Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Эстафета поколений
 

За тысячи лет человечество изменилось. Столько раз за свою историю оно наступало на грабли, что переломанных граблей не счесть и человечество не узнать. Пойди попробуй выживи без огня в эпоху неолита, а сегодня? Сегодня вы видели огонь? Нет, если у вас нет газовой плиты или зажигалки для понятных целей. Потребность хранить очаг уже век вчерашний. Если гаснет олимпийский огонь, на помощь приходит та же зажигалка. А что нельзя обронить в эстафете поколений? Вопрос другой: кто побежит следующий этап? Воспитание молодого поколения есть то, где человечество, веками оттачивая мастерство, остается дилетантом.

И в XXI веке мы, видим множество школ, гимназий и лицеев, воспитываем технарей и гуманитариев, практиков и теоретиков. Кто знает, к чему мы придем, разрабатывая образовательные методики и изобретая способы проверки знаний.

Всех проблем российского образования ЕГЭ пока решить не удается. Есть, конечно, и плюсы: теперь вчерашним выпускникам школ из регионов достаточно сдать один раз экзамен и разослать результаты по вузам. Процедура поступления теперь проще, только вот проблема коррупции остается. Махинации со сдачей ЕГЭ теперь проходят в регионах, а в приемную комиссию абитуриенты приносят готовый балл, и кто знает, что кроется за нарисованными цифрами. Другое дело, когда перед вами как на ладони человек, когда можно задать ему вопрос и проследить ход его мыслей. Можно взять и прочесть шедевр мировой литературы, но можно не утруждаться и прочесть краткое содержание или рецензию. Вы можете читать книгу в оригинале, а можно перевод. Выбор за вами, но и результат следует ожидать соответствующий. За цифрами вы не увидите, читал ли ваш будущий студент Шекспира или Гомера, знает ли он, сколько планет в солнечной системе, и имеет ли представление о древнегреческой демократии. Конечно же, видно: у парня 100 баллов - он все знает, может, лучше вас. А у другого - 99, и в чем между ними разница, кто из них достоин больше, с кем из них вам по пути. Жаль, но никто не узнает, а потом преподавателям со студентом заниматься 4 года.

Проще сдать раз и спрятаться за цифры. А если не получилось? Всякое бывает: переволновался, заболел. В таком случае придется ждать целый год. Не слишком ли много поставлено на кон? Ни много, ни мало, а судьба человека решается в один день. Да, раньше тоже были экзамены, и каждый важен, но ведь их было много, у человека было право на ошибку, судьба дарила ему второй шанс. А теперь, если постигла неудача, как сложно пережить ее вчерашнему школьнику, подняться и идти дальше. Современное общество отвечает: здесь, простите, выживает сильнейший, сосредоточился и идеально написал тест – прошел, что-то пошло не так – ты аутсайдер. Современное общество не волнуют проблемы отдельно взятого человека. Пусть это беспокоит вашего психолога, духовника или семью, но людей вокруг это не касается: у всех своих проблем хватает. Урбанизация – благо, высокий уровень жизни и все удобства. Но есть и другая сторона медали. В большом городе человек человеку волк. Чем больше город, тем горше волчья доля, тем проще спрятаться. Так и искать никто не станет: кому ты нужен. Так сегодня человек остается один в мире проблемам, он живет в своем мире и строит стену от внешнего. И проще примерять маски, чем показывать свое истинное лицо, проще спрятаться за баллы ЕГЭ, чем показать свой настоящий багаж знаний и признаться, что ты до сих пор не прочитал Шекспира и Гомера. Но каждый знает, какой он на самом деле, за каждой маской внутри человека идет борьба, и стресс, одиночество в этой борьбе вряд ли на нашей стороне. И кто в этой борьбе побеждает, человек не признается. А почему люди боятся признаться? Потому что в наши дни бедность – порок, любая бедность и интеллектуальная тоже. Потому что забыли, что в человеческом обществе ценят не только успех и состоятельность, но умеют уважать всех: и сильных, и слабых. Или прославленная толерантность касается только субкультур и сексуальных меньшинств?

Неужели обронили мы где-то эстафетную палочку? Так нужно поднять ее, пока не поздно. Кто нам нужен? «Высококвалифицированный потребитель» или профессионал? Нет, нам человек нужен. И неважно, токарь он или президент. Нравственность надо воспитывать. Нравственность – наш вечный огонь, который мы должны оберегать ото всех ветров. Нефть кончится, а нравственность останется.

Есть и другая крайность в современном образовании. Детей в школах ходят и упрашивают, принести запоздалое домашнее задание, прощают ему долги и на медали вытягивают. Так тоже не пойдет. Ведь этот же школьник попадает потом в университет, где за ним никто ходить не будет, никто не будет спрашивать, почему не пришел, почему не сделал. Пропустил неси справку, опоздал на экзамен – на перездачу. Студент реагирует неправильно, он ведь привык, что к нему относятся по человечески, прощают слабости. Дети, попадая в университет, попадают в новый мир, к правилам которого нужно привыкать и это довольно долгий процесс. Как помочь студентам, во время узнать, что их ждет в университете, какие предметы, какие люди? Я бы предложил выстроить вертикаль в системе образования, на базе сотрудничества школ и университетов, когда в школе к поступлению в университет учеников готовят преподаватели университета, их программы согласуются. Тогда школьник попадает в ВУЗ и этап адаптации минимален. Все давно поняли, что студентам уже в вузе нужна не только теория, но необходимо связать ее с практикой. Студентам предлагают, а в некоторых ВУЗах обязуют проходить стажировки. Почему бы тогда по аналогии модели учеба – работа, университет – организация, не создать систему, когда уже школьники посещают ВУЗ, еще до поступления знакомятся с ним изнутри. Речь идет не дне открытых дверей, а о постоянном сотрудничестве школ и ВУЗов, если хотите, о шефстве. И это не новшество, а давно известное явление, когда преподаватели из ВУЗов читают в школах курсы. Но почему бы не упрочить эту систему.

Телевикторина Умники и Умницы пока единственный пример проекта работы со школьниками, их подготовке отбору и знакомству с университетом. Проект, созданный и действующий при МГИМО стараниями Юрия Павловича Вяземского, помог осуществить мечты сотням талантливых ребят из столицы и из провинций. Умники приходят в МГИМО с большим багажом знаний по необходимым им предметам и четким осознанием того, что собой представляет МГИМО, что от них будут требовать. В рамках проекта умники могут подружиться с Ю.П. Вяземским, что и происходит. Благодаря таким проектам меньше вероятность, что абитуриент ошибется с выбором ВУЗа и потратит время в пустую. Нужно создавать и совершенствовать такие проекты, приобщать к ним все больше школ, тогда и проблем с вступительными экзаменами будет меньше. Побольше бы таких людей, как Ю. П. Вяземский, которым не все равно на молодое поколение, знают студентов лично и со многими дружат. Участники конкурса становятся друзьями за время конкурса и им гораздо проще учиться вместе.

Поэтому и отношения между студентами и преподавателем доверительные и честные и мотивация к учебе выше. А от отношения и желание учиться зависит то, как студент будет заниматься, каким специалистом и человеком он станет. В этом миссию таких проектов, как Умники и Умницы, в жизни молодежи, МГИМО и страны трудно преувеличить.

В жизни проекта активно участвует факультет МЖ, студенты которого посещают телестудию викторины и проводят мероприятия по продвижению имиджа Умников и Умниц в стенах МГИМО.

Факультет проводит активную политику общения с учебными заведениями в регионах. В Нижегородской области за последние тринадцать лет было создано девять классических гимназий. Гимназисты показывают превосходные знания на областных и всероссийских олимпиадах, чем привлекли внимание декана факультет Международной журналистики Скворцова Ярослава Львовича. Старшую из гимназий – семеновскую несколько раз посещали Ю. П Вяземский, Я. Л. Скворцов и а также зам декана и редактор православного журнала Фома – Владимир Романович Легойда. Гимназисты-старшеклассники попробовали свои силы в решении вступительного теста по английскому, показав неплохие результаты. Владимир Романович написал статью, где выразил свое восхищение программой и людьми, которые учатся и учат в гимназии. Программа предполагает усиленное изучение гуманитарных дисциплин, включая латинский и греческий языки. Гимназисты занимаются хореографией и театром, каждый месяц проводят трогательные выступления. Кроме общеобразовательных предметов, в гимназии обязательно изучают религиозные: культуру православной семьи, закон Божий, катехизис, историю Церкви и многие другие. Гимназисты посещают храм, сначала обязательно, но приходит время, когда на беседа с Богом, идешь по велению сердца.. Кто бы что ни говорил, но одних знаний и навыков человеку мало, нужно чтобы на чем-то держался его внутренний мир. Человек нужны убеждения. Коррупцию без них не победить. Ее побеждать надо внутри людей. Нужно, чтобы совесть и убеждения, останавливали руку вора, чтобы душевные порывы вели к знаниям. Вот таких разносторонних энтузиастов с нравственным стержнем воспитывает семеновская православная гимназия.

И такие замечательных учебных заведений в России достаточно, но к сожалению, их никто не ищет и не замечает, далеко не все гимназисты и лицеисты знают об умниках и умницах, о МГИМО, хотя многие мечтали бы попасть в этот университет и, главное, могли бы. Именно поэтому хочется, чтобы жили такие проекты, как передача Юрия Павловича, чтобы ВУЗы отслеживали успехи школьников, помогали им готовиться к поступлению. В конечном итоге это выгодно и университету, когда в их стенах учатся сильные студенты, которые впоследствии могут сформировать профессорский состав. Студенты-отличники поднимут университет на строчку выше в рейтинге ВУЗов, а это значит финансирование государством и развитие научной базы университета. И причем здесь выгода университета, образование дело некоммерческое, и даже негосударственное.

Молодым людям, которые и есть будущее России, нужна помощь в решающий этап их жизни, когда происходит их становление как личностей, когда они делают судьбоносный выбор. От этого выбора равно как от результатов ЕГЭ зависит вся жизнь человека. Также и судьба нашей страны зависит от системы образования и ошибки здесь непростительны, по крайней мере, исправление их станет делом не одного поколения, станет делом историческим. Важно не потерять в эстафете поколений человечность, нравственность, а что же нравственно? Нравственно делать верный выбор, заботиться о старом и малом. Приходит время, и мы делаем выбор, и так каждый день. Дни уходят, решения становятся историей, но перед каждым поколением встает вопрос, как воспитывать приемников. И личным примером, как нельзя лучше, старшее поколение может показать, что есть нравственно. Их этап эстафеты завершается, и ронять палочку уже даже обидно. Пришло время, когда вузы должны пойти навстречу школам, старшее поколение молодому, общество навстречу человеку.

Ваня Балдин, студент 2 курса МЖ (СО) МГИМО

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100