Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Alma-mater / Учебные заведения / Из истории университетов /
  
  
 

07:01 1 Октября 2018 - clblalackvirgi

swiss replika klockor aaa + schweiziska replika klockor [b]högkvalitativa

  Читать далее

 
ИЗ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТОВ
КАК ПОЯВИЛИСЬ УНИВЕРСИТЕТЫ
 Юристы любят вспоминать забавный случай, который произошел в одном из университетов Великобритании: некий любознательный студент, просидев несколько вечеров в библиотеке, нашел в книгах старинный закон, по которому каждый, кто сдает экзамен, должен получать в награду кружку пива. После этого состоялось судебное разбирательство: студент рассчитывал на солидную денежную компенсацию за все не полученное своевременно пиво. Однако преподаватели университета предъявили встречный иск, ведь по тому же самому закону студенты были обязаны присутствовать на экзамене при шпаге…

Да, в те далекие времена бытовали совсем другие представления об обучении, о преподавателях, об университете в целом. Как же выглядела жизнь студента в средние века?..


Все началось еще в XI веке, когда в итальянских городах Болонья и Салерно появились высшие правовые и медицинские школы. В это самое время благодаря крестовым походам, развитию городов и борьбе папства с империей в обществе появляется спрос на знания. В течение XIII - XIV веков вся Европа переживала своеобразный «университетский бум»: практически одновременно (в 1209 и в 1215 годах) из монастырских школ образовались Кембриджский и Оксфордский университеты в Англии и Парижский во Франции, затем были созданы Лиссабонская, Пражская (знаменитый Карлов университет) и Венская высшие школы. Свои университеты появились в большинстве стран Западной и Центральной Европы. Скорость, с которой образовывались эти учебные заведения, была прежде всего связана с тем, что для преподавания требовалось только разрешение хозяина земли, на которой собиралась аудитория. Поэтому зачастую занятия проходили прямо под открытым небом.

Но были и трудности. Подавляющее большинство студентов и преподавателей приходили в средневековые города издалека и не пользовались правами граждан, а в те времена это означало почти полное бесправие. Бороться с этим положением можно было только объединившись в корпорации (цеха), в которые входили как преподаватели, так и учащиеся (отсюда и их название - Universitas magistorum et scolarium – «Корпорация учителей и учеников», или просто - университет).

Цеховая организация влияла на все сферы жизни учебных заведений. Корпорация практически любого университета делилась на 4 факультета: богословский, юридический, медицинский и «артистический» (это был своеобразный подготовительный факультет, позднее получивший название философского, где преподавали семь свободных искусств - грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и, что интересно, музыку). В сущности, любой факультет представлял собой своеобразный научный цех с подразделением на мастеров (магистры и доктора), подмастерьев (бакалавры) и учеников (студенты). Во главе факультета стоял декан, избиравшийся из числа профессоров для наблюдения за правильностью преподавания, руководства факультетскими собраниями и экзаменами, а также для охраны прав и преимуществ цеха. Каждый факультет имел свою печать, церковь и своего святого-покровителя.

Долгое время в средневековых университетах шла борьба между «артистами» и схоларами (студентами других трех факультетов), которые все время старались подчеркнуть свое превосходство. Например, во время чтения лекций схолары сидели на скамьях, а «артисты» должны были располагаться на полу, на соломенной подстилке, «дабы внушить им смирение» (в Париже улица, на которой были расположены аудитории «артистов», получила название Соломенной).

Именно благодаря этой борьбе появилась должность ректора как главы всей корпорации. В среде «артистов» было сильно развито землячество, на факультете существовало 4 «нации» под властью ректора, который постепенно стал воплощением самой внушительной силы в университете, подчинив себе всех деканов. Это объясняется тем, что «артисты» по численности в несколько раз превосходили другие факультеты. Например, в 1362 году в одном из университетов числились 25 богословов, 11 юристов, 25 медиков и 441 «артист». Нередко борьба велась не только с помощью пера и слова, но и с помощью меча. Спор ректора с деканами был решен папой в пользу первого, и в 1341 году этому подчинились наконец самые упорные противники - богословы.

Средневековый университет во многом отличался от современного, хотя некоторые общие черты старой и новой систем также можно отыскать. Преподавание складывалось из чтения лекций и диспутов. Не только учебный год, но и каждый день был тщательным образом распланирован. Ранним утром (летом обычно не позже 5 часов) начинались обязательные лекции, которые оканчивались около 8-9 ч. утра. После обеда проходили необязательные чтения. Дополнением к лекциям служили диспуты. Порядок, время и приемы этих словесных турниров были определены правилами университета. Иногда диспуты длились несколько дней: так, в 1552 году в Кельне в течение 4 дней по четыре представителя от каждого факультета поочередно вступали в словесную битву. Спор часто принимал столь оживленный характер, что администрация должна была принимать меры для предотвращения рукопашного боя.

Каждый факультет точно устанавливал правила достижения той или иной академической степени. Прежде чем приступить к изучению предметов «артистического» факультета (семи свободных искусств), необходимо было усвоить латинский язык, на котором велось преподавание. Полный курс «искусств» делился на два цикла: словесный (грамматика, риторика, логика) и реальный (арифметика, астрономия, музыка и геометрия). Большинство студентов довольствовались изучением только этих дисциплин, на что уходили многие годы, и лишь немногие приступали к высшим наукам - праву, медицине и богословию.

В XIV–XV вв. появляются так называемые коллегии. Первоначально так назывались общежития. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому университету. Во всем мире он известен как Сорбонна.

В университетах учились различные по возрасту, национальности и происхождению люди. Рядом с 12-летним мальчиком мог, например, сидеть взрослый мужчина. Таким был гуманист Рудольф Агрикола, поступивший в университет в 45 лет. В одном учебном заведении могли находиться итальянцы, французы, испанцы и немцы, и языкового барьера не возникало, т.к. все студенты знали латынь. Ректоры старались подчеркнуть, что ученики и преподаватели - члены духовного сословия (большинство университетов возникли на основе монастырских школ). Еще во второй половине XVI века профессорам запрещалось жениться. Одежда студентов и профессоров - длинная темная мантии и берет - напоминала об их духовном звании, ношение оружия запрещалось.

В конце средневековья студент меняет свой внешний облик и надевает светское платье и шпагу. В студенческих кварталах появляется большое количество трактиров. В некоторых зданиях верхний этаж отводился под аудиторию, а нижний - под публичный дом. Игра в кости и попойки занимают не последнее место, происходят кровавые стычки между «нациями». В университетах появляются преподаватели фехтования.

В эпоху Реформации университеты становятся государственными учреждениями. Сохранив в главном внешние черты средневековой эпохи (корпоративный строй с выборным ректором во главе, деление на 4 факультета, самоуправление), университет подвергся значительным изменениям. Государство сокращает автономию корпорации и даже вмешивается в ход преподавания. Появляются многочисленные «новые» университеты, созданные вопреки запретам Папы. Университеты начинают делиться на протестантские и католические. Государственная опека выразилась в учреждении профессорских окладов и стипендий для бедных студентов.

Вскоре человечество вступило в Новое время. Отразилось это и на университетах. Романтические похождения, дуэли и вопросы чести наполнили студенческую жизнь, богословские споры больше никого не занимали. Университеты вышли на новый виток развития…

Сергей КОПЫТОВ

Тем, кто интересуется историей университетов, рекомендуем следующую литературу:
<1> Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Любое издание. Статья «Университеты»
<2> Ричард Тарнас. История Западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. Глава «Трансформация средневековой эпохи».
<3> Жорж Дюби. Трехчастная модель или представления средневекового общества о самом себе. М.: Языки русской культуры, 2000.




 
ИЗ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТОВ

1.

КАК ПОЯВИЛИСЬ УНИВЕРСИТЕТЫ

15.11.2000

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100