Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Журнал / Стиль /
  
  
 

07:00 1 Октября 2018 - clblalackvirgi

pandora smycken grossist pandora smycken billigt [b][url=http://www.jewelryloves

  Читать далее

 
СТИЛЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛОСКУТ
 


Казалось бы, что может быть проще носового платка? Маленький кусочек ткани, который вследствие растущей популярности бумажных салфеток все больше уходит в небытие. Ан нет! Мал – да удал! Этот весьма значимый ранее предмет туалета вполне может стать нитью Ариадны для желающих изучить нравы и обычаи предков.

Предшественником тканого платка был тщательно обработанный лоскуток пергамента, производимый в Ассирии и используемый там по прямому назначению. Отсюда и название этого средства гигиены – носовой платок. Не остались в стороне и изобретатели всякой всячины китайцы – их носовые платки были бумажными. Однако, несмотря на столь непрактичный подход, платки обладали значительной художественной ценностью – лучшие каллиграфы наносили на них тексты эротических стихов.

Что касается Европы, то в III веке до н.э. платок как средство гигиены был здесь очень распространен. Еще бы! Достаточно прочесть одно из описаний многочасовых пиров в доме греческого или римского патриция, чтобы представить себе, насколько буквально "пот катился градом" с несчастных обжор. Дабы облегчить их участь, мастера текстиля изобрели "сударий" – платок для пота. Но то ли вследствие перехода античной знати к более здоровому образу жизни, то ли по иной причине, такой платок за ненадобностью исчезает из европейского обихода, и надолго.

Повторное явление носового платка в европейском гардеробе происходит, как и следовало ожидать, благодаря заимствованию с Востока. У мудрых блюстителей вековых традиций мы переняли не только "диковинные" культуры – рис, гречиху, арбузы, дыни, лимоны, но и ряд полезных жизненных навыков – спать на матраце, мыться (с мылом!), а также менять белье, даже если оно еще не успело превратиться в лохмотья, и пользоваться носовым платком. К 1311 году относится прелюбопытнейшая запись – перечисление женского приданого, куда вошли шесть пар сменного белья и... один-единственный носовой платок!

Восстановив свои права сначала в Италии, платки стали бойко распространяться по Европе. На закате правления Филиппа IV Красивого (1285 – 1314) торговля носовыми платками в Париже уже приносила значительную прибыль. Эта деталь стала неотъемлемой частью дамского туалета, которая носилась в рукаве и использовалась в качестве веера - соответственно, напоказ. Вследствие чего появилась необходимость носить с собой два платка – дабы использовать один по прямому назначению. Кавалеры XIV века не отставали от дам и носили платок в специальном карманчике.

В XV веке в моду входит филейная вышивка, и носовой платок становится самой что ни на есть благодатной нивой самовыражения рукодельниц. Маленький квадратный платочек с вышивкой, обрамленный язычками угольного кружева, занимает прочные позиции в туалете наряду с драгоценными тканями и другими украшениями.

Однако золотой эрой в истории носового платка по праву можно считать XVI век, когда кусочек тончайшей льняной ткани квадратной формы, жестко накрахмаленный, становится символической единицей языка этикета. Падение платочка в присутствии кавалера едва ли происходило по нерасторопности его владелицы. Равно как и простых взмахиваний или "держаний" платка в руке тоже не было – тонкие намеки были общеизвестны и служили языком невербального общения с противоположным полом. Кстати, в трагедии "Отелло" ярость ревнивого мавра может стать более понятна, если учесть, что вышитая на платке земляника была в то время символом супружеской верности.

К XVII веку носовой платок становится знаком аристократизма и хорошего вкуса. Начинается настоящая конкуренция полов – кавалеры, подчас даже более страстные почитатели кружевных излишеств, чем дамы, во время приемов и торжеств практически не выпускали платка из рук. Что касается формы, то и здесь конкуренция имела место – каким быть платку, овальным или квадратным, решали довольно долго, пока наконец 23 сентября 1784 года французский король Людовик XVI не издал указ о том, что "длина платка должна равняться его ширине". Верх взяли чисто практические соображения – при выкраивании овальных платков терялось слишком много ткани.

Что касается России, то в платочной традиции мы были далеко не "впереди планеты всей". Платок попадает к нам лишь благодаря Петру, который, как обычно, привез новшество из Европы и внедрил его надлежащим указом. Русский платок стал называться "ширинкой" – ведь квадрат материи ткали по ширине ткацкого станка, 40 на 40 см. Кроме того, были популярны хлопковые ширинки из батиста, кисеи, газа, которые привозили на Русскую землю из Индии и Турции.

Кроме больших и ярких ширинок, шитых золотом и серебром, "низанных жемчугом", получают распространение платки меньших размеров – "короткие утирники". Они предназначались только для "утирания", поэтому никогда не выставлялись напоказ.

Ширинки, подобно платкам в Европе, имели символическое значение. С ними связано множество свадебных обрядов и церемоний, по искусности их шитья судили о невесте. Кроме того, ширинка была едва ли не единственным способом для женщины проявить свои чувства в движении - громоздкость и монументальность ее многоярусного наряда этого не предусматривала и только кисти рук были более-менее подвижны.

Нужда в настоящем большом носовом платке, без кружев и вышивки, при этом цветном, появляется в галантном веке, в связи с модой на нюхательный табак. (Как известно, процедура эта сопровождалась многократным чиханием.) Такое новшество диктует свои правила, и ко времени правления Анны сморкаться в носовой платок становится делом вполне обычным и разрешенным в свете "прилюдно".

Век XIX внес коррективы во все сферы жизни, и носовой платок не стал исключением. Он более не выставляется напоказ, оставаясь едва заметным штрихом женского туалета и предметом щегольства мужского. "Безупречная чистота", ставшая лейтмотивом во всем, обусловила единственно возможный цвет платка – белоснежный. Качество и свежесть платка свидетельствовали о материальном положении его владельца.

В купеческой среде, как бы в пику светским манерам, богатые женские платки стали умело и не очень умело выставляться напоказ, а мужские и того проще – торчали из кармана, демонстрируя ткань и орнамент.

Одним из следствий технического прогресса и эмансипации XX века стал уход в прошлое распространенных ранее шитья и богатой кружевной отделки – редкая современная женщина находит на это время. Но тем эффектнее смотрятся сегодня рукодельные платки, совмещающие функции и украшения, и средства гигиены. И если столица, подобно Европе, окончательно перешла на бумажные разовые платочки, то в провинции по старинке используют отделанные, часто цветные квадратики материи, преимущественно хлопчатобумажной, аккуратно заглаживая их вчетверо или складывая конвертиком в карман школяра.

Нехитрое приспособление, насчитывающее многовековую историю, возможно, скоро совсем выйдет из обихода. Но если допустить, что история идет по кругу, то вполне возможно, мы с вами как раз вступаем в эру китайского бумажного платочного производства. И может быть, кто-нибудь из современников возьмет да и напишет на ажурной салфетке свои стихи. Но согласитесь, что до великой традиции здесь все же очень далеко.

Алла МИТРОФАНОВА


 
СТИЛЬ
 

6.

НЕМНОГО ИЗ МИРА ГАЛСТУКА

10.03.2008

 

7.

ЭКСПОЗИЦИЯ РАБОТ С. КУЗНЕЦОВА

17.12.2006

 

8.

ЛИХАЧЕВ Д. С. О САДАХ

29.09.2006

 

9.

ИСТОРИЯ ПЛЯЖНОЙ МОДЫ

10.06.2006

 

10.

МИСТИЧЕСКИЕ, ЦЕЛЕБНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ…

28.10.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100