Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

СЕРГЕЙ КОПЫТОВ: О ПИТЕРЕ, ЖУРНАЛИСТИКЕ И О ЖИЗНИ
 

Сергей Копытов - победитель "Умников..." 1998 года. До этой судьбоносной даты всю жизнь прожил в Пушкине (район Санкт-Петербурга) и гордое имя "питерец" произносит с большим чувством. Ныне он студент 3-го курса факультета международной журналистики, отделения Public Relations. Живет в первом общежитии МГИМО, учит немецкий язык, большую часть времени проводит с друзьями и всегда рад гостям.

Цикл игр с его участием запомнили многие: накал страстей на площадке достиг апогея, ордена сыпались как из рога изобилия, борьба за места в финале - если не на смерть, то и не на жизнь тоже. А закончилось все наилучшим образом - Сергей Копытов и четверо его друзей, вопреки ограниченному числу мест, стали финалистами игры. С тех пор они всегда вместе. В студенческой среде их команду считают чем-то целым, неразделимым. В то же время каждый из них заслуживает особого внимания. Но всему свое время. Итак, Сергей Копытов...



Для начала - традиционный вопрос: почему МГИМО и почему именно через «Умники»? Как ты выбрал этот путь?

Знаешь, на протяжении двух лет ответ на такой вопрос у меня был готов всегда. Но теперь, когда прошло время, я несколько все переосмыслил. Отвечу так. Я просто смотрел по телевизору на умных мальчиков и девочек, смотрел чуть ли не с первых передач, и мне было интересно. На некоторые вопросы я отвечал, иногда даже правильно. Но это было очень сложно - все-таки без специальной подготовки, не прочитав нужных книг… Кто пробовал - поймет. А потом я вдруг решил, что тоже хочу играть. Почему бы и нет? И здесь МГИМО был ни при чем. Я захотел именно попасть на передачу. Победа? - это тоже было неважно, не главное. Я отвечал на вопросы Вяземского и просто пробовал свои силы. О МГИМО я к тому моменту слышал несколько раз и был уверен, что в этом институте готовят разведчиков. Это все, что я знал.


Однако теперь ты студент МГИМО, учишься на факультете международной журналистики. Почему именно это направление? Ведь в основном "умники" выбирают международные отношения или право.

Не знаю. Мне нравилась идея заниматься журналистикой. Когда-то я думал о поступлении в СПбГУ и собирался либо на истфак, либо на журфак. История - это мое увлечение с детства. Но, несмотря на всю серьезность намерений, я все же предпочел тогда, чтобы она осталась для меня как хобби. А вот журналистика - это было так заманчиво! Какой-то ореол романтичности был у этой профессии. Что она, собственно, из себя представляет, я не знал. Думал о том, что мне было бы интересно носиться с фотоаппаратом, все узнавать, везде участвовать… А с моей любовью к истории я мог бы устроиться в каком-нибудь научно-познавательном издании, писать на исторические темы… В общем, все это было очень здорово, очень сумбурно и сводилось к одному - хотелось получить высшее образование. Понятно, что гуманитарное: с точными науками у меня всегда было тяжело.


Сейчас не жалеешь о своем выборе? Насколько журналистика - твое занятие?

Когда я пришел на первый курс, то практически ничего не знал о предполагаемой будущей профессии: ни о приемах в журналистике, ни о требованиях, которые нам предъявляются… Я и писать-то толком не умел. Не могу сказать, что теперь овладел всем этим в совершенстве. Но месяц практики после 2-го курса в «Независимой газете» не прошел даром. Мне было очень интересно то, чем я занимался. Общение с людьми, работа со словом - столько всего нового узнаешь!.. Именно этот месяц, я считаю, наиболее значим для меня в профессиональном отношении. Нашел я себя или нет - сказать еще не могу. Вот летом перед поступлением я готов был кричать и доказывать, что журналистика - это мое. Теперь - не знаю. Будущее покажет.


Тогда вернемся к нашим дням. Расскажи о твоих отношениях с друзьями - бывшими «коллегами» по дорожкам. Ваш блестящий выход в финал помнят многие. Но речь даже не об игре. По-моему, «умники-‘98» - это настоящая команда. Примеров такой корпоративности, как ваша, съемочная площадка еще не знала. Чем это объяснить?

(Здесь и далее речь идет о трех других победителях и финалистах 1998 года - Алексее Шмелеве, Иване Марчуке и Артеме Васильеве.)
Мы с ребятами уже обсуждали эту тему. Сошлись на том, что нам просто повезло. Ведь компании на передаче появлялись каждый год: ребята сходились на игре, переживали друг за друга… Но редко когда они все вместе доходили до финала. А мы дошли. И в этом все дело. Игра, конечно, сказала свое слово - в финале кто-то победил, кто-то - нет. Но это уже неважно. Мы все стали студентами, и это определило дальнейший ход событий. Тогда мы, помню, посмотрели друг на друга, и нам показалось, у нас очень много общего. Сейчас, конечно, мы нашли в друг в друге различные качества, но отношения наши не расстроились, а, скорее, наоборот - выдержали проверку временем. Но и тогда нас многое объединяло. Например, все читали одни и те же книги. Конечно, у каждого было свое хобби: кому-то нравилось средневековье, кому-то - ХХ век, - но стержень - подготовка к игре - был один, и интересы тоже. Например, в школе среди моих ровесников мне было не с кем поговорить "по душам". Ну как бы люди отреагировали, если бы во время кросса на физкультуре или в школьной столовой за обедом я начал обсуждать проблемы белого движения в России? Да меня бы за психа приняли! А тут… Я говорю: «Понимаешь, Марчук, белые могли бы победить, если бы…», - и дальше аргументация, скажем, из семи пунктов, наиболее актуальных, на мой взгляд, на данный момент. Марчук говорит: «Понимаю, но вот красные…», - и выдвигает мне свою концепцию. Это наша обычная беседа. И это нам интересно. Помню, на первом курсе мы с пеной у рта спорили на эту тему. Так вот, общие интересы - это то, что нас объединило на игре. Мы сдружились. Я за всех болел, за меня все болели… А потом мы все вышли в финал. Точнее, Шмелев - сразу в финал, а я, Марчук и Вася - в «Шанс». В «Шансе» предоставили три места в финал. Одно место уже было занято. Волею судьбы я занял второе. А Марчук и Вася продолжали набирать ордена…Что там творилось - передать нельзя. Я сижу, болею, за кого - не знаю. Оба - родные, оба - друзья…И когда Вяземский сказал, что берут обоих, мы просто память от счастья потеряли! Шмелев - он тоже был в студии, за камерой - несется на площадку, тут я подбегаю, кричим: «Мы это сделали!», все это снимают на пленку…Это была победа. А в Ареопаге тогда сидел наш будущий декан. Только мы об этом еще не знали. Борисов был для нас просто «строгим дядей из МГИМО».
В финале мы играли хуже - кто-то взял ордена, кто-то - нет. Но это было неважно: мы фактически уже были студентами. А потом - приехали летом сдавать экзамены и жили вместе в общежитии, как родные. Тогда были первые дни совместного проживания, первые опыты на кухне - эти ужасы! - совместные пирушки…Так вот и живем до сих пор все вместе.


Что для тебя значат друзья?

Очень многое. Они, можно сказать, заменили мне семью. Мы делим все радости и горести. Я знаю о них практически все, они про меня все знают - семья, одним словом. Можно еще долго об этом говорить, но это будут никому не нужные красивые слова. Всех чувств все равно не выразить. А вот семья - это наиболее точно.


Тогда какое место в твоей жизни ты отводишь родителям?

Родители для меня – очень большой авторитет. Благодаря ним я добился очень многого. Они меня воспитали таким, какой я есть. За что я им искренне благодарен. Сколько они со мной занимались! Как сейчас помню: седьмой класс, задачки по математике… Это был ужас! Но поскольку со мной их решал дедушка, я смирялся и утешал себя тем, что это зачем-то нужно. И сейчас, когда я приезжаю домой, все начинается заново: Сережа, надо учиться… Я говорю: дорогие родители, конечно, надо, но поймите, сейчас у меня совсем другая жизнь. И взрослею я уже вдали от дома. Хотя родители всегда останутся для меня большим авторитетом.


А кто еще для тебя авторитет?

Ребята. Юрий Павлович (Вяземский - ред.). Некоторые преподаватели в институте. Люди, которым я доверяю и которых ставлю на 2 - 3 ступеньки выше других. Их мнение всегда для меня очень важно.


Друзья занимают значимое место в твоей жизни. А как ты распределяешь свое время, чтобы хватало и на друзей, и на занятия? Какие здесь приоритеты?

Конечно, общение с друзьями - это главное. Не только в общежитии - вообще. В этом же вся жизнь! Еще это важно потому, что осознаешь, как скоро все кончится: начнется работа, варка совсем в другом котле. И я цепляюсь за эти последние беззаботные дни. А что касается учебы, то к третьему курсу я наконец-то понял, что немецкий - мой первый язык - просто жизненно необходим. Теперь вот учу усиленно, подтягиваю все свои хвосты. А остальные предметы нагоню во время сессии.


Как ты думаешь, ты - везунчик?

Смотря в чем. Если оглянуться сейчас на мой «умниковский» путь - то это все одно сплошное везение. Или, по крайней мере, на 50% везение. Где-то я брал вопросы за счет старых знаний, где-то - за счет недавно прочитанного. Но в выборе литературы тоже без везения не обойтись. Прочитать всего невозможно, и Юрий Павлович, как правило, тоже для себя три-четыре книги выбирает и по ним готовит вопросы. Так вот попробуй угадай, что это будут за книги. Можно ведь всю серию ЖЗЛ наизусть выучить, а вопрос будет, скажем, по теории литературы. Так что кому как повезет.


А случались ли в твоей жизни еще такие судьбоносные перевороты, как победа в «Умниках»?

Пожалуй, что нет. Просто настолько круто все переменилось… Представь: я родился и жил в одном городе, там были все мои друзья, там же я собирался и в институте учиться, и работать потом… И вдруг - я в Москве. Но я ни о чем не жалею. Это совсем уже другое время, очень веселое. Общежитие - школа жизни…


Говорят, что Москва меняет людей. Каково было питерцу приживаться на новом месте?

К Москве я «приживался» примерно полгода. Сначала постоянно думал: все здесь не наше, все чужое, все такое непонятное и интересное … Между Москвой и Питером всегда ведь были какие-то разногласия, пусть и размытые, расплывчатые. Потом прошло время, у меня появились знакомые, друзья-москвичи, я постепенно привык к новой обстановке. Мой друг из Питера сказал, что я изменился. Не стал лучше или хуже – просто изменился. Привык, наверно.


А общежитие?

Здесь все проще. Здесь я научился жить самостоятельно. Т.е. готовить еду, покупать себе вещи, тратить деньги… Сначала ведь кажется, что сумма на два месяца – это целое состояние, и можно его хоп – и потратить. Ан нет: надо подумать, на что жить потом.
Еще учишься готовить. Конечно, у нас с ребятами постоянно разборки, кому картошку чистить, кому жарить, кому посуду мыть… Но в общем, процесс идет без сбоев.


Как ты думаешь, ты взрослый или ребенок?

Во мне очень многое от ребенка.


Наприме р?

Например, вера в романтику. Пока мы студенты, ничего плохого в этом нет. А потом придется перестраиваться. Взрослая жизнь не допускает, чтобы ты руководствовался чувствами. Их можно оставить для любимой девушки, для друзей. А в деле – нужно задаться целью и идти. Понятно, что не по трупам. Просто поменьше раскрываться перед людьми. Я так считаю. И это не циничность, это трезвый взгляд на мир.


И кем бы ты хотел войти в этот взрослый мир?

Примерно до 11-го класса я мечтал, что стану большим человеком в нашем госаппарате, и все сразу станет хорошо. Сейчас я далек от подобных мыслей. По-моему, каждый из нас может помочь своей стране, если будет заниматься своим делом. Конечно, это должна быть позитивная деятельность. Если я получу образование, буду хорошо выполнять свою работу – государству и всем будет только лучше.


Ты когда-нибудь мечтал жить в другой стране?

Если честно, без России я себя не представляю. Возможно, и буду выезжать, если это будет как-то связано с работой. Конечно, хочется посмотреть мир, побывать в той же Германии, где я никогда не был, но язык которой я учу. А жить я буду в России. Это моя страна.


А с каким городом ты хочешь связать свою дальнейшую судьбу?

Пока не знаю. Я разрываюсь: в Питере – все мои корни, родина, здесь – друзья и перспективы…Будущее покажет. Главное все-таки – правильно определить свое место в жизни. А ночь в поезде – не такое уж и расстояние...

Беседовала Алла Митрофанова

От редакции: Сергей Копытов – один из авторов нашего интернет-журнала. Его материалы можно прочитать з десь и здесь.


 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100