Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

АНТОН ГУМЕНСКИЙ: "СКАЗКА МОЕЙ ЖИЗНИ"
 

«Умники» для зрителей первого канала, пожалуй, то же, что и «загадочная русская душа» для иностранца. Мыслительные процессы в их головах явно не подчиняются логике простого смертного. Попробуйте, например, найти что-либо общее между Кантом и академиком Королевым… ??? Для «умника» это вообще не вопрос. Просто оба любили манную кашу! Фактов такого рода в голове любого «умника» предостаточно. Но все же они, хоть и семи пядей во лбу, - обычные люди, студенты, либо совсем уже взрослые. При общении - интереснейшие собеседники, что, впрочем, ясно уже на игровой площадке.
Знакомьтесь: Антон Гуменский, «умник»-1995, выпускник факультета МИ-2000. Не просто студент – активист и журналист по призванию. Хотя о работе мы решили не говорить: будней и так предостаточно.


Антон, кем ты хотел стать в детстве?
Антон Гуменский: Да кем только не хотел! Все дети мечтают об одном. Но, помимо традиционных летчика, танкиста, пожарника и прочего, что положено в таких случаях, у меня была совершенно особая мечта – стать моряком. Это гораздо серьезнее. Делом моей жизни в то время было строительство лодки. То есть лет с 7 до 13 я ежедневно в мыслях проектировал парусник.

Так это была лишь идея?
А.Г.:Не совсем. Я был счастливым обладателем карт походов, чертежей и всего-всего, кроме, собственно, лодки. Более того, несколько раз я назначал предполагаемый срок начала путешествия, например – через 3 дня отбываем. Но как-то все откладывалось… Хотя настроен я был очень серьезно. У меня было трое постоянных сподвижников, и наши родители относились к идее довольно спокойно, почти с согласием, - в общем, было все, и сопутствующий ветер тоже. А однажды я встретил мальчика, который строил… космический корабль. Все необходимые чертежи и проекты у него тоже были. Но я-то знал, что с космическим кораблем ничего не выйдет: это чересчур. А вот лодка – дело другое. И не хватало-то мне совсем немногого – сам не знаю чего. Просто плавать в мечтах было интереснее. К тому же – можно плыть куда угодно. А для меня это было главное.

И как же «морскому волку» пришла в голову идея стать журналистом?
А.Г.:До 10-го класса такой идеи вообще не возникало. Хотел стать юристом. Потом увлекся психологией. И так как СО - это психология почти в чистом виде, я почувствовал вкус к профессии. Любовь к людям перевесила во мне сухую юриспруденцию.

Почему ты выбрал МГИМО?
А.Г.:Выбрал не я, а передача «Умницы и умники». Родители всегда говорили мне, что нужно использовать любую возможность в жизни. Если в данный момент ничто не препятствует, кроме лени и инертности, надо пробовать. Участию в «Умниках…» не препятствовало ничто. На вопросы я ответил, получил телеграмму и – приехал.

И каково было получить телеграмму с телевидения?
А.Г.:Это было событие. Москва от Саратова далека, а Останкино вообще представляется некой несбыточной мечтой: «живьем» башню никто не видел, а значит, может, и нет ее совсем. Писали туда многие, как на деревню дедушке, ответов не получал никто. А я получил. Но это было не простое везение. Бог замечает тех, кто выпрыгивает Ему навстречу. Может быть, нескромно, но я очень люблю эту фразу. Что-то здесь есть от идеологии протестанта. «Умники…» – это была возможность «выпрыгнуть», проявить себя. И ничто этому не мешало.

Как сложилась судьба «умника»-Антона?
А.Г :Я играл 2 года подряд. Так получилось, что до самого приезда в Москву я не знал, что это игра для 11-классников. Я учился в 10-м. Но ведь меня об этом даже не спросили! Никто этим не поинтересовался. И я решил: раз уж приехал, надо играть. Об исходе игры не думал. Если проиграю – не страшно, если выиграю – победителей не судят. Я дошел только до второго тура. И тут все выяснилось. И Юрий Павлович сказал: «Как, вы нас обманывали?» Я ответил: «Нет, вы меня не спрашивали.» Тогда Юрий Павлович решил пригласить меня на следующий год. Сказал, что даже писем писать не надо. Но я перестраховался - написал несколько. Получил приглашение, дошел до финала (через «Шанс»). В финале играл неважно и в институт поступал сам.

Как оцениваешь тот свой уровень подготовки к институту?
А.Г.: Вступительные экзамены мне дались довольно тяжело.В основном из-за языка. Однако в процессе учебы понял, что мой уровень вполне адекватен, и даже более того… (Не хочу показаться нескромным.) Просто на экзаменах требуют другое – конкретную подготовку по конкретным вопросам. Это, скорее, издержки нашей жесткой системы. Но пусть лучше так, чем несерьезное тестирование… Экзамен должен быть испытанием.

Спустя пять лет в стенах института можно дать ему некоторые объективные оценки. В чем специфика МГИМО? Каковы, на твой взгляд, главные «за» и «против»?
А.Г.:С пецифика заключается в направленности подготовки – государственные деятели, профессионалы во внешней политике… Творческие профессии появились позже и - с тем же уклоном. Таким образом, за 5 лет человек приобретает навыки мыслить государственными масштабами. Об этом говорили еще выпускники первых лет. Я слушал, записывал, но не понимал до конца. Теперь понял. МГИМО расширяет горизонты. И одновременно – уменьшает масштабы земного шара. Когда слышишь, что наши выпускники работают повсюду, мир представляется не огромным, но доступным. Это и есть главный «плюс».

«Минус» же связан с постоянно падающей планкой требований, которые предъявляются студентам, начиная со вступительных экзаменов и до конца. И не только у нас – в целом во всех вузах. Соответственно, качество поступающего материала, т.е. абитуриентов, ухудшается, что незамедлительно сказывается на качестве конечного продукта, т.е. выпускниках. И тут возникают традиционные русские вопросы: кто виноват и так далее…

Быть может, дело не в институте, а в отношении самих «новобранцев» к учебе?
А.Г.:Безусловно. Так называемое «новое поколение» не может определиться с приоритетами в собственной системе ценностей. Многие, кстати, вообще таковой не имеют. Но их нельзя обвинять во всем: достаточно вспомнить, когда они родились. Это были последние годы существования СССР. Развал всеобщего оплота ударил в одинаковой степени и по зрелым, и по формирующимся умам. Плюс рост преступности, экономический кризис… «Большие проблемы» не позволяли взрослым уделять должное внимание своим чадам. А они-то росли… Сами по себе. И может, не страшно, что не успели в пионеры. Хуже, что они не получили ничего взамен. В стране в это время – перевороты, пора «демократических реформ» и – абсолютная свобода всего: идеологий, слова, дела… На юные умы хлынул поток западной информации, несортированной и неуправляемой.
Система образования не стала счастливым исключением во всеобщем развале. Задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы законсервировать в умах существующие на данный момент положения. Образование - самая консервативная сфера. Так должно быть на начальном этапе. Чтобы позволить ученику выводить собственные теоремы, необходимо заложить основу в его голове. В противном случае будет хаос. Мы получили как раз второе. Новое поколение впитывало как губка все из окружающего водоворота, будучи не в состоянии отделить зерна от плевел. Со всеми вытекающими последствиями. Результаты налицо.

Сейчас вообще модно говорить о проблемах молодежи: падение нравов, моральное разложение и т.д. Что ты думаешь об этом?
А.Г.:Челов ечество всегда одно и то же. Все говорят: «А вот в наше время…» И написанное на стенах Помпеи вполне применимо к современной России. А вообще-то у российской молодежи те же проблемы, что и у государства – кризисы, недостаточный уровень культуры… Например, молодые не уважают старших и не уступают им место в транспорте. А кто-нибудь в государстве уважает старших? Хорошо еще, что есть и другая молодежь – те, кто уступает место, не ругается матом и не слушает плохих кассет. И таких примерно половина. И у них есть свои проблемы, совсем иного плана.
Государство должно заботиться обо всех поколениях, о молодых - в том числе, о старших – в первую очередь... Иначе не объяснишь, что такое «уважать». Но перестройку надо начинать каждому самостоятельно, и причем с себя самого. Только в этом случае можно говорить о подъеме культуры и решении прочих проблем.

Какие жизненные ценности наиболее важны для тебя?
А.Г.:Самое первое - недеяние и нежелание зла. Я оставляю за человеком право даже не творить добро. Лишь бы не было энергии разрушения. Далее - ум. При наличии такового человек мне интересен, при отсутствии - ну что ж, главное, чтобы не делал зла. Отсутствие ума можно компенсировать только добром.

Не слишком ли это лояльно - только «недеяние и нежелание» зла?
А.Г.:На созидание добра тратится много сил. Сложно творить добро, не причиняя при этом кому-то вреда. Поэтому если человеку не хватает сил, то пусть хотя бы не портит жизнь другим. Я признаю еще и свободу выбора, т.е. человек волен делать все, если это не приносит вреда ближним. Императив Канта известен всем: поступай так, чтобы это стало примером для окружающих. Но это слишком большая ответственность. Есть восточная мудрость, смягчающая Канта: поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой. Тоже неплохо, но отдает мазохизмом. Я предпочитаю недеяние зла.

А что, на твой взгляд, могло бы послужить образцом человеческих отношений?
А.Г.:Есть такая удивительная книга, энциклопедия человеческих жизней. Очень добрая и умная. Это «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Она написана с большой любовью и большим знанием людей. Оттуда можно почерпнуть все. И не зря она адресована всем детям - и маленьким, и взрослым, и детям в душе, и совсем взрослым, которые даже не догадываются, что в сущности они тоже - дети. Пожалуй, это и есть образец. Но до идеала нам всегда далеко, а кризисы, встряски и прочее – все же необходимы. В этом залог человеческого развития.

И последнее. Ты не раз сам брал интервью. У разных людей. Какой вопрос ты особенно любишь задавать?

А.Г.:… Пожалуй, вот: «Как вы назовете книгу своих мемуаров?»

Ну и как ты назовешь книгу твоих мемуаров?
А.Г.:« Сказка моей жизни» – хорошее название. Жаль, что Андерсен уже сделал это до меня.

Алла МИТРОФАНОВА

 
6
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100