Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

КЛУБ МЖ: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРЕССЕ НА ВОЙНЕ?»
 КЛУБ МЖ: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРЕССЕ НА ВОЙНЕ?»,
ИЛИ «О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОМ»



То, что случилось 23 октября в ДК Подшипникового завода на Дубровке во время представления мюзикла «Норд-Ост», потрясло весь мир, всю Россию, не говоря уже о самой Москве. Такой величины теракта, как захват 800 заложников, ещё не бывало.
Люди, словно в трансе, днями и ночами не отрывались от экрана телевизора, вслушивались в радиосообщения, расхватывали утренние газеты: только бы узнать, как себя чувствуют захваченные, есть ли жертвы, почему бездействуют спецслужбы. Состояние жителей Москвы в те дни можно назвать шоком. Неудивительно. Кровь и смерть – это всегда страшно. Ещё страшнее, когда они рядом. Каждый человек имеет право на информацию. Все СМИ пользуются свободой слова. Но когда эта свобода выносит на экран кровь и смерть, когда кадры могут стоить жизни, а слова - душевного спокойствия, нужна ли такая свобода?
Как должен вести себя журналист в чрезвычайных ситуациях? Что это: обычная работа или нечто большее? Как «не навредить», давая в эфир сюжеты о страданиях людей? Все эти вопросы возникают тогда, когда появляется возможность трезво порассуждать, обдумывая произошедшее. А о чем думают журналист, с камерой очутившиеся в пекле событий, «оттираемые» милицейскими кордонами и обязанные в такой ситуации каждые четверть часа выдавать "нагора" свежую информацию? Все эти вопросы, объединенные общей идеей «Журналистика в чрезвычайных ситуациях: профессиональные, правовые и морально-этические аспекты» стали темой очередного заседания Клуба МЖ, имевшего место 30 октября.Вел дискуссию заместитель декана факультета МЖ МГИМО Ярослав Скворцов.

Участниками разговора, соорганизатор которого выступил Медиасоюз, стали его президент Александр Любимов и вице-президент Елена Зелинская, политтехнолог Глеб Павловский, а также журналисты Борис Кольцов, Владимир Чернышов и Алексей Пивоваров (НТВ), Николай Кудряшов (ОРТ), Игорь Малов (Радио "Маяк"), Андрей Золотов (The Moscow Times). Все они, так или иначе, участвовали в освещении теракта, кто-то в непосредственной близости от здания Театрального Центра, кто-то внутри, кто-то в редакции.
Каждый по-своему в те страшные дни отвечал на главный вопрос: что делать, когда журналистика оказывается «на грани»?
На грани добра и зла, на грани «можно» и «ни в коем случае», на грани «профессионально хочется» и «не навреди». Борис Кольцов: "Для меня, как человека, который работал в Чечне, все эти 8 лет в России идет война. И этот теракт – только новое её проявление. Единственный дискомфорт в том, что это происходит в городе, где живет моя семья".
Глеб Павловский: "Норд-Ост – не продолжение Чечни. Задача любого теракта – изменить политику государства. Если 50 человек может изменить политику ядерной державы, то им цены нет. Бараева не интересовала Чечня, его интересовал Путин.
Они учат нас. Убивают нас, но учат. Когда мы научимся убивать их, когда мы научимся убивать их раньше, чем они нас, только тогда мы будем чего-то стоить".
Глеб Олегович так распалился, что перевел разговор из плоскости «что делать?» в «кто виноват?», заявив, что «все российские СМИ работали на Бараева», хотя сами того не подозревали. А потому половину журналистов, работавших «с терактом», нужно уволить.
Этот тезис политолога Павловского пришелся не по душе собравшимся журналистам. Потому каждый начинал свое выступление с попытки оправдаться и оправдать коллег. Даже Александр Любимов, которому – если следовать логике Павловского – пришлось бы уволить полштата ОРТ и уйти в отставку самому сразу после того, как в эфир было дано памятное интервью с продюсером мюзикла Александром Цекало. Александр Любимов: «Наша работа – часть полицейской операции, потому мы перемонтировали куски интервью, чтобы казалось, что Цекало этого не говорил».
Андрей Золотов: «В стране все плохо, а на телевидении должно быть все хорошо? Так не бывает». Глеба Павловского поддержал разве что Игорь Малов, заявивший: «СМИ сделали меньше, чем могли»…
Почти два часа продолжался спор о том, что СМИ сделали правильно, чего им делать не стоило, а что сделать было бы просто необходимо. В итоге вину с журналистов, работающих на месте событий, сняли, а ответственность переложили на плечи тех, кто сидят в «мирной» редакции и компонует выпуск. Вывод прозвучал в словах Николая Кудряшова: «Журналисты должны снимать все и все передавать в редакцию. Что давать – решает редактор». На том и порешили. А Колин начальник Любимов в заключительном слове выступил с инициативой заключения корпоративного договора между СМИ о поведении журналистов в экстремальных ситуациях.
Итак, как это ни прискорбно, но ещё раз подтвердилась поговорка, что пока гром не грянет… «Норд-Ост» послужил урокам всем – и спецслужбам, и простым людям, и, конечно, журналистам.
Прав все-таки Глеб Павловский: нам всем нужно учиться.

Александр СТАРКОВ
Фото Василия ЭСМАНОВА


Пожалуйста, оцените этот материал:
 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100