Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

РЕНАТ БЕККИН: ЧЕЛОВЕК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 

Любопытно, знаете ли, общаться с человеком, который в 21 год столь спокоен, уравновешен и напоминает КНИГУ! Какую? – приемлемую для чтения, даже увлекательную ЭНЦИКЛОПЕДИЮ, местами даже затрепанную до дыр. Хотя сам Ренат Беккин, возможно, стал бы это отрицать, если бы прочитал эти строки…


Мой случай, наверно, нетрадиционный: в "Умники" я решил играть не ради института, а для того, чтобы появиться на телеэкране. Мне было даже все равно – "Поле чудес", "Звездный час" или что-то еще. Сейчас даже дико вспоминать. А тогда просто хотелось понравиться кому-то в школе, чтобы меня заметили. Так уж получилось, что попал я в "Умники".

А как же проблема с поступлением, столь актуальная для всех старшеклассников?
Об этом я вообще не думал. Вплоть до декабря 11-го класса. Было 2-3 варианта на примете у себя, в Санкт-Петербурге, но на чем-то конкретном я не останавливался. И если бы проиграл в «Умники», не учился бы в МГИМО: отговорили бы.

Какие это были варианты?
Например, Восточный факультет в СПбГУ. Туда с китайским языком после нашей школы еще как берут! Или же в Финансово-экономический институт, куда ушла добрая половина моих одноклассников. Но в то время как они готовились, я играл в "Умниках", рисковал. В мае, уже перед финалом, я подумал: вот, сейчас не поступлю, срочно уеду в Питер, подам документы и буду сдавать экзамены. Так бы я и сделал. Но 8 мая ректор подписал приказ о нашем зачислении.

Значит, ты не стремился получить образование в МГИМО?
Нет, не было у меня такой голубой мечты. И сейчас я считаю, что на моем взрослении и формировании больше сказалось не образование само, а жизнь в общежитии, вне дома. Родители говорят, что я «стал аморальным». Не знаю, каким бы я был, взрослея под их крылом. Но тем, что получилось сейчас, я доволен. Я очень сильно изменился со времен школы.

Ты говорил о китайском языке. Это что, наследие спецшколы?
Да. Нас обучали ему с 1-го класса. Вернее, сначала просто заставляли учить. 10-летняя программа в школе предусматривает работу с детьми самого юного возраста. И она значительно отличается от системы МГИМО. Здесь я тоже проучил китайский 2 года, «полуфакультативно», с 3-го по 5-й курс. И мне пришлось довольно тяжело, когда перестраивался на новые рельсы. Сейчас я не отношу китайский к языкам, которыми лучше всего владею.

А какие относишь?
Самый первый, по всем показателям, - арабский. Далее – английский, но его можно не считать, это в нашем институте рабочий язык. Вот китайский – на третьем месте.

Два восточных языка… Дело даже чересчур тонкое. Ведь это определенная структура мышления. Как это повлияло на тебя?
Пожалуй, я впитал в себя азиатское трудолюбие. Вспомним лозунг китайских коммунистов: «Три года упорного труда – десять тысяч лет благоденствия». (Замечание репортера: над рабочим столом на стене - девиз: «Arbeit macht frei».) Как говорит Аверченко, этот народ очень трудно понять. Но мне не всегда хватает их терпения. Возможно, поэтому я еще не владею китайским языком как родным. И снов на нем не вижу. А вот на арабском – бывало.

И что это был за сон?
Сейчас уже не помню, что-то незначительное и фрагментарное, притом довольно давно. Я вообще редко вижу сны или же просто не помню, что они были. Мозг концентрируется на другой информации.

А что еще ты унаследовал от их философии?
Еще – спокойное отношение к жизни. Но вместе с тем, во мне много европейских черт. Например, я не принимаю арабской вальяжности, желания полежать на солнышке, пусть даже и в глубоких, глобальных размышлениях. А вот деятельность, активность – это для меня.


Что, на твой взгляд, отличает тебя от сверстников, «коллег» по институту?
Я из тех, кто рано встает. Ведь всегда хочется все успевать. А если встаешь в 9 утра, считай, что половина дня уже потеряна, уже надо куда-то бежать, спешить… По-моему, у моих однокурсников все наоборот - ночь переходит в день.

Ты детально изучаешь Коран. А насколько ты верующий человек?
Более-менее. Но не всему могу следовать. Может, в силу младости лет. И если бы я жил, скажем, в Саудовской Аравии, может, я был бы другим. Хотя, местные ваххабиты - тоже мусульмане, как и те, кто принял эту религию, даже не зная столпов веры. Ислам в каждой стране разный. Например, большинство считают обрезание неотъемлемой частью жизненного пути, а для кого-то это не обязательно. Человек может прожить всю жизнь, и никто так и не узнает, что он не прошел основного обряда. Или: кто-то может пить водку, но никому не делать зла, и с его точки зрения главным будет второе… Однако есть определенные законы, которые необходимо соблюдать. Или хотя бы не делать публично того, что ислам предписывает не делать вообще. Тогда это становится вопросом совести каждого человека.

По-моему, вопросы веры интересуют тебя не как простого приверженца религии…
Да, это правда. Проявляется мой юридический интерес. Я, конечно, не только об уголовном праве говорю, – о гражданском, торговом, финансовом…

В таком случае, где бы ты хотел работать?
Честно говоря, не знаю. У меня было достаточно практики в разных местах, в том числе в МИДе и в одном исламском банке в Москве. В основном мне везде нравилось, но долго нигде не задерживался: месяц-полтора, два, не больше. Из познавательных соображений: стремился попробовать разное. Поработаю немного, сделаю выводы – для меня это или нет, пойду дальше. Часто бывает, что работа хорошая, но я там не остаюсь: чувствую, это не для меня.

А первое место работы какое было?
Может, забавно, но это была Российская национальная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. С 13 до 16 лет я работал там библиографом, и эта работа мне нравилась. Она здорово развивает мышление: искать книги по каталогам, вычислять их по картотеке – это далеко не просто. Появляются навыки анализа, развивается фотографическая память – то, что потом пригодилось на «Умниках» и в жизни вообще.

Какую роль ты отводишь образованию МГИМО в своей столь разнообразной практике?
Немалую. Конечно, помогают языки. И то, что есть возможность практиковать их в МИДе, – это прекрасно. Но и общий багаж знаний, приобретенных в институте, не менее важен. Не хватает, скорее, опыта. Тут выручает желание работать, учиться новому.

Но ведь МИД, международные отношения – это не твой профиль. Ты опровергаешь популярное мнение, что выпускники МГИМО – это «обо всем понемногу и ни о чем – конкретно»?
Пожалуй, да. Я же еще и журналистикой занимался. Начиная с литературного клуба «Дерзание» в ленинградском Доме пионеров и заканчивая молодежной газетой «Цвет Яблока», где был редактором. Кроме того, работал в банке как экономист, в МИДе, соответственно, как дипломат, наконец, на таможне, в юридическом отделе – как юрист. А вообще моя специальность – МПП (Международное публичное право – Ред.). Но именно это трудно применить на практике. Выпускникам отделения торгового права легче: в любой иностранной фирме они, что называется, как рыба в воде. Я же, хотя диплом писал по страхованию, публичное право знаю лучше всего. А блеснуть эрудицией негде. Если только в МИД идти… Конечно, дипломат должен быть юристом. Но как оказалось, не настолько, чтобы быть востребованным до конца. Последняя надежда на Правовой департамент, там я еще не был.

Получается, ты работал по всем направлениям - специализациям МГИМО.
Получается…

И каковы «отзывы с мест» о твоей практике?
Разные. Но обычно нейтральные. Только чиновнику со стажем будет понятно, что хотел сказать мой руководитель практики. Для меня же все отзывы одинаковы. Но я вообще сомневаюсь, что в таких случаях о ком-то говорят плохо. Другое дело, что меня не всегда устраивало то, чем приходилось заниматься. Но по этому поводу восточная мудрость гласит: из всего надо уметь извлекать хорошее. Например, просиживая в одном из департаментов МИДа, я умудрился за месяц, один за их компьютером создать целый номер газеты "Цвет Яблока" и отредактировать сборник студенческих работ Исламского клуба МГИМО. Время не прошло зря. Вообще, даже если работа не нравится, нужно найти в себе силы довести ее до конца. При этом твой настрой не должен сказываться на окружающих. Нужно постараться не обидеть людей. Это касается не только работы.

Отвлечемся от деловой практики. Представь, что ты можешь выбирать, в какой стране тебе жить. На чем остановится выбор?
Не знаю, я нигде не был. Будет зависеть от того, чем заниматься в этой стране. Я вообще патриот и никуда уезжать не хотел бы. Но если так получится, то это точно будет не Америка.

Кто для тебя герой нашего времени?
Это смотря с какой стороны. Герой как квинтэссенция нашего времени - это, скорее, отрицательный персонаж. Березовский, Волошин, Хаттаб - тоже своего рода герои. Каждый из них играет определенную роль. А героя на все случаи жизни - нет. Для меня это в чем-то Николай Фоменко. То есть мне нравится его творчество, постоянная деятельность - то, как он тратит энергию. Этим он меня привлекает. Но с другой стороны, я многого не понимаю, например, его места на "Русском радио". А в целом мои герои меняются со временем. Вот в детстве у меня на стене соседствовали Ленин и четверка Beatles. Затем Ленина сменил Троцкий, а битлов – Бернес с Утесовым.

Ты сказал, что сильно изменился со времен школы. А со времен 1-го курса?
По словам моего соседа, я был «не очень хорошим» первокурсником. Наверно, излишне замкнутым, холодным… Сейчас я более эмоционален, а тогда меня мало что удивляло. Мне очень нравилось латинское выражение: «Nil admirari” – ничему не удивляться. Хотя, помню, как на вручении студенческих билетов меня просто сразил внешний вид двух моих новоявленных однокурсников - ну бандиты отменные! Думал, будут драться и настроился на самое худшее. Впоследствии они оказались весьма мирными ребятами, в отличие от тех, о ком на первый взгляд не подумаешь плохого. Кстати, тогда, в наш первый день студенчества, меня сразу запомнил весь курс - "умниковское" прошлое дало о себе знать. И хотя Юрий Павлович настоятельно рекомендует не афишировать своего «происхождения», такие вещи и так всегда все знают.

На твой взгляд, велика разница между теми первокурсниками и новыми?
Я мало кого знаю и судить могу только по "Умникам". Здесь, как правило, все с переменным успехом: год - блестяще, год - так себе, серенько. Но общая тенденция носит положительный заряд: чем дальше от комсомола, тем лучше. Я не из тех, кто считает свое поколение уникальным, а последующие - декадентством.

Вопро с-блиц: Какой у тебя девиз в жизни?
Это зависит от ситуации. В рабочее время это: "Трудитесь - и будете счастливы", во время отдыха - другое. А вообще в жизни есть определенные незыблемые принципы, и все остальное наслаивается на них. Например, десять заповедей Моисея.

Говорят, что книга - как друг: скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Вот и скажи, только учти заранее: Уголовного кодекса и прочей отраслевой литературы - не надо.
Да-а... Вопрос из числа "отключите микрофон". Художественной литературы я читаю мало: право действительно занимает все время. В детстве часто читал Большую советскую энциклопедию. Поэтому, наверно, и стал таким. Еще раньше - "Тараканище", причем об аллегории со Сталиным тогда даже не подозревал. Из классиков - люблю Гюго, Достоевского. Опять же, исповедь Ставрогина - самая любимая часть "Бесов", никуда от юридического наследия не деться...

Беседовала Алла МИТРОФАНОВА


 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100