировать определенные представления о капитализме, марксизме-ленинизме и коммунизме, представить в новом свете историю дореволюционной России, а также пропагандировала идею создания «нового человека», который был бы готов служить идеалам коммунизма. В принципе, ни одна инициатива советской власти просто не могла остаться неосвещенной на страницах детских и молодежных журналов, поскольку государство было заинтересовано в соответствующих публикациях. С малых лет ребенок твердо знал, кто такие «враги народа», «белые», «красные», и почему надо любить Владимира Ленина, и не надо – меньшевиков.

Объяснить такую высокую степень политизированности советской прессы достаточно просто. Партия стремилась оказать максимальное влияние на молодое поколение посредством печатных СМИ, поскольку именно в нем видела своих будущих идейных союзников и советских граждан без, условно говоря, «груза» дореволюционного прошлого. Молодежь для большевиков – это чистый лист, и журналы для детей служили коммунистам удобным плацдармом для агитационной и пропагандистской деятельности, столь необходимой для удержания власти в стране и расширения своего влияния.

Но в данной ситуации есть и положительный момент. У советской прессы четко прослеживается структура, внутренний стержень, единая линия. Она действительно пыталась воспитать «нового человека». В те годы этот процесс получил название «коммунистического воспитания». В основе понятия лежит марксистская теория воспитания, основой которой является диалектический и исторический материализм. Идеи К. Маркса позднее нашли свое развитие в работах В.И. Ленина, который полагал, что в условиях перехода от капитализма к социализму воспитание и образование служат классовым целям пролетариата. Основные задачи коммунистического воспитания – это вооружение подрастающих поколений основами современных научных знаний и коммунистическим мировоззрением. Этому принципу и следовали все советские журналы. Коммунистическое воспитание подразумевает формирование у детей коммунистической идейной убежденности, побуждение к общественной активности. Помимо этого, печать стремилась побудить юную аудиторию к самосовершенствованию и развитию своих способностей, а также воспитывала чувство самоуважения. В теории звучит благородно. Что же предлагала советская детская периодика своим юным читателям на практике?

Наибольшее влияние на подрастающее поколение тех лет оказала, безусловно, пионерская печать. Вместе с созданием пионерской организации в 1922 году дети и стали активными участниками революционных и социальных трансформаций. Плечом к плечу со взрослой частью населения страны они продвигали к решению задачи, поставленные советской властью.

Детей активно вовлекали и в российскую советскую действительность. Благодаря таким пионерским журналам, как, например, «Барабан», советский ребенок всегда был в курсе происходящих событий. На первой странице можно прочесть, что это «Журнал юных пионеров»[2]. С первых же полос идут материалы о положении рабочего класса за рубежом. Например, №3 от 1923 года открывается статьей «Поможем западным товарищам!»[3], которая сообщает юным читателям о тяжелом положении рабочих в Германии. Статья завершается призывом, выделенным жирным шрифтом: «Пусть первая наша утренняя мысль будет принадлежать западным товарищам». Таким образом власть пыталась взрастить в ребенке чувство солидарности с международным коммунистическим движением с малых лет. В этом же номере можно узнать о пионерском движении в других странах (статья «Вести из Китая»[4]). Также редакция охотно публиковала письма детей-коммунистов с Запада. К примеру, в данном номере можно прочитать письмо одиннадцатилетнего Генриха Лестена из Германии в рубрике «Письма западных братьев»[5]. Генрих рассказывает советским ребятам, как немецкие коммунисты борются против фашизма в Германии, и что приходится терпеть юным коммунистам в немецкой школе от учителей. Подобные материалы были не только ценны с точки зрения морали (юный читатель учился сопереживать чужой беде), но и с познавательной точки зрения. Советский ребенок узнавал таким образом об обществе и социальном устройстве в других странах. Главной же функцией журнала всегда была организаторская. «Барабан» активно призывал ребят вступить в ряды пионерского движения. Уже в первых номерах журнал публикует «Законы юных пионеров», из которых мы можем узнать, что: «пионер – младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту», «пионер – товарищ пионерам и рабочим ребятам всего мира», «пионер стремится к знанию», «пионер свое дело делает быстро и аккуратно»[6]. Такой моральный кодекс, пусть и с яркой политической окраской, был своеобразной путеводной звездой для маленького человека.

Постепенно влияние «Барабана» слабло, особенно с выходом в свет газеты «Пионерская правда», и в 1926-м году журнал сливается с «Пионером».

Журнал «Пионер» был основан в Москве, в 1924-м году. Интересен тот факт, что «Пионер» - один из немногих советских журналов, издающихся и по сей день. Правда, теперь содержание «Пионера» изменилось до неузнаваемости. В журнале много печаталось рассказов и историй первых комсомольцев, участников гражданской войны. «Пионер» рассказывал подрастающему поколению о молодой Красной Армии, о флоте, стройках и колхозах. Таким образом детей воспитывали в уважении к труду и подвигу. Герои рассказов становились в глазах советских примером для подражания. Журнал «Пионер» также выполнял важную для советского государства организаторскую функцию. На тот момент шло активное становление советской школы и пионерской организации. Советской власти необходимо было ускорить эти процессы. Для вовлечения в пионеры все большего количества ребят журналу приходилось придумывать самые разнообразные приемы популяризации пионерского движения. Как один из таких приемов, хорошо рассчитанный на детскую психологию – показательный пример. В «Пионере» очень часто можно было увидеть материалы, рассказывающие юным читателям об успешном опыте создания пионерских отрядов на местах. Главные герои таких статей – реальные ребята из обычных школ. Сможет ли какой-нибудь современный детский журнал стать организатором на всероссийском уровне? Ответ очевиден.

Самое удивительное, что пионерские журналы тех лет выполнили свою задачу. Им удалось воспитать целое поколение людей, верящих в свое будущее, готовых своим трудом построить новое социалистическое государство, верных своему делу. Доказательством могут служить трудовой героизм советских граждан на пятилетках. В конце концов, не будем забывать, что именно эти мальчики и девочки, что в 20-х зачитывались пионерскими журналами, в 41-м, будучи уже юношами и девушками, ушли на фронт простыми солдатами, медсестрами, военными техниками… Ушли, с гордо поднятыми головами, потому что верили: «За Родину!».

Кончено, не стоит идеализировать советские журналы. Все-таки, детская – это не самое подходящее место для разговоров о политике. И, тем не менее, советская пресса пыталась выступить в роли наставника, воспитателя юного поколения. Пускай это и было воспитание с коммунистической окраской. Современная детская журналистика не ставит перед собой никаких целей и задач. Зачастую она просто копирует формат взрослого глянца и преподносит современным детям под красивой оберткой. Без учета особенностей детской психологии, детского образа мышления. В результате новое поколение обречено проводить свое детство с такими сомнительными персонажами, как «Мокси», «Винкс» и прочими исчадьями современной цивилизации.

Бывшие пионеры в свое время ушли защищать свою страну от врага. Куда пойдут сегодняшние дети? Это мы узнаем позже. Из очередного гламурного издания.

 

Кристина Тригуб, 2 МЖ.

 


[1] Имена кукол серии Moxie Girls

[2] Барабан. №3, М., 1923 г.

[3] там же

[4] там же

[5] там же

[6] там же

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100