Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Alma-mater / КЛУБ МЖ /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 
КЛУБ МЖ
OOPS! WE DID IT AGAIN!
 


OOPS! WE DID IT AGAIN!

Снова!.. Снова в пятницу, 5 октября, собрался факультетский люд на очередное заседание самого замечательного в мире клуба -- «Клуба МЖ». И вновь ждали дорогого гостя… И дождались! Гостем стал наш выпускник, а ныне -- главный редактор журналов Cool, Cool Girl, и Oops! Сергей Верейкин. Человек с очень большой и интересной биографией. Журналист и бизнесмен, который знает, как сделать, чтобы тираж издания был миллион экземпляров.

Все началось девять лет назад, когда второкурсник факультета МЖ Сережа Верейкин решил, что пора набираться профессионального опыта и всерьез браться за работу по специальности.

«Я пришел в «Международник» и попросил дать мне задание, -- вспоминает Верейкин. -- А они говорят: «Возьми у кого-нибудь интервью, только чтоб вопросы были неожиданными, например: «Были ли у вас проблемы с алкоголем?» В первую очередь я посмотрел на наш деканат и, не заметив у них подобных проблем, понял, что эта тема не для меня. В итоге я взял интервью у одной нашей уборщицы, которая, как оказалось, работала в институте уже восемь лет и застала нескольких ректоров. Все интервью свелось к портретам ректоров глазами уборщицы."

Начав с репортёрства, Сергей ударными темпами добрался до должности главного редактора «Международника», начал трудиться в РИА «Новости», был приглашен на работу в Издательский Дом (ИД) «Бурда», где и работает по сей день.


Полная «Бурда»

«Сначала это предложение было так, ирония. Потом я неожиданно для себя выяснил, что ИД «Бурда» на тот момент завоевывал широкий сегмент рынка. Его журналы обладали тиражами не меньше 100000 экземпляров. Как потом мы поняли, массовый журнал, обладающий меньшим тиражом, не выживает в России.
Когда я пришел на работу, кроме меня и главного редактора не было ни одного сотрудника. За неделю мы набрали восемь человек. Сидели в маленькой комнатке-пенале, в которой стояли еще и три компьютера. Представляете, какая там была жара и уровень радиации…»


Но все великое начинается с малого…


Cool life

«Cool» мы начинали летом 1997 года, когда я получал диплом. Я даже не пришёл на выпускной вечер, поскольку мы верстали первый номер. Жертвы были не напрасны: нас ожидал грандиозный успех – за три месяца журнал достиг трёхсоттысячного тиража. И наше руководство приняло решение о выпуске второго журнала, отличавшегося от первого только тем, что все темы были девичьи.
Тогда же нас начали обвинять в непрофессионализме и потворствовании массовому вкусу. Посыпались жалобы завучей и учителей школ на то, что в понедельник, день выхода журналов, дети опаздывают в школу, а потом все рекреации бывают засорены прочитанными и выброшенными журналами.

В пик популярности – в 1998 году – наши тиражи достигли миллиона экземпляров (а это -- тираж хорошей советской газеты). А в этом году мы сделали журнал, который не имеет аналогов, поскольку является одновременно и массовым, и глянцевым: обладает гигантскими тиражами и привлекает к себе дорогую полновесную рекламу. Это журнал «Oops!»


Но не всё так безоблачно.

Чтобы держать марку и сохранять тираж Cool’у приходится постоянно придерживаться не самых приятных правил.

Правило первое. Мнение редакции должно полностью совпадать с мнением читателя. Читателям интересно узнать то, что они и так знают, им просто приятно ещё раз об этом почитать, посмотреть картинки, постер, почитать ещё. Но всё это, пока не появился новый сюжет… Фактически это эффект бразильских сериалов. Журнал должен ориентироваться на ту прослойку тем и интересов, которая касается всех – и лицеистов, и учащихся ПТУ.

Второе правило. Читатели «куловского» возраста очень быстро меняют свои интересы. То, что было интересно год назад, никого не интересует сегодня.
Кроме того, такое издание не может существовать без развитой инфраструктуры. Только благодаря мощи издательского дома Burda с его широкой, «почти шпионской» сетью распространителей журнал смог выжить.

- В рамках этих правил простора для творчества почти не остаётся. Наши материальчики с ноготь большого пальца – вся площадь для самовыражения. Заметьте, у нас больше фотографий, чем текста. И это часть концепции. Cool - журнал, который читают, листают в метро. Взрослые разгадывают кроссворды, молодёжь разглядывает фотографии. То есть у нас есть клише. С годами наступает эффект рутины, когда ты чувствуешь, что всё это уже рассказывал, сам двести раз это читал. А когда ты выражаешь не себя, а интересы стотысячной аудитории, то только этим и живёшь: их интересами, желаниями. На вещи для души времени не остаётся. Бороться с депрессией помогает то, что ИД постоянно выпускает новые издания.

Но невозможность самовыражения – не главная проблема. Камень преткновения в другом.


Журнал для дебилов?.. Извините…

Владимир Романович Легойда, отец-основатель «Клуба МЖ», вспомнил такую историю. Одна его знакомая работала в ИД «Бурда» и очень тяжело переживала давление творческих рамок. В итоге из журнала она ушла. Последней каплей стала планёрка, на которой редактор запретил использовать слово «политкорректность», в связи с тем, что не все читатели знают, что оно значит. А журнал не может печатать слова, о существовании которых читатель не догадывается.

Сергей прокомментировал это так.

«В трёх журналах работает 40 человек. И каждый из них периодически (несколько раз в день) начинает кричать: «Невозможно, Серёжа, невозможно! Мы же пишем для дебилов!..» Действительно, есть слова, которые у нас не проходят. Мы пишем на том языке, который понятен человеку и из глубинки, и из Москвы. Наши читатели не идиоты. Но когда мы пытались вести рубрику об истории музыки, на неё просто не обращали внимания. И вообще, не Cool’ом единым жив человек. У нас есть телевидение и радио (другой вопрос, какие они?). Миссионерской функции Cool не несет, но и о гомосексуализме и агрессии мы не пишем».

Возникает вопрос: как быть с несколькими скандальными публикациями, которые в свое время привлекли внимание широкой общественности и получили резкую негативную оценку?

«Если вы откроете журнал последних трёх лет, - подчеркивает Сергей Верейкин, -- то не найдёте там ничего, имеющего «клубничный» оттенок. А вообще дурная слава, которая сопровождает нас с первых номеров, раздражает. Что скрывать, это большая проблема. Мы теперь вообще не пишем ни о чём, выходящем за рамки романтических отношений.


О тдохни!

Если верить фактам, то о Сергее Верейкине складывается впечатление как об интеллектуальном, интеллигентном и предприимчивом человеке. Журфак МГИМО, красный диплом, редакторство в «Международнике», увлечение кинематографом, статьи о котором публикуют именитые зарубежные издания, работа в интернет-проекте «Умницы и умники»… Что же удерживает такого специалиста в малоинтеллектуальном массовом журнале?

«Моя мама говорит проще: «Сколько же лет ты еще будешь в этом Cool’е? Честно скажу, не знаю. Годы в журнале стали для меня, конечно, гигантской школой, сравнимой с МГИМО. Но я не собираюсь на этом останавливаться. Может быть, когда-нибудь приду к вам в новом качестве. Это с профессиональной точки зрения.
А чисто по-человечески мне нравится, что я прихожу на работу, и масса вопросов, которые без меня не могли быть решены, решаются. Мне 26 лет, а я могу ответить на вопросы, которые могут поставить в тупик сорокалетнего. Мне нравится, что 40 человек моих сотрудников обращаются ко мне за советом.


Прекрасно!

Ну а если вдруг Сергею предложат более высокую должность и большую зарплату в другом издании?

«Если бы, то, наверное, да, - отвечает Сергей. – Мне интересны все предложения. Другой вопрос, какой журнал…»

В завершение встречи на правах ведущего слово вновь взял Владимир Легойда: «Очень легко возмущаться, взяв в руки журнал Cool, а чаще и не взяв. Как-то после очередного нападения на Cool я специально от корки до корки прочитал три последних номера и не нашёл там ничего такого, в чём журнал обвиняли. Это не сделало меня поклонником жанра, но заставило немного по-другому посмотреть на обвинения. Знаете, меня возмущает не то, что такие издания выходят огромными тиражами и на это находятся деньги. В каком-то смысле, так было всегда. Вспомните древнеримское «хлеба и зрелищ». В этом смысле мало что изменилось. Можно легко предъявить претензии: чему вы учите, кого воспитываете? Да не ставят они целей ни учить, ни воспитывать. И об этом наш гость достаточно четко сказал. Так вот меня печалит другое: интеллектуальные, образовательные журналы никогда не будут иметь таких больших тиражей. Но нужно хотя бы сделать так, чтобы эти издания были. Ведь жизнь подростка, на самом деле, не крутится исключительно вокруг журнала Cool, и не все его читатели – люди пропащие. Будет намного больше пользы, если вместо благородного негодования по поводу неинтеллектуального Cool-а мы сможем предложить ребятам и другое чтение».

Вопрос в том, как сделать, чтобы подростки читали не только Cool…

Александр СТАРКОВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ



ДУМАЛИ – COOL, А ОКАЗАЛОСЬ ВСЁ ОЧЕНЬ ПРИЛИЧНО…

Реакция студентов на известие о том, что гостем на втором заседании нашего клуба станет главный редактор журналов Cool, Cool Girl и Oops! СЕРГЕЙ ВЕРЕЙКИН, была примерно такова: "Ужас! Какие кошмарные издания, особенно этот отвратительный Cool! Сплошная пошлость и попса… А письма читателей – это просто верх глупости". При этом большинство критиков последний раз брали – если брали вообще – это издание в руки как минимум год назад.

Вопреки всем ожиданиям, Сергей Верейкин оказался симпатичным, интеллигентным, умным молодым человеком. Он сумел как-то сразу расположить к себе аудиторию.
Сергей поведал о первом журналистском опыте, о работе в «Международнике» (оказалось, что он – НАШ, то есть с МЖ!). О приглашении в издательский дом Burda. О своей деятельности на посту главного редактора. Выпускник МГИМО Верейкин в свои 26 лет уже добился больших успехов в профессиональной деятельности и, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом. В отличие от господ Соловьева и Леонтьева, утверждавших на встречах с нами, что учиться журналистике – занятие, в общем, бесполезное, НАШ Сергей Верейкин заметил, что институт дал ему очень много. Оттого о годах, проведенных в этих стенах, не жалеет. В то же время Сергей признает, что опыт, приобретенный за время работы в редакции, вполне сопоставим со знаниями, полученными за период обучения. Все понятно: есть «базис», есть и «надстройка»…

Как же учатся быть журналистами? Мало того, что мы овладеваем языками, получаем общее гуманитарное образование высочайшего класса, мы так же приобретаем и профессиональные навыки. Учению этому, как мне представляется, немало способствуют и заседания нашего клуба. Мы учимся встречаться с известными людьми (а это, как выясняется, не всегда просто), слушать их, формулировать собственные мысли. Учимся задавать вопросы и анализировать полученные на них ответы. К тому же происходит своеобразное переосмысление отношения к людям, лица которых мы привыкли видеть на телеэкране, имена – на страницах газет и журналов… Как-то незаметно формируется новый подход к восприятию их как личностей.

Признаться, сперва мы были поражены, насколько поведение и слова всех наших гостей не соответствовали устоявшемуся имиджу, представлениям о том, какими же должны быть эти люди в жизни. Понять и разрешить это противоречие во многом помогли слова Сергея Верейкина: «Надо разделять человека как личность и как профессионала, как ремесленника». Профессионал работает на свою аудиторию. Он таков, каким его хочет видеть публика. Основная концепция любогомассового издания, по мнению Верейкина, «закрыть собой все ниши читательских интересов». Мнение редакции при этом должно отражать мнение потребителей, а не идти с ним вразрез, то есть массовые издания выступают в роли своеобразного зеркала, отображающего потребности современного общества. А мы что есть мочи ругаем их, обвиняя в пошлости, вульгарности, нулевой образовательно-воспитательной ценности. Об этом же говорил Сергей Верейкин, когда отмечал, что его журналы читают вовсе не «тупые и отсталые», а абсолютно нормальные подростки «предпубертарного, пубертарного и чуть-чуть постпубертарного возраста».

Разумеется, можно возразить, что такой умный и образованный человек, такой талантливый журналист, каким без сомнения является Сергей Верейкин, должен работать в издании совершенно иного плана, создавать более интеллектуальные проекты, привлекать внимание общества к серьезным и актуальным вопросам, пробуждать и развивать читательский интерес к культуре, искусству. Подобные журналы, безусловно, существуют. Проблема же заключается в том, что их тираж вряд ли сопоставим с тиражом массовых журналов. Почему нельзя выпускать их в большем количестве? Потому что их никто не купит. Обществу нашему это не интересно. Поэтому «окультуривание» масс достатка издателю не обеспечит!..
А Сергей (по собственному признанию) в том числе – бизнесмен. К тому же будучи главным редактором сразу трех ведущих изданий для молодежи, он очень занят. «Вы все можете представить, какой у нас рабочий режим, - говорит наш гость. – Он… просто великолепный! На депрессию времени не остается. Кроме того, естественно, существуют какие-то для души вещи, но, к сожалению, опять-таки на них тоже времени не остается».

Несмотря ни на что, Сергею все же удается делать кое-что и «для души». Он, например, пишет для очень интересного, интеллектуального и познавательного интернет-проекта «Умницы и умники»... Кстати, нельзя не согласиться, что за последнее время журнал Cool значительно «окультурился», стал менее пошлым и вульгарным, нежели 2-3 года назад. По крайней мере, найти в нем что-либо непристойное мне не удалось. Впрочем, как и что-либо интересное – ничего для себя нового я, честно говоря, не узнала. Сергей Верейкин признает, что материал в принципе из номера в номер повторяется. Это общий принцип деятельности всех массовых изданий. «Читателям интересно узнать только то, что они и так знают», - считает Сергей Верейкин, - им просто приятно еще раз об этом почитать, посмотреть картинки, потом еще раз картинки...» По словам Сергея говорит, «с годами наступает так называемый эффект рутины, блестящие, гениальные идеи, журналистские приемы рождаются не так часто для еженедельного журнала». Но публика вполне довольствуется еженедельным набором клише. Читатель вовсе не прихотлив. И, что примечательно, интересы нашей и западной молодежи весьма схожи.


Перед встречей Сергей заявил, что может рассказать, как сделать так, чтобы тираж издания достиг миллиона (!) экземпляров. И обещание свое гость выполнил. Секрет оказался чрезвычайно прост, как и все гениальное: вода, холод, солод и совесть пивовара… Шутка! На самом же деле, исходя из того, что все журналы пишут, в общем-то, об одном и том же, для того, чтобы достичь таких заоблачных тиражей, необходимо руководствоваться некоторыми «правилами популярности». Прежде всего, вся деятельность редакции должна быть направлена на удовлетворение потребностей так называемой «целевой аудитории». Если даже журнал для подростков читают больше бабушки, нежели сами подростки, он все равно должен отражать интересы последних, отражать их взгляды на проблему. Сергей Верейкин так же говорил о том, что существует «определенная прослойка тем», интересующих максимальное число читателей. Именно этим темам и следует уделять основное внимание.

Что касается языка, на котором написаны статьи, он должен быть понятен как коренному москвичу, так и жителю глубинки. Своеобразным «залогом успеха» является экономическая подоплека, хорошо развитая инфраструктура. Дело в том, что целиком производить журналы в России сейчас не совсем выгодно, поэтому многие массовые издания печатаются в странах Европы.

Об эффективности этих нехитрых правил судите сами. Самый простой способ – повторить проведенный мной эксперимент. Подойдите к газетному лотку и спросите, какой журнал пользуется наибольшей популярностью среди молодежи. Готова поспорить, что в ответ вы услышите примерно следующее: «Подростки берут Cool, девочки - Cool Girl. Те, кто постарше – в основном «Лизу» читают (тоже, к слову, продукция издательского дома Burda – М.З. ). А вообще, в последнее время новый журнал тоже покупают, Oop’s называется… Возьмите, полистайте -- всем нравится»...

Мария ЗОНОВА


Пожалуйста, оцените этот материал:

 
КЛУБ МЖ
 

36.

СЕРЫЙ КАРДИНАЛ В ЧЕРНОМ КОСТЮМЕ

25.10.2001

37.

OOPS! WE DID IT AGAIN!

09.10.2001

 

38.

"ЖУРНАЛИСТ ЭТО ПОЛЕЗНОЕ ЖИВОТНОЕ", ИЛИ "ОДНАКО ЗДРАВСТВУЙТЕ"

03.10.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100