Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ПРО МАТРИЦУ, КИНЧЕВА И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
 ПРО МАТРИЦУ, КИНЧЕВА И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Что такое матрица? Придуманная реальность? Или отголоски той жизни, которую мы пытаемся прожить? Где реальность, а где полуреальность? Где же истина? Что руководит нами в принятие тех или иных решений? Сложно ответить на все эти вопросы, если ты не Бог или не сверхчеловек. Но можно попробовать понять и объяснить, иерархизировать так сказать нашу жизнь – разделить понятия, отделить правду и вымысел. И правда ли, что эти два мира никак нельзя соединить? На эти и многие другие вопросы ответил и студентам факультета МЖ и гостям профессор богословия, дьякон Андрей КУРАЕВ. Между прочим, выпускник Кафедры истории и теории религии и атеизма философского факультета МГУ. Отец Андрей закончил Университет в 1984 году. Уже несколько лет читает спецкурс на философском факультете МГУ "Философия и богословие Православия". Он – кандидат философских наук, кандидат богословия, автор многих апологетических и полемических книг.

Студенты очень ждали этой встречи: 9 зал был битком набит людьми, которые мечтали задать вопрос действительно православному человеку и другу всех рок-звезд нашей эстрады. С первых же минут встречи отец Андрей легко завладел аудиторией, посвятив ее в тайны бытия, религии, отношений между Церковью и людьми. Но это не значит, что все было очень серьезно и скучно – отец Андрей поминутно шутил и рассказывал аудитории интересные случаи из своей жизни. Он цитировал и объяснял различие между религиозными исповеданиями, обсуждал фильм «Матрица» и сюжеты греческих мифов, место религии в современном мире и книги Диккенса, говорил о зависимости от общества и свободе человека, о боли и обмане, о доброте христианства и Боге, о Ренессансе и о чувствах и сомнение человека, о Декарте и скептицизме, Толкиене и космосе.

После вступительной части своего выступления, «дьякон Всея Руси» отдал инициативу в руки аудитории, которая, в свою очередь, задавала очень интересные вопросы, на которые, как мне кажется, отец Андрей отвечал с удовольствием.


- Для молодежи, которая следит за развитием мысли в Церкви очень интересен такой момент: получается, что христианин, его позиция в обществе очень уязвима. Это одна из частей конфликта между молодежью и Церковью. Как это преодолеть?


- Был такой человек Жорж Гарреман, посол США в Советском Союзе в годы второй мировой войны. Когда он уже возвращался на Родину, его спросили: «А скажите , какой главный урок вы вынесли из вашей жизни в Советской России?». Он ответил так: «Вы знаете, я поняла одно – в России нужно жить долго».Точно так же я могу сказать о Православной Церкви. Чтобы ее понять – в ней нужно жить долго. Надо уметь выжить в Церкви – это очень непросто. Не сорваться в какую-то истерику, в псевдоправославную секту не попасть. Это серьезнейшая проблема. Выстраивание авторитетов. Легко быть католиком, легко быть баптистом, а православному человеку некуда уходить из Церкви. Очень важно выстроить в себе иерархию чувств. Отличать где добро, а где зло.


- Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, об отношение священнослужителей в эпоху Советского Союза к властям? Правда ли, что между первыми и второй возникали конфликты? В частности, вопрос касается позиции Патриарха Тихона.


- Позиция патриарха Тихона вполне ясна и больших перемен не имела. И это было сказано в послание епископов, когда они еще сидели в лагере, к советским комиссарам. Там был очень интересный тезис о том, что патриарх Тихон никогда не выступал против советской власти. Высказывание патриарха Тихона в адрес разрушителей храма, осуждение Брестского мира, – эпоха, когда власти у большевиков еще не было, когда они выступали в роли государстворазрушаещего элемента. Но когда через пять лет стало ясно, что большевики выступают в роль того стержня, вокруг которого страна начинает снова строиться и собираться и что это действительно власть, тогда вступают в действие принципы лояльности к власти, какой бы она ни была при условии невмешательства в глубины религиозной совести.


- Есть такая пословица – «все, что не происходит, к лучшему». Согласны вы с этим, если нет, то почему?


- Наверное, эту пословицу можно применять только к себе самому. Это то лекарство, которое нельзя давать другим. Понимаете, если я например заболел, и если я найду силы в этих условиях сказать себе: «Достойные по делам моим приемли» – это будет знаком здоровья души. Человек, который научился благодарить Бога за свои болезни – недалек от святости. Главная задача православного врача – научить больного любить свою болезнь. Если что-то серьезное вошло в твою жизнь, то нужно научиться любить ее. Если я скажу про себя это – это признак здорового, но если я приду и скажу это соседке – то это будет пошлостью. Поэтому тут есть условие о том, что все к лучшему – все зависит от качества земли, в которую это все падает.


- В чем проблема отношений русской интеллигенции и Церкви?


- Я думаю, главная проблема – это расхристанность русской интеллигенции. Отсутствие навыка к дисциплине мысли. Когда- то был стереотип, что вера и разум несовместимы. Ну и в советские времена выбирали разум, ставив на второе место веру. Сегодня стереотип сохранился, но работает по-другому. Сейчас я выбираю веру и долой разум. И самые дикие сплетни люди начинают всерьез вбирать в себя. Традиционное блюдо русской интеллигенции – каша в голове. Я не люблю русскую интеллигенцию, но кроме нее никто нас слушать не будет. К рабочим и крестьянам обращаться практически бесполезно. А ругаю я нашу интеллигенцию за то, что она мало думает.


- Что такое, по-вашему, национальная русская идея?


- Национальная идея это не то, что можно создать, а только то, что можно вспомнить. Самодержавие – это, несомненно, национальная идея. Самодержавное государство – это государство, которое не является ничьей колонией. Как оно управляется – вторичное дело.


- Проще ли научить религиозным основам детей? Ведь все знают, что маленькому ребенку внушить истину гораздо проще, чем взрослому человеку.


- Я с детьми на самом деле мало работаю. Выпускные классы, разве что. Очень легко и хорошо с малышами разговаривать – первый –третий класс – проблем нет. Главное – не быть скучным. В старших классах уже начинают думать – особенно мальчишки. Там уже и философские вопросы ставятся. Недавно привез замечательную газету из Сыктывкара, республика Коми, местная епархиальная газета. Там была опубликована статья в защиту преподавания основ религиозной культуры в школе. Примерно следующий текст: «Если наши дети не будут знать Библию, православие, историю Церкви, то тогда очень многие страницы культуры будут для них закрыты. Они не смогут понять иконы Андрея Рублева и романы Достоевского, творчество Константина Кинчева и Виктора Цоя».


- Отец Андрей, расскажите о Вашем отношение к року.

- Ну мнений по этому вопросу может быть много. Но правильное все равно мое. А оно таково: рок я не люблю. Если брать рок как музыку, безотносительно к словам, то конечно в этом есть элемент трансовости. Можно всю музыку, наверное, разделить на два класса – музыка мелодичная и музыка трансовая. Русский хоровод, кстати, ко второму относится. Сам по себе рок у меня не вызывал особых симпатий. Другое дело – этот язык какофонии, слова, которые иногда оказываются абсолютно уместными. Удивительное соотношения формы и содержания. Главное – рок, возник как культура протеста. В западном христианском мире. Там этот протест был направлен против системы ценностей отцов. Поэтому понятно, почему Гольфстрим западного рока оказался немного отчужденным, пугающим, отрицающим. А в Советском Союзе все было наоборот. Ценности поколения отцов были атеистическими. И вот на этом фоне русский рок занял достойную позицию.

- Считаете ли Вы, что рок стал для современной молодежи неким подобием Церкви? Что люди, вместо того, чтобы верить в Бога, создают себе мнимых кумиров и покланяются их творчеству?


- Одно дело если бы монах вместо того, чтобы пойти в храм, пошел бы в Лужники на рок-концерт, я бы сказал – отец, что ты делаешь, твое место тут уже занято, уходи. Но когда какой-нибудь паренек идет туда, то он это не вместо службы делает, а вместо какой-нибудь интернетовской дури, вместо киношки какой-нибудь, поэтому надо же это в динамике оценивать. Две ноги стоят на одной и той же ступеньке. Но один человек на эту ступеньку наступил, чтобы подняться, а другой – чтобы спуститься.



…Это далеко не все вопросы, которые были заданы во время встречи. И я уверена, что у студентов осталось их очень много. Но все хорошее, как известно, заканчивается быстро. И это тот самый случай, когда, расставаясь, всем искренне хотелось сказать: «До новых встреч!»

Текст: Анна МОСЕСОВА, 2МЖ
Фото: Анна МАНЬШЕВА, 4 МЖ

Пожалуйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100