Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Лучший учитель-какой он?
 

 

Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Для кого-то самым лучшим был терпеливый и добрый педагог, которого любили все ученики без исключения, а кому-то навсегда запомнился  строгий и требовательный. Научивший быть самостоятельным и всегда стремиться к своей цели. Как бы то ни было, наверно, нет на свете человека, который не вспомнит без благодарности о преподавателе, ставшем для него настоящим учителем жизни. Конечно, не все из них удостаиваются званий и наград. Но именно такие профессионалы, как они, влюбленные в свое дело, могут получить одну из самых почетных премий - «Учитель года России».

История всероссийского конкурса на звание лучшего педагога началась еще при Советском Союзе, в мае 1990 года. Незадолго до этого, на одном из съездов Союза учителей, было решено организовать соревнования между преподавателями со всех регионов многонационального СССР – опытными и только начинающими работать, заслуженными мастерами своего дела и неизвестными, но очень талантливыми. Своим собственным примером они должны были показать, насколько важна профессия учителя для воспитания будущего поколения.

Заключительный этап состоялся под конец учебного года – в непростое время как для школьников, так и для их преподавателей: экзамены, выставление оценок, а для выпускников еще и прощание с любимой школой и поступление в университет или техникум. Но несмотря на все эти трудности, почти 100 учителей участвовали в заочном этапе. В Москву из них приехали только 19, и в ходе нелегкой борьбы определился первый победитель. Им стал Александр Евгеньевич Сутормин, учитель русского языка и литературы из Тульской области. Такое событие стало, пожалуй, одним из самых важных и незабываемых в его жизни. Александр Евгеньевич вспоминает: «После конкурса «Учитель года» у меня «выросли крылья». Они, конечно, часто опускались, но я все равно чувствую, знаю, что они есть».

Конкурс сразу же стал очень популярным среди населения. Все больше и больше учителей хотели поучаствовать в состязании, причем приезжали они не только из далеких русских городов, но и из других союзных республик – Украины, Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии…

В следующем, 1991 году приз получил Валерий Гербутов из Минска. Сейчас он является единственным обладателем звания «Лучший учитель СССР», проживающим заграницей. Он же стал и последним победителем Советского Союза – распад великой державы произошел всего лишь через полгода, в декабре. Награду ему вручал лично Михаил Горбачев – президент СССР, тоже последний - в Кремле. У них получилась очень интересная беседа. Говорили о школе, системе образования в стране, даже не предполагая, что через каких-то шесть месяцев эта страна перестанет существовать…

Советский Союз распался, но это не помешало и дальше награждать блестящих и одаренных педагогов. Количество участников не убавилось, а, наоборот, возросло до 118. Именно после образования нового государства в конкурсе произошел ряд изменений.

С 1994 года существовал бесплатный журнал «Пеликанъ», в котором на протяжении семи лет можно было найти все важные и необычные новости конкурса. Его готовили молодые журналисты и, несмотря на отсутствие опыта, они сумели сделать издание по-настоящему интересным для всех, кто присутствовал на соревнованиях – от школьников и судей до конкурсантов.

Постепенно усложнялись задания: если изначально учителю нужно было провести открытый урок с любым классом на выбор, то теперь к этому добавляется творческий проект, собеседование и прохождение теста. А в 1996 году был включен, наверно, самый тяжелый аспект – импровизированный открытый урок, тему которого учителям объявляли всего за сутки.

Были и более глобальные перемены. Так, например, в 1992 году у состязания появился свой гимн. Исполнителем стал победитель того года – Артур Заруба. Его песня «Школьным учителям» на стихи Роберта Рождественского с этого момента исполняется на торжественном открытии каждый год.

В 1993 году изменились члены жюри. Судьи теперь подразделялись на три категории: школьники, преподаватели и представители общественности. В том же году конкурс впервые показали по телевидению. И именно в 1993 приказом Министерства образования был утвержден нагрудный знак «Учитель года». И пусть сегодня он недействителен, он никогда не потеряет свою ценность, ведь это заслуженная награда за ту непростую работу, которую учителя выполняют каждый день.

Безусловно, главным призом для любого участника был «Хрустальный пеликан». Почему же он был выбран символом конкурса? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые считают, что это связано с легендой о птице, которая спасла своих детенышей ценой собственной жизни, пожертвовала ради них собой. Другие вспоминают, что на пуговицах лицеистов Царскосельского лицея были пеликаны.

Однако Ирина Димова, заместитель главного редактора « Учительской газеты» (официальной газеты конкурса) считает, что такой выбор сделали читатели. Хрустальный он тоже не случайно – возможно, это напоминание об аналогичном конкурсе в Соединенных Штатах (в Америке учителю года вручают Хрустальное яблоко). Самого лучшего преподавателя там начали выбирать почти на полвека раньше.

За все годы проведения конкурса высшая награда была вручена 23 участникам. Все они – в чем-то выдающиеся люди. Например, Виктор Васильевич Шилов из челябинской школы № 138 до слез растрогал всех зрителей выступлением своих подопечных. А победительницу 1999 года Зайрат Байбагисову из Карачаево-Черкесии даже пригласил работать в госструктурах только что избранный президент Владимир Владимирович Путин.

Но, разумеется, каждый конкурсант, пусть и не ставший победителем, был уникальной личностью и действительно примером для подражания. Примером упорства при достижении цели стал Виктор Анцупов, участвовавший в состязании в 1990 году – он был чемпионом Красноярского края по моржеванию, а также занял первое место на соревнованиях по подводному нырянию на Кубе. Бесстрашия – Вячеслав Рябинин, учитель труда, не побоявшийся самостоятельных полетов на самолете. Блестящего ума – Олег Парамонов, филолог и по совместительству поэт из Брянска. Самоотверженности – Михаил Федоров из небольшого села Тамбовской области. Этот участник, наверно, запомнился зрителям больше всего. Его история не может не вызывать сочувствия – учитель физкультуры продал все свое имущество, даже последнюю корову, чтобы собрать деньги на поездку. Настолько велико было желание соревноваться с достойными противниками.

Случались и забавные ситуации: в начале девяностых учительницы из Новосибирска отказались участвовать, потому что у них не было модных купальников для конкурса! Они решили, что будет модное дефиле, а им не в чем было приехать.

Традиции конкурса сохраняются и по сей день. Конечно, многое поменялось – от названия до облика главного приза – но неизменным осталось главное. Это идея, ради которой соревнования создавались. Идея, объединяющая учителей всей России – стремиться к совершенству (в профессиональном и личном плане) и всегда помнить о том, что от педагога во многом зависит то, какими будут их ученики.

 

Мне очень повезло – в моей школе преподает несколько «Учителей года». Одна из них – моя бывшая классная руководительница. Надежда Борисовна Царькова в 2008 году стала лауреатом конкурса «Учитель года» в Московской области и победила в номинации «Лучший учитель истории» в Долгопрудном – небольшом городе к северо-западу от Москвы, где я училась.

Преподавать она мечтала еще с детства. Помню, как-то раз она рассказала нашему классу необычную историю о том, что быть учителем ей…предсказали. Однажды, когда она еще совсем маленькая играла с друзьями «в школу» на улице, к ней подошла старая женщина и сказала: «Ты точно будешь учителем». Так оно и случилось.

Правда, сначала было много трудностей. Не получилось с первого раза поступить в институт – не хватило всего полбалла. Когда Надежда Борисовна только начала преподавать, ей было меньше 20 лет, и возникли сложности с учениками техникума, куда ее определили. Она была старше всего лет на 5-6, и некоторые в классе просто отказывались ее слушать. Но моя классная руководительница не такой человек, который привык опускать руки, если что-то идет не так. Не отступила она и в этот раз и вскоре смогла найти с подростками общий язык.

Многим своим предыдущим ученикам она помогла в жизни – делом или советом. Некоторые даже последовали ее выбору профессии или области деятельности. Например, Юлия Савелова и Татьяна Евгеньевна Синицына стали учителями и историками. Были среди ее прошлых учениц и успешные бизнес-леди. И это далеко не все ее талантливые выпускники.

Они не забывают свою учительницу и всегда поздравляют ее с праздниками. А часто приходят в гости просто так, без повода, чтобы поделиться радостными новостями или, наоборот, попросить помощи в трудной ситуации. И Надежда Борисовна всегда с теплотой вспоминает всех своих учеников, и отличников, и двоечников, и сильно переживает, если у них что-то не удается. Она считает, что учитель ответственен за своих учеников, и в их ошибках всегда есть доля вины преподавателя.

Надежда Борисовна, как она сама про себя говорит, активистка и альтруистка. Уже со школьных лет она не привыкла сидеть без дела – всегда что-нибудь организовывала, придумывала вместе с одноклассниками. Они рисовали красочные стенгазеты для школы, участвовали во всех интересных событиях, помогали учителям. Конечно, она была пионеркой и комсомолкой. И делала она все это не потому, что так положено, а потому что ей действительно нравится быть всегда в курсе всего нового, делать что-то приятное для других. Даже на отдыхе в пионерском лагере Надежда Борисовна чем-нибудь была занята: или помогала с организацией спортивного праздника, или устраивала конкурсы для ребят…Несколько лет спустя она поехала в лагерь уже в качестве вожатой, и она всегда с улыбкой вспоминает то веселое время.

Активисткой Надежда Борисовна остается и в школе. Ее классы, кажется, побывали везде в России, объездили Золотое кольцо и все Подмосковье. Причем часто она показывала учащимся исторические места, рассказывала о племенах, которые жили на этой земле давным-давно, десятки веков назад, постройках, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. С моим классом она ездила по подмосковным городкам, где во время Великой Отечественной Войны велась тяжелая и упорная борьба с фашистами. И история, которая до сих пор – один из моих любимых предметов – оживала после таких поездок.

Именно Надежда Борисовна предложила ввести в нашей гимназии спецкурс – КЛИО ( Клуб Любителей Истории Отечества). Он идет уже больше десяти лет, и всегда, в каждом классе есть желающие ходить на него после уроков. На них наша учительница истории рассказывает интересные дополнительные факты, которые входят скорее не в школьную, а в университетскую программу. Недавно она начала вести похожие спецкурсы по обществознанию и праву, которые последнее время чаще всего выбирают для сдачи ЕГЭ. И результаты на олимпиадах по этим предметам у учеников из моей школы самые лучшие. Наверно, потому, что несмотря на усталость после 7 уроков в день и огромное домашнее задание всегда хочется остаться на КЛИО и узнать то, что вряд ли можно найти в обычном учебнике.

Вообще любовь к истории у моей учительницы началась со школьных лет. Самыми любимыми были, конечно, преподаватели истории: Головко Александр Данилович, Романов Юрий Сергеевич. Это были заслуженные учителя Советского Союза, с огромным опытом работы – настоящие мастера своего дела. Они привили Надежде Борисовне интерес к истории родной страны, краеведению.

Конечно, школа – одна из главных вещей в ее жизни, ведь, по сути, она проводила в ней почти все время, начиная с первого класса и заканчивая ее сегодняшними уроками, с не таким уж долгим перерывом на обучение в институте и летние каникулы. Хотя даже во время долгожданного для всех школьников отдыха она уже в июле-августе начинала скучать по занятиям и переменам, учителям и одноклассникам и даже домашним заданиям.

Ее главный девиз в жизни: «Все будет хорошо». Коротко и просто, но ей это правило всегда помогает по жизни. Надежда Борисовна – настоящая оптимистка. Она привыкла с уверенностью смотреть в будущее.

Надежде Борисовне действительно очень нравится ее работа, выбранная профессия, хотя иногда бывают какие-то сложности. И, наверно, одной из главных трудностей при преподавании было то, что она была учителем собственной дочери, а это всегда не просто – Надежда Борисовна часто относилась к ней не так, как к остальным ученикам. Нет, она не завышала ей оценки и не облегчала ей еще каким-то способом учебу. Наоборот, она иногда бывала слишком требовательной к Кате, ждала от нее большего, чем от других своих учеников. Она признается, что, возможно, это было ошибкой. Но ее чувства может понять каждый, ведь всегда самая тяжелая задача – научить чему-то своего собственного ребенка. И в этом заключается парадокс: самый родной человечек, которого ты знаешь с момента рождения, быстрее и легче воспринимает информацию от других людей, в принципе посторонних, а не от своих родителей.

Н. Б. Царьковой нравится быть учителем именно в школе, а не в университете – так она чувствует себя ближе к ученикам, ведь к каждому нужен свой, индивидуальный подход. Проводя со школьниками по 6 – 7 часов каждый день, она может лучше узнать их и, если нужно, помочь. И еще Надежде Борисовне гораздо интереснее работать с учащимися старших и средних классов. Она считает, что ученик должен быть полноправным собеседником, всегда выражать свое мнение, даже если оно в чем-то расходится с общепринятым. Для нее ценен именно диалог, потому что она сама многому учится у своих учеников – умению радоваться жизни в любой ситуации, интересоваться происходящим вокруг.

Моя школьная учительница всегда идет в ногу со временем – ведь педагог и особенно классный руководитель должен понимать детей, знать, чем они увлекаются и что их обязательно заинтересует. Поэтому она при любой возможности старается не отставать от своих учеников. Этого принципа она придерживается не только в повседневной жизни, но и в обучении и всегда пытается использовать самые современные методы. Например, в девяностых годах она преподавала по системе Шаталина, инновационной для того времени. Она еще по-другому называется системой опорных конспектов. Основной особенностью является то, что школьники, используя наглядные схемы и рисунки, по несколько раз за урок проговаривают один и тот же материал. Так все даты и сражения запоминаются гораздо лучше, и на контрольных работах потом практически не бывает двоек и троек.

О своей награде Надежда Борисовна рассказывает скромно – она не любит хвастаться своими достижениями. Это звание у нее не единственное – она к тому же Ветеран труда, обладатель самых разных дипломов. Конечно, она рада всем этим многочисленным наградам. Но они приятны ей именно потому, что она видит – ее труд ценят. Неважно, была бы это грамота, медаль или просто слова благодарности.

 

Мне кажется, это самое главное – когда тебя действительно любят за то, что ты делаешь. Когда ты видишь, что ты смог помочь, смог научить, объяснил, как найти свое место в жизни и не свернуть с выбранного пути. Очень многие учителя (о которых, может быть, никто не знает, кроме их любящих учеников), не получают призов или похвальных грамот. Но каждый день, заходя в класс, они видят школьников, которые для них стали родными, и делают все, чтобы школа и все, что с ней связано, стали такими же родными и для них. И пусть они иногда не слушают на занятии, не приносят домашнее задание, потому что совсем случайно забыли его дома…Если ученики смогли вынести для себя с уроков что-то, что непременно пригодится им потом в жизни, если они научились понимать, к чему они хотят стремится и какими людьми хотят стать, то это – счастье для любого учителя.

Лев Николаевич Толстой сказал гениальную фразу: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

С этим сложно не согласиться. На самом деле можно быть истинным Учителем, с большой буквы, даже без красного диплома и образования в престижном институте. Главное – чтобы в душе было желание подарить частичку себя, поделиться всем тем, что успел понять и почувствовать за свою жизнь. И такое качество действительно встречается редко – далеко не каждый сможет в ущерб собственным интересам и амбициям служить призванию, которое выбираешь раз и навсегда.

И все рано таких примеров немало - стоит вспомнить Эрша Хенрика Гольдшмита, всемирно известного как Януш Корчак (это его литературный псевдоним). Один из выдающихся героев войны, он до последней минуты своей жизни был предан учительскому долгу и детям, которых он очень любил.

Изначально Януш учился на врача, но вскоре понял, что преподавание – это его главное призвание. В 33 года он основал « Дом сирот», приют для детей-евреев. Он руководил им с небольшим перерывом до самой смерти и всегда сам отвечал за то, как правильно воспитывать своих подопечных. Его детский дом был образцовым. Сам Корчак старался проводить с ребятами как можно больше времени, несмотря на частые командировки и участие в различных конференциях и радиопередачах. Он даже жил рядом с детьми, в том же доме, что и они - на последнем этаже, под самой крышей.

Вторая мировая война грубо вмешалась в жизни миллионов людей в 1939 году. Коснулась она и Корчака, и его «Дом сирот». В 1940 году его пришлось переместить в Варшавское гетто из-за волны антисемитизма. Янушу предлагали уехать и скрыться его поклонники, которые зачастую были очень влиятельными людьми. Но Я. Корчак без раздумий отклонил эти предложения и последовал за своими воспитанниками.

Им приходилось очень тяжело. Не хватало даже самого элементарного: еды и воды. Януш Корчак, как мог, старался подбодрить, утешить детей, которым пришлось наравне со взрослыми сражаться за свое существование. Он добывал для них продукты и лекарства. А самое главное, он поддерживал в них веру в то, что скоро ужасы войны закончатся и они снова смогут вернуться домой. Именно эта надежда спасала в самые тяжелые часы, после изнурительных работ.

Эрш Гольдшмит также обучал детей ивриту, религиозным основам иудаизма. Религия, по его собственным словам, является «источником морального очищения» для человека в любом возрасте. . Перед Песахом – главным иудейским праздником – он не побоялся провести одну из старинных еврейских церемоний. Все дети на Пятикнижии поклялись быть порядочными и честными людьми и пообещали помнить те наставления, которые он им говорил.

В 1942 году фашисты приказали уничтожить детей. У Януша опять был выбор: бежать и быть свободным или разделить эту участь с воспитанниками. Он послушал свое сердце и выбрал второе, приняв мучительную смерть в газовой камере.

Подвиг Януша Корчака, замечательного польского педагога и деятеля, никогда не забудут не только на его родине, но и в других странах. На этой неделе, 23 марта, как и каждый год, в Беларуси и Польше запустят воздушного змея в память о мужестве Корчака и его детей, умерших во время войны в гетто.

Конечно, необязательно героически погибать для того, чтобы быть истинным учителем. Можно доказать свою любовь к делу, и не отдавая свою жизнь. Просто нужно, чтобы глубоко в душе человек осознавал, что это – единственная для него профессия, чтобы он ни на секунду не засомневался в своем выборе, даже когда он приносит трудности и вынуждает идти на жертвы.

Это чувство не приобретается от повышения квалификации или очередной награды, оно должно появиться с самого рождения. И если всегда тянет назад в школу, к любимому классу, если переживаешь за каждого ученика, даришь ему свое тепло, радуешься всем победам, то значит ты – настоящий учитель.

 

 

 

Кузнецова Наталья

1 МЖ СО

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100