| Интеллектуальная телевизионная передача «Умники и умницы» удостоилась престижной премии «Тэффи» как лучшая программа для детей. Своими размышлениями о прошлом и будущем проекта делится советник директора издательского дома «Бурда» и по совместительству редактор интернет-портала «Умников…» Сергей Владимирович Верейкин.
- Сергей Владимирович, какое место занимает работа редактора среди Вашей прочей деятельности, и какие функции Вы непосредственно исполняете?
- Прежде всего необходимо сказать несколько слов об истории сайта. Инициатива его создания принадлежала Владимиру Романовичу Легойде, который активно участвовал в самой передаче. Изначально сайт образовался как онлайн-журнал, и все его разделы фактически были журнальными рубриками. Тогда я занимался всем, что связано с кино и с историей. Поэтому, как правило, материалы на сайте, посвященные этим темам, - мои либо редактируемые мною. В последнее же время проект превратился в архив этих самых материалов и был дополнен форумом. Теперь моя работа над сайтом сводится к минимуму. Все, что я делаю – это периодически просматриваю отзывы на статьи и отвечаю на комментарии посетителей форума. - На какую аудиторию был рассчитан сайт? Задумывался ли он как специальное место для общения участников передачи «Умники и умницы»? - Совсем нет. Игроки всегда в меньшей степени принимали участие в проекте. Рассчитан же он был на более широкую публику. Ведь передачу смотрят не только и не столько те, кто хотят поступить в МГИМО – гораздо большее число людей даже не думает об этом. Мы делали проект для всех, кто интересуется наукой, историей, культурой, телевидением, игрой как таковой. Хотя сами «умники» тоже нередко пишут и сотрудничают с нами.
- Перейдем непосредственно к передаче. 45 минут эфира стоят 10000$. Почему бы напрямую не направить эти средства на поддержку талантливой молодежи вместо того, чтобы организовывать телевизионный проект?
- Дело в том, что создатель передачи Юрий Павлович Вяземский в первую очередь размышлял не о денежном выражении. Еще в советские времена он вел интеллектуальную передачу – прообраз нынешних «Умников…». Идея его заключалась в том, чтобы дать людям реальную возможность поступления в МГИМО – в вуз, который всегда являлся своеобразным показателем высокого качества знаний. Поэтому Вяземский создал шоу (в хорошем смысле этого слова), имеющее ярко выраженный гуманитарный уклон и несущее образовательную функцию. Да и все программы с социально-общественной направленностью по законам телевидения приобретают элементы шоу. Взять, к примеру, передачу «Жди меня». Она действительно помогает людям с одной стороны, с другой – обладает популярностью и является успешным медийным продуктом.
- У вас сложилось впечатление, что соревновательный процесс в передаче «Умники и умницы» объективен и отбираются действительно достойные?
- Безусловно. Другой вопрос в том, всегда ли побеждает сильнейший, ведь здесь, как и в любой игре, силен фактор удачи. Но все претенденты достойны, вне всякого сомнения. Они соревнуются в стрессовых условиях, под огромным психологическим давлением: процесс съемок, не видный зрителю, на самом деле очень долог и утомителен. Но, несмотря на это, ребята ухитряются отвечать на сложнейшие вопросы, они просто молодцы.
- «Умники и умницы» в эфире уже 15 лет, интернет-портал существует 6 лет. Какие перспективы вы видите?
- Передача, конечно, будет меняться. Да она уже и сейчас меняется. Если сегодня посмотреть старые записи, то можно заметить существенные различия. Я думаю, неизбежно изменятся критерии оценки участников, потому что система образования становится другой. Я не говорю о том, что она станет хуже или лучше, она просто будет другой. Со временем меняются приоритеты. В одни периоды в обществе упор идет на естественные науки, в другие – на гуманитарные. Что-то школьник видит для себя главным, что-то – второстепенным. Сейчас в стране идет процесс налаживания образовательных механизмов, вводятся новые стандарты (например, единый государственный экзамен). Поэтому пока трудно предсказать, в каком направлении будет развиваться российское образование. С другой стороны, меняется и телевидение. Оно становится более зрелищным, необходимо постоянно придумывать новые визуальные эффекты, яркие конкурсы с участием известных актеров, красочных костюмов, декораций. И это видно не только на примере «Умников и умниц»: все передачи, которым больше десяти лет – КВН, «Что, где, когда» - так или иначе трансформируются. Таковы законы телевидения.
Бизюкова Елена
|