Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Alma-mater / Учебные заведения / Литературный институт /
  
  
 

07:00 1 Октября 2018 - clblalackvirgi

swiss replika klockor aaa + schweiziska replika klockor [b][url=http://www.anywa

  Читать далее

 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
Ректор Литинститута Борис Тарасов: "На писателя выучить нельзя"
 Ректор Литинститута Борис Тарасов: "На писателя выучить нельзя"

Наталья Кочеткова
С этого года в Литературном институте новый ректор. Сергея Есина, который занимал этот пост почти 13 лет, сменил Борис Тарасов - известный литературовед, автор книг "Паскаль" и "Чаадаев", вышедших в знаменитой серии "ЖЗЛ", составитель и комментатор текстов полного собрания сочинений Тютчева в шести томах.

Кто учится в Литинституте? Что написано в дипломах его выпускников? Могут ли они впоследствии заработать себе на жизнь работой "по профессии"? Эти и другие вопросы Борису Тарасову задала корреспондент "Известий" Наталья Кочеткова.

известия: Легко ли вы решились стать ректором?

Тарасов: Нет, я колебался до самого последнего момента — до истечения срока подачи заявления на выборы. Это совсем новая для меня сфера деятельности. Много административных, хозяйственных обязанностей. Но решающим фактором была возможность что-то сделать для института в научном, творческом смысле.

известия: Что именно?

Тарасов: Мне кажется, необходимо вернуться к опыту и смыслам классической литературы, которую часто незаслуженно хоронят, к фундаментальному культурному образованию, к творческим традициям, которые позволяли бы реально оценивать и литературный процесс, и главное — глубину постижения жизни. Писателю важно не догонять моду или бежать впереди невнятного прогресса, а реально видеть свое место и значение, как их понимали Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов...

Чем глубже писатель копает, тем дольше он остается в литературе. Ведь Шекспир почему глубже многих современных писателей? Именно по этому критерию. А что касается модных направлений, то есть ведь прецеденты, когда в литературе прошлых веков сверхпопулярные, но неглубокие писатели быстро исчезали, хотя в свое время ярко светились. Так что, когда мы сравниваем художественный метод Шекспира, Достоевского, Сорокина, Белова, Распутина, Пригова, мы с вами открываем те реальности, которые этим методом захватываются.

У нас фундаментальная университетская программа. Она дает те знания в области культуры, литературы, философии, истории, обладая которыми ты можешь легче ориентироваться в художественных приоритетах. Помимо этого мы встречаемся с авторами, с редколлегиями ведущих литературных журналов. Собираемся приглашать режиссеров и актеров и вместе с ними обсуждать экранизации произведений русской литературы XIX и ХХ веков.

известия: Кого вы хотели бы пригласить?

Тарасов: Владимира Бортко. Сергея Безрукова, который сыграл и в "Есенине", и в "Мастере и Маргарите"...

Я думаю, что само местоположение нашего института обязывает к такой открытости. Он связан не только с именем Герцена. Многие, наверное, не знают, что в середине XIX века Дмитрий Николаевич Свербеев и его жена Екатерина Александровна держали здесь очень популярный в Москве салон, где собирались славянофилы и западники, где бывали Чаадаев, Хомяков, Киреевский, Аксаковы, Тимофей Николаевич Грановский и многие другие. Как говорят, что есть намоленные иконы, так можно сказать, что это место "накультуренное" и "налитературенное". В ХХ веке с ним связаны имена Платонова и Мандельштама, которые здесь жили, Блока, Есенина...

известия: А что с флигелем, в котором жил Платонов? Это правда, что Сергей Есин снял мемориальную доску и сдал флигель в аренду банку, чтобы обеспечить бесплатное питание для студентов?

Тарасов: Флигель сдавался для того, чтобы была возможность выплачивать зарплату преподавателям в те трудные переходные времена, когда наш институт определял свой статус — он вышел из состава Союза писателей и должен был определяться в составе Министерства просвещения. Сейчас в этом флигеле проходят занятия и мемориальная доска на месте.

известия: Есть стереотип, что поэт должен быть юн, а проза — удел зрелого человека. К вам поступают люди какого возраста?

Тарасов: Самого разного. Вплоть до 50 лет — конечно, на заочное отделение. Возраст не является у нас определяющим критерием. И география наших студентов тоже самая разная, хотя какое-то время людям из глубинки было очень трудно. Но институт предпринимал определенные шаги, чтобы облегчить заочникам приезд в Москву, например, из Иркутска. Был заключен договор с администрацией Иркутской области, который позволял студентам проводить занятия на местах и ездить в Москву сдавать сессию.

известия: Вы преподаете уже более двадцати лет. В чем специфика обучения в Литинституте?

Тарасов: Важно увязать университетскую программу с литературным творчеством. Что касается собственно творчества, то занятия у нас проходят в семинарах по поэзии, драматургии, прозе, отдельно по детской литературе, критике, публицистике. В спорах и обсуждениях человек понимает, куда он движется. Это незаменимый процесс, который либо шлифует талант, либо помогает понять, что у вас его нет. Существует такое мнение, что на писателя нельзя выучить. Это действительно так, поскольку талант от Бога. А вот ремеслу, пониманию внутренних механизмов художественного текста — этому научить можно.

известия: А в дипломе что будет написано — "прозаик", "поэт", "драматург"?

Тарасов: Нет. "Литературный работник". Кроме того, у нас очень сильная кафедра художественного перевода, и мы собираемся создавать высшую школу художественного перевода, где профессиональные переводчики могли бы совершенствовать свое мастерство. Это будет полезно для них и усилит нашу финансовую базу, поскольку нам приходится во многом жить за счет собственных средств.

известия: Абитуриенты Литинститута отдают себе отчет, как трудно сегодня заработать на жизнь литературным творчеством?

Тарасов: Думаю, да. Большинство наших выпускников работают в редакциях, в издательствах, как советники по культурным вопросам — в разных областях. Мы стараемся давать такое образование, чтобы оно позволяло человеку устроиться в жизни.

известия: Я слышала, что ваш сын получил филологическое образование, а потом стал певцом. Это так?

Тарасов: У меня два сына, оба закончили филфак МГУ, защитили там же кандидатские диссертации, сейчас завершают работу над докторскими. Один сын действительно почувствовал в себе призвание певца — у него бас. И он профессионально развивается в этом направлении.

известия: Про знаменитый особняк, в котором находится Литинститут, уже давно говорят, что он в плачевном состоянии. У Сергея Есина, кажется, был свой проект реконструкции. Вы что-то планируете в этой области?

Тарасов: Это самый крупный вопрос нашей административно-хозяйственной жизни, потому что наше здание находится в тяжелом состоянии, не вмещает студентов, не отвечает нашим потребностям. Вот уже три года как проект реконструкции составлен, и наша задача —довести дело до конца. По плану мы должны здесь построить спортивные площадки, новые корпуса, а старое здание поставить на реставрацию.

Я б в прозаики пошел, пусть меня научат...
Прежде чем сдать вступительные экзамены, необходимо пройти так называемый творческий конкурс, то есть прислать до 15 мая свои стихи, прозу, пьесу, критические статьи или художественный перевод — в зависимости от того, на какое отделение вы собираетесь поступать. Объем работы в прозе — не менее 30—35 страниц машинописного текста, поэзии — не менее 350 строк, к переводу необходимо приложить оригинал. Итоги конкурса подводятся к 1 июля.

Из десятка подавших работы до экзаменов доходят 3—4 человека. Экзамены проводятся: на дневном отделении — с конца июля по 12 августа, на заочном — с 14 по 27 августа. Абитуриенты сдают: творческий этюд — письменно; русский язык — в форме ЕГЭ; русскую литературу — письменно; иностранный язык (только для поступающих на семинар художественного перевода); итоговое собеседование.

Помочь поступить в Литинститут могут одногодичный лицей (обучение проводится с сентября по начало июня) и подготовительные краткосрочные курсы (с февраля по май). На курсах не учат, как стать писателем, зато преподают предметы, по которым вы будете сдавать вступительные экзамены.

На дневном отделении 60 бюджетных мест, на заочном — 70. В прошлом году конкурс составил 3—4 человека на место.


Опубликовано на сайте ИЗВЕСТИЙ:http://www.izvestia.r u/culture/article3091583/

17:59 30.03.06

 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

1.

Ректор Литинститута Борис Тарасов: "На писателя выучить нельзя"

11.06.2006

 

2.

ВУЗ ДЛЯ ОДЕРЖИМЫХ. Студенты Литинститута о своем вузе и о себе.

18.10.2001

 

3.

ЗАЧЕМ ТАЛАНТУ РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ. Беседа с проректором Литинститута, профессором Л.И.СКВОРЦОВЫМ.

18.10.2001

 

4.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ. КРАТКАЯ СПРАВКА.

18.10.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100