Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Тайны образов повседневности
 

В суете дней мы не замечаем порой того, что творится буквально у нас под носом. Предметы, окружающие нас долгое время стали привычны, и часто даже не возникает мысли, откуда они пришли, кто их придумал, что таит в себе история их изобретения. Люди проходят мимо зеркала, не зная, где его придумали, меряют температуру тела, не думая о том, как поднимается ртуть. Никто не задумывается, почему мыло пенится и как режут ножницы. А ведь история каждого предмета особенна, интересна, а иногда даже загадочна. Речь идет о возникновении самых простых, я бы даже сказала обыденных вещей.

Миллионы людей держат этот предмет  ежедневно в своих руках. Я не знаю ни одного человека, который ни разу в жизни не пользовался им. Первоклассники с усердием сжимают, пытаясь получить круглые, с наклоном буковки, бизнесмены носят позолоченные и даже иногда ювелирной работы изделия в карманах пиджака, журналисты же практически не выпускают из своих пальцев…ручку. Да, обыкновенную шариковую, гелевую или масляную ручку. А Вы когда-нибудь задумывались, какую длинную историю она прошла до того, как попасть к нам?

История изобретений инструментов для письма берет свое начало еще в глубокой древности. Еще древние люди рисовали на стенах заточенными камнями, а жители Вавилона выводили буквы на сырой глине. В Древней Греции писали на табличках, заранее натертых воском, острой палочкой, которая называлась - стило. Но подлинными изобретателями ручек мы можем считать египтян -  в гробнице Тутанхамона  был обнаружен предмет, напоминающий сегодняшнюю ручку. Внутри него находилась тростинка, которую заполняли чернилами. При письме на папирусе оставался тонкий черный след.

И с этого момента начинается эпоха перьев. Ими подписывали указы, творили произведения литературы, создавали маленькие произведения искусства. Но было очень сложно достать такие перья. Процесс занимал приблизительно несколько месяцев. Весной у молодого гуся выщипывали одно перо из левого крыла, летом его обжигали в горячем песке, чтобы оно стало сухим и жестким. В конце концов, ножом заостряли конец пера. Лидером в производстве была Россия. Страна экспортировала около 70 млн. перьев в год! Только жители Востока пользовались тростниковым пером. Но именно гусиное перо повлияло на почерк, а значит и на характер народов мира. Итальянцы писали витиевато, немцы - сдержанно и строго, французы -мягко и бережно, русские - с размахом.

Примерно в 1750 году изобрели стальное перо, так как гусиное было недолговечным, быстро ломалось и требовало усилий, чтобы устранить поломку. Идея создания стального пера принадлежит англичанину Харрисону, и через несколько лет эти ручки продавали на маркетах Лондона по цене 5 шиллингов. Они пользовались большой популярностью. В 1820 году удалось усовершенствовать инструмент для письма, сделав его более тонким  и упругим. В массовое производство они вошли лишь спустя 10 лет, тем самым способствуя увеличению грамотности и росту новой рекламы. Изготовление стальных перьев осуществлялось в несколько стадий: вырубка заготовок, расщепление носика, закалка, клеймение, разработка рельефа, придание окончательной формы. Так как перья следовало окунать в чернила, то их конструкцию немного усовершенствовали, чтобы можно было дольше писать. Для этого либо добавляли специальное углубление в форме носика, либо делали перо с опущенными крыльями, под которыми могли бы оставаться чернила. Некоторые были «двойными» - между нижним и верхним пером оставался резервуар для жидкости.

А в 1881 году была изобретена первая перьевая авторучка. Льюис Вотерман, страховой брокер, готовился к подписанию очень важного договора. И для этого он приобрел перьевую авторучку. Он считал, что было бы более торжественно подписывать бумаги именно ей, нежели стареньким пером. Все было готово, клиент пришел, Вотерман выдал ему авторучку, но… она не писала. Ни с первой попытки, ни со второй ничего не вышло, а когда они попробовали сильно надавить на инструмент- на договоре появилась клякса. Брокер помчался в другую контору за нужной бумагой, но, придя на место, не обнаружил клиента- тот в свою очередь заключил контракт с конкурентами. Для Вотермана это был провал, и, отчаявшись, он взглянул на ручку. Дело в том, что система подачи чернил должна не только контролировать количество подаваемой жидкости, но и воздух, остающийся в резервуаре. Именно Вотерман стал первым, кто обнаружил эту особенность и начал использовать в ручке принцип капилляра.

Современные ручки были изобретены в 1938 году. Их созданию способствует занимательное наблюдение журналиста из Венгрии. Ладисло Биро очень сердился, что его ручка оставляла следы на бумаги, которые быстро высыхали, а кончик пера рвал на месте кляксы бумагу. Именно он первый заметил, что газетные чернила высыхают намного быстрее, чем обычные, которыми пользовались в то время. Однако краска для печати была очень густая, и поэтому их невозможно было влить в резервуар. Тогда Ладисло Биро призвал на помощь своего брата - химика по профессии, и вместе они создали первую шариковую ручку. Братья задумали ручку - трубочку, но на ее конце был шарик, который регулировал подачу чернил. Таким образом, когда шарик движется по листу бумаги, он захватывает часть густых чернил и наносит на поверхность.

Однажды, совершая прогулку вдоль берега Средиземного моря, братья встретили пожилого гражданина из Аргентины и показали ему свое изобретение. Он высоко оценил их труд и предложил пустить ручки в массовое производство. Но в тот момент они отказались. Через несколько лет после начала Второй мировой войны, братья вспомнили старого знакомого и, покинув свою родную Венгрию, переехали в Южную Америку. Заручившись поддержкой некоторых инвесторов, они открыли собственную фабрику. Казалось, братьев должен был ожидать успех. Но они были обречены на провал, так как ручка писала только в вертикальном положении: малейший наклон - и большая клякса или разрыв появлялись на бумаге. Но Биро не сдавались. Они проводили в лаборатории дни и ночи. Результатом стала новая шариковая ручка с капиллярной конструкцией, которая ровно наносила чернила не зависимо от положения. Однако ручки практически не покупались, то есть дело не приносило доход, и Биро вынуждены были закрыть производство.

Ручки Биро производились только в двух странах мира- Аргентине и Венгрии. Американский путешественник Милтон Рейнолдс, будучи в Аргентине, купил несколько шариковых ручек и привез их в США, наладил массовое производство и… вуа ля! Успех был небывалым. Только за один день в Нью-Йорке было продано 10000 штук! Интересно, что лозунгом была фраза «Наши ручки пишут под водой».

Конечно же, каждый знает знаменитые ручки  фирмы «Parker». Но никто даже не догадывается, что Джордж Стэффорд Паркер просто украл идею Биро, немного усовершенствовал ручку, пустил в массовое производство и… стал самым знаменитым производителем ручек. Изделия Паркера были очень дорогими, и только богатые люди могли позволить себе их покупку.

В Советском Союзе первые ручки появились после Великой Отечественной войны. Правительство страны попросило Паркера организовать производство своих изделий в СССР. Выбор пал именно на его изделие, потому что акт о капитуляции фашистской Германии был подписан одноименной ручкой. Однако, сам Паркер не горел желанием сотрудничать со Сталиным, и советским ученым, химикам и инженерам пришлось все делать самим. Они разработали специальную смесь канифоли и касторового масла, которая использовалась вместо чернил. Производство наладилось в 1949 году.

Как уже было упомянуто, и ручки Паркера и советские имели очень высокую цену. Грамотный французский предприниматель Бик создал одноразовые ручки BIC. Они стоили сравнительно недорого, были надежными, неломкими и могли писать на всех видах бумаги. Миллиарды ручек, стиль которых практически не изменился, продавались, использовались, разбирались, терялись, но не потеряли популярность, оставаясь на прилавках канцелярских магазинов по сей день.

В начале 1990-х годов огромную популярность приобрели ручки со стираемыми чернилами. Дело в том, что чернила разбавлялись водой, и ручка писала бледно и немарко. Запись можно было стереть обычным ластиком, не прилагая никаких усилий. Однако из-за бледности цвета вскоре ручку стали меньше покупать и сейчас можно довольно редко найти такие экземпляры.

Позже для удобства была выпущена ручка с прорезиненной поверхностью, которая позволяет пальцам руки не уставать при длительном письме.

Самое последнее изобретения человечества: ручка-компьютер. Пишет она обычными чернилами, на специальной бумаге; встроенная внутрь камера переводит написанный текст в обычные печатные буквы и посылает на компьютер.

Привлекают внимание также дорогие ручки известных брендов. Они демонстрируют статус, престиж и достаток владельца. Сейчас, когда широко распространены шариковые, капиллярные, гелевые ручки, а также компьютеры, люди не забывают и о перьевых авторучках, которые не теряют свою популярность. Даже Билл Гейтс, компьютерный гений, носит в нагрудном кармане костюма «вечное перо, только для того, чтобы подписывать различные документы и контракты.

Образ складывается из мелочей. Так же как джентльмены выбирают часы, или ремень, а дамы сумочку или туфли, бизнесмены и знатоки покупают перьевые авторучки.  Стоимость их порой превышает цену автомобиля. Например, восьмиугольная платиновая ручка, усыпанная со всем сторон мелкой крошкой бриллианта, общим весом в 48 карат. Такой предмет выпущен в единственном экземпляре, его стоимость- 1 000 000 евро.

Такие ручки- шедевры  мастерства их создателей. Они дороги, красивы, качественны, долговечны, роскошны. Их можно назвать произведениями искусства. Конечно, это вещь не «для всех», не говоря о их высокой стоимости и ограниченности. Но обладатель такой ручки принадлежит к кругу избранных. Таким людям не нежны электронные часы, а единственной маркой автомобиля, которую они признают, является "Роллс-Ройс", и они точно знают почему.

А Вы знали что…?

1) Ежесекундно в мире продается 125 ручек

2) В одном из индийских племен авторучки запрещены. Если у члена племени обнаруживается экземпляр- человека расстреливают

3) Каждой хорошей ручкой можно написать 50000 слов

4) Если человеку дадут новую ручку, первым написанным словом станет собственное имя

5) Ежегодно 100 человек умирают, подавившись чернилами от шариковой ручки.

Другим инструментом для письма и рисования является карандаш. Его предком считается стержень из свинца с цинком. Такие записи довольно легко стирались с помощью хлебного мякиша или пемзы. Чтобы сделать изображение долговечным, в состав стержня добавляли серебро.

В XV веке были открыты месторождения «черного камня»-графита. Открытия его свойств принадлежит пастухам из Камберленда. Они заметили, что шерсть чернеет, когда овцы трутся о скалы. Позже химики обнаружили, что в поверхностных слоях горных пород содержится графит.

В этом же веке во Франции была изобретена пастель: путем добавления к мелу жиров и пигментов. А Леонардо да Винчи открыл сангину- «красный мел». Им является природный каолин, окрашенный окислами железа.

Однако первые карандаши были изобретены в немецком городе Нюрнберге. Изделия были недорогими, но и некачественными. Дело в том, что немцы в середину стержня добавляли низкосортную продукцию, а у основания- чистый графит.

Уже в конце XVIII века чешский фабрикант Гармут соединил глину и графит, положив начало производству карандашей «KOH-I-NOOR».

Шестигранную форму предложил граф Лотар фон Фаберкастл для того, чтобы было удобнее писать и рисовать на наклонных поверхностях. Он же утвердил стандартную длину и диаметр карандаша.

В 1775 году Жак Конте предложил карандаш, которым мы пользуемся сейчас.  Графит заковывался в специальный футляр, который не пачкает руки. До сих пор карандаши фирмы «Конте» пользуются большой популярностью и не сбавляют обороты по производству принадлежностей для письма.

В России, стране богатой древесными ресурсами, графитовые стержни помещались в деревянную оболочку. Это изобретение покорило весь мир. Карандаши стали значительно дешевле и удобней. Подумать только: несколько десятилетий назад люди были прикованы к столу- перьями невозможно было писать в дороге, теперь же путевые заметки распространялись по городам и странам с небывалой скоростью.

Что касается цветных карандашей, то история их открытия довольно туманна. На прилавках магазинов их увидели впервые в 1830 году. Формула такого карандаша проста: цветной грифель= цветные пигменты+ клей+ наполнитель.

Самым большим недостатком простого карандаша является его быстрое затупление. Постоянно приходится подтачивать его конец. "Механический карандаш Хаякавы" был изобретен в Японии молодым ученым Токудзи. Он назвал его: «Вечно острый карандаш». Грифельное острие он поместил в металлический футляр. Карандаш появлялся при вращении футляра. В 1915 году Токудзи Хаякава пустил свои изделия в продажу. Однако в Японии не хотели покупать карандаши, так как металл был холодный, и это не нравилось теплолюбивым японцам.

Преимущества карандаша первыми увидели советские космонавты. В космическом ведомстве США разрабатывали авторучку для того, чтобы можно было писать в космосе, в то время как космонавты из СССР использовали стандартные грифельные карандаши.

В последние время, с развитием компьютерных технологий, большинство людей откладывают ручки и карандаши в сторону, набирая текст на клавиатуре компьютера или ноутбука. Чертежи составляются с помощью специальных электронных программ, даже в рисовании, где карандаш всегда занимал лидирующую позицию, уже используются современные технологии. Все картинки распечатываются на принтере и рисунок готов. Кто знает, возможно, лет через 40-50 простой карандаш и шариковую ручку можно будет увидеть только в музеях.

Как уже было сказано, изначально для того, чтобы стереть карандаш использовался хлебный мякиш. Затем из Латинской Америки был завезен каучук, который прекрасно стирал с бумаги следы от черно-графитного карандаша. Но каучук очень быстро гнил и поэтому не мог храниться долгое время. Изобретение ластика принадлежит английскому инженеру Эдварду Найму, который изучив свойства каучука, принялся заниматься его вулканизацией. После всех экспериментов он вывел формулу ластика и запатентовал ее. С этих пор резинки получили широкое распространение.  Еще одно интересное, но такое привычное для нас изобретение, было введено в 1858 году американцем Хайманом Липманом. Он решил соединить карандаш и ластик в одно изделие, однако в то время его идею не поддержали, и только он сам пользовался удобным инструментом. В настоящее время компания Faber-Castell предложила миру свое новшество-ластик, который не крошится стружкой после использования, а собирает свои остатки в комок. Эти изделия и правда очень качественные, не оставляют следов на бумаге и хорошо стирают карандаш. Естественно, цена у таких ластиков немного выше, чем у других производителей.

Конечно, говоря о карандашах, ручках, ластиках, невозможно не упомянуть о бумаге. Ведь если бы не было ее, изобретение принадлежностей для письма было бы бессмысленно.

До сих пор точно неизвестно, когда именно была изобретена бумага, но корни мы находим в Китае  153 года нашей эры. Министр земледелия Тцай-Лунь рекомендовал жителям города использовать так называемую бумагу «ши», которая изготавливалась из волокон древесины «бумажного деревца». До этого китайцы пользовались пластинками, вырезанными из стебля бамбука. Но бумага, изобретенная в Китае имела недостаток- рыхлость, а из за этого краска протекала и лист рвался.

Путь бумаги из стран Востока в Европу описан  ученым из Франции Авенелем: «Она пришла из Китая очень медленным путем, со средней скоростью, может быть, ста верст в сто лет. Народы центральной Азии, потом арабы, потом египтяне подвозили ее выделку все ближе к нам. В 650 году ее видели в Самарканде; в 800 - встречают в Багдаде; в 1100 году она дошла до Каира. Затем она проходит по берегу Африки, переплывает через Средиземное море и долго не переходит Лангедока». Но вскоре не юго-востоке Испании открылась мастерская по производству бумаги. К  XIV-XV она получила широкое распространение по всей Европе.

Огромное влияние на производство бумаги оказало изобретение печатного станка. Темпы производства растут и постоянно внедряются новые технологии ее производства.

 К концу XVIII века при помощи разламывающих аппаратов производили огромные объемы бумажной массы, однако вычерпывание вручную сильно тормозило производственный рост. Но вскоре француз Робер нашел решение- внедрил машину для изготовления бумаги.

В технологии ее изготовления насчитывается около 30 операций. Основной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а его главным инструментом была четырехугольная форма с сеточным дном. Рабочий окунал ее в чан с бумажной массой и быстро поднимал. Нужно было сделать так, чтобы на сетке, после того как с нее стекала вода, оставался ровный слой волокна, из которого будет произведен лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал привилегиями по сравнению с другими рабочими. Сушка была завершающей стадией. Листы выпрямлялись, разглаживались каталкой из твердых пород дерева. Затем снова прессовались. Бумагу  иногда окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Потом лист подвергался повторной сушке и разгладке. Почти готовая бумага относилась к резчику, который обрезал заготовки и складывал их стопками по 10 штук. Пачка тщательно упаковывалась и транспортировалась прямо в руки заказчика.

Проведите эксперимент: возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль и поперек. С одной стороны она рвется лучше, чем с другой. Это говорит о том, что бумага делалась с помощью специальной машины. А еще можно увидеть, что со стороны разрыва виднеются тончайшие волокна- нити целлюлозы, которая образует каркас дерева.

Нередки были случаи, когда газетные или оберточные бумаги вырабатывали почти из одной древесины, а для производства низших сортов варили солому и известь. Добавление асбеста придает бумаге горючестойкость, и это свойство применяется в производстве кровельного материала.

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Ее предшественники- камень, кожа, воск, металл, глина, береста, пергамент. Все это в разное время служило для письма, а значит и для передачи ценной информации.

Естественно, она никогда не выйдет из производства, но что делать, чтобы в ее изготовлении использовалось как можно меньше древесины, чье количество с каждым годом все уменьшается. Целое дерево уходит на производство примерно 2900 тетрадей. Для  технологии производства бумаги много было сделано в Германии. Немцы придумали состав для смоляной проклейки бумаги, изготавливали ее из древесных отходов, соломы и травы «альфа». Возможно, скоро появится новое сырье для выработки бумаги, и тогда вопрос о вырубке целых гектаров леса будет закрыт.

Я рассказала лишь некоторые истории изобретений обычных бытовых предметов. А как много их вокруг вас! И у каждой вещи своя история. Такая необычная, интересная, захватывающая. Поспешите узнать каждую, ведь возможно, что вскоре эти предметы мы сможем увидеть только в музеях и галереях мира.

Кузнецова Анастасия, 2 МЖ

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100