Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Леонид Владимирович Гевелинг: ИСАА – институт с традициями Университета
 Леонид Владимирович Гевелинг: ИСАА – институт с традициями Университета

Леонид Владимирович Гевелинг, заместитель директора по научной работе ИСАА, может судить о лучшем вузе России, занимающемся востоковедением и африканистикой, не только как представитель администрации, но и как человек, бывший его студентом и аспирантом.

Несколько слов о предмете

«Конечно, познать Восток целиком невозможно. И я не думаю, что открываю здесь какую-то Америку. Восток огромный, очень пестрый и разношерстный, и культура в разных его частях совершенно разная. Это мы, европейцы, привыкли все объединять под одним удобным для нас словом – «Восток». А на самом деле это такой набор сложных, непознанных вещей, смыслов, подчас, может быть, навсегда утраченных… Это и цивилизации, существовавшие тысячи лет назад, и знания, которые уже канули в Лету и вряд ли будут когда-то восполнены. Восток – это целая жизнь, планета, если хотите. Это мир, который познать довольно трудно, особенно человеку, который не принадлежит генетически к его культурам.»


Леонид Владимирович, для начала - коротко: что представляет собой ИСАА, каковы особенности этого вуза?

ИСАА – в известном смысле уникальное учебное заведение. Думаю, что в России другого такого не было и нет. Во-первых, ИСАА – это вуз, который вобрал в себя большую традицию российского востоковедения еще XIX и даже XVIII века - китаистики, арабистики, исламоведения, индологии и т.д. Во-вторых, ИСАА – это часть Московского университета, плоть от плоти, если можно так сказать. То есть наш институт пропитан университетским духом. Что это значит? – Прежде всего, это свидетельствует об универсальности образования, о постоянном общении наших преподавателей и студентов с преподавателями и студентами других факультетов МГУ, причем не только гуманитарных, но и естественнонаучных. Широта кругозора и широта возможностей воспитанников и наставников ИСАА – вот то, что мы наследуем от Университета. Наконец, наш институт имеет сравнительно долгую собственную историю: уже более 40 лет он является ведущим в России, а раньше в СССР, учебным заведением, выпускающим в свет востоковедов и африканистов.

Какие еще вузы России специализируются по этому региону?

Безусловно, это Санкт-Петербургский университет с его факультетом востоковедения, МГИМО, еще несколько вузов, которые плотно занимаются Востоком. Востоковедческие вузы есть сейчас в Сибири, во Владивостоке. Кафедры востоковедения открываются и в других университетах, и, кстати, ИСАА, как головной востоковедческий вуз, способствует этому, помогает в разработке программ и курсов, в известной степени выступает в качестве эксперта. Некоторые университеты открывают и факультеты востоковедения, но таковых пока не очень много.

А что является именно вашим коньком? Чем ИСАА отличается от других вузов этого профиля?

ИСАА никогда не был политизированным институтом. Основной упор мы делаем на классическое востоковедение, классическую африканистику. То есть, следуя традиции, мы пытаемся фундаментально исследовать историю, лингвистику, философию, религии стран Востока… Но вместе с тем, сейчас у нас довольно широко преподаются дисциплины, которые еще недавно, лет 10-15 назад, не существовали в нашей стране, например, политология, социология и другие. Кроме того, у ИСАА прекрасные связи со многими зарубежными центрами и институтами - китайскими, японскими, корейскими, индийскими… А такие прочные, продуктивные связи, как известно, не возникают из ниоткуда. Они нарабатываются десятилетиями.

Знать все об одном и обо всем – понемногу

Что входит в арсенал знаний студента ИСАА?

Студенты ИСАА, будучи еще абитуриентами, определяются с тем, по какой специальности они хотели бы получить образование. Это может быть лингвистика (а языки у нас представлены очень широко – более сорока), восточная литература, (здесь главными советчиками являются не только наши прекрасные специалисты, но и выпускаемые нами книги по этой теме). Это может быть экономика стран Афро-азиатского региона, куда входят прикладная экономика и весь спектр экономической науки - собственно экономика, народное хозяйство каждой страны, экономгеография, международные экономические связи, финансовые проблемы, отраслевые вопросы, экономические аспекты глобализма и роли афро-азиатских стран в современных экономических условиях. Следующим важным направлением является история. Кроме того, студент ИСАА может посвятить себя политологии – изучать политические процессы стран Азии и Африки, политические институты и партии, группировки, работу парламента, внешние политические вопросы – связи с Россией, Европой и т.д. Некоторые специализируются по вопросам социологии – изучают социальные классы, группы, религии…

Спектр изучаемого действительно очень широк. Какие отрасли, на Ваш взгляд, наиболее важны для востоковеда, африканиста?

К этому вопросу надо подойти диалектически. Главным здесь является все. Ведь, например, если человек специализируется на экономике, это не значит, что он должен плохо знать язык, или не знать литературу изучаемой страны или региона, или не иметь представления о местной социально-классовой структуре, о том, какие там партии и государственный строй. Знать нужно все.

Разве это возможно?

В этом, пожалуй, еще одна из специфических черт ИСАА. Конечно, мы не ставим перед собой невыполнимых задач. Но наш выпускник должен быть подкован со всех сторон - знать понемногу обо всем и знать все о чем-то одном, составляющем предмет его специализации и представляющем для него особый интерес. То есть ИСАА предлагает именно комплексный, университетский подход к изучению Востока, и это, на мой взгляд, очень важное достижение института и всего его коллектива.

Что сегодня в моде…

На какие языки и другие специальности, направления, предлагаемые в ИСАА, сейчас наблюдается наибольший спрос?

Что касается популярности языков… Есть такое понятие, как мода, которая в данном случае, пожалуй, является определяющим фактором. Сейчас большим спросом пользуются китайский язык, корейский, арабский, чуть меньше – турецкий. Японский занимает довольно прочные позиции. Однако в этом вопросе надо рассматривать сразу несколько аспектов. Кроме моды на язык, есть еще народное хозяйство страны или региона, к которому абитуриент тоже должен проявлять интерес, и причем немалый. Это основано уже, как правило, на чисто личной симпатии к стране. Наконец, немаловажный фактор – это собственно потребности народного хозяйства, возможность по окончании института найти хорошую работу.

…и что в цене

А что значит для востоковеда «найти хорошую работу»?

Это значит найти работу, которая соответствовала бы его личным интересам, причем не обязательно была бы высокооплачиваемой. Это может быть должность в крупной фирме, и это может быть работа ученого в Российской Академии наук. Если человек всерьез интересуется проблематикой своего региона и хочет продолжать научную деятельность в этом направлении, то он скорее выберет второе.

И что в основном выбирают выпускники ИСАА?

Попытаюсь перечислить основные организации и отрасли. Значительная часть наших выпускников всегда уходила в МИД, в государственные организации, занимающиеся внешней торговлей и вопросами внешней экономики в целом. Некоторые работают военных организациях. Очень большая доля занята в различных частных фирмах, российских и зарубежных (торговые и промышленные, банковские организации, рекламные, туристические фирмы…). Многие наши выпускники работают на ниве журналистики (яркий пример - Евгений Киселев). Это могут быть: ИТАР-ТАСС, РИА-новости, телевидение, радио (иностранное вещание), различные печатные издания. Далее, наших выпускников ждут научные и научно-педагогические организации, начиная с самого ИСАА и заканчивая периферийными вузами. В Российской Академии наук это Институт востоковедения, Институт Африки, институт Дальнего Востока, Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) и многие другие. Пожалуй, наиболее важными направлениями остаются МИД и внешняя политика, а также частый и государственный бизнес, тем более что социально-экономическое отделение ИСАА очень мощное.
Кстати, сферу внутренней политики мы тоже не обошли стороной. Например, Жириновский – это наш выпускник. Но политики – это, сами понимаете, штучный товар.

Куются кадры так…

Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе преподавания языков в ИСАА.

В ИСАА программа-минимум по языкам– это один восточный и один западный. Причем западный язык рассматривается не на правах восточного, но как дополнение к нему. Издавна так уж у нас повелось. Раньше западный язык в ИСАА использовался как инструмент изучения восточного, и обусловлено это было тем, что словарей и учебников на русском языке было очень немного. Словари были, в основном, англо- … такой-то восточный язык, или восточный язык -английский. Поэтому хорошее владение западным языком было залогом успешной учебы в институте. Многое, конечно, с тех пор изменилось. Но по-прежнему, чтобы написать курсовую, дипломную работу или диссертацию, нужно обязательно работать с западными источниками, то есть знать западный язык на очень высоком уровне.

Какова же тогда программа-максимум?

Ну, здесь никаких ограничений быть не может. Часто студенты берут второй восточный язык – либо особый диалект основного языка, либо совсем новый для себя язык. Например, Ваш покорный слуга изучал язык хауса (Западная Африка), второй восточный у меня был арабский, а западный был английский. Но и три языка – это далеко не предел.

Наверно, студенты ИСАА не знают, что такое свободное время?

Как представитель администрации, я, конечно, должен сказать, что посещаемость оставляет желать лучшего и что студентам можно и нужно работать больше. Но в целом, усилий они прикладывают очень много. Кстати, в ИСАА много прогуливать нельзя. И дело не в том, что администрация очень строгая. Просто языки нельзя учить от сессии до сессии, язык требует ежедневной подготовки. А сейчас ведь мало кто два языка изучает – в основном, больше.

А есть ли работающие студенты?

Конечно, многие работают или подрабатывают: время сейчас непростое, и это неизбежно. Благо, те же языки сейчас свободно конвертируются в нечто гораздо более конвертируемое.

Студент ИСАА: кто таков?

Знаете, в процессе обучения здесь вокруг тебя создается какой-то особый, специфический микромир, ты начинаешь существовать в совершенно необычной среде. Причем с годами это ощущение не проходит, но все больше усиливается. И это настолько затягивает… Особенно когда начинаешь писать какую-то научную работу. Я вот закончил ИСАА, поступил в аспирантуру, написал книгу «Менеджеры в Тропической Африке», потом еще монографию, посвященную проблеме клептократии. И, скажу честно, когда слышу слово «Восток», воспринимаю его как очень близкое мне понятие, к которому я именно сопричастен: и работой, и в чем-то - образом мышления.


Леонид Владимирович, что касается мышления и способов восприятия мира, то кому все же предпочтительнее поступать в ИСАА: романтикам, которые «болеют» Востоком, или прагматикам, которые привыкли трезво судить о вещах?

А вы взгляните, как есть. Состав нынешнего студенчества довольно пестрый. Мне кажется, это своего рода фотография с нашего современного молодежного общества. Совершенно разные люди: есть среди них и романтики, есть и жесткие прагматики, есть определенный процент тех, кто, видимо, пришел в институт под чьим-то давлением или плохо сориентировался сам. Но, как правило, именно те последние чаще всего попадают в категорию, наиболее подверженную отсеву – тех, кто плохо сдает экзамены и бывает отчислен.

А что характерно для всех, в большей или меньшей степени?

В большинстве своем к нам приходят ребята с очень хорошей подготовкой, поскольку экзамены сложные, и попасть к нам не так-то просто. Все они – предварительно выдержавшие этот жесткий отбор. Ну а далее… Восточная специфика, знаете ли, сказывается на всем. Все студенты – я не говорю уже о преподавателях, которые занимаются Востоком многие годы, – безусловно, впитывают в себя культуру региона. Насколько глубоко – это зависит уже от человека: кто-то больше прогуливает, кто-то меньше…

Кто преобладает среди студентов – москвичи или жители регионов России?

Вообще, в прежние времена доступ немосквичей был крайне ограничен. Их поступление было, скорее, исключением, чем правилом. Сейчас ситуация изменилась, и число ребят из других городов среди наших студентов растет. Главное на вступительных экзаменах не география. Главное - это показать свой уровень подготовки и, конечно, интерес и способность учиться.

Несколько советов

На Ваш взгляд, сколько времени нужно посвятить подготовке к вступительным экзаменам и на что сделать упор?

Прежде всего, скажу, что подготовку нужно начать задолго до самих экзаменов, не меньше чем за два года, желательно – за три. Основное внимание нужно уделить, конечно, западному языку. Серьезно нужно отнестись к русскому языку и литературе, к истории. Тем, кто собирается поступать на социально-экономическое отделение, нужна математика. Причем для них этот экзамен - один из самых сложных.

А практикуются ли в ИСАА формы довузовской подготовки?

При ИСАА есть Школа молодого востоковеда, имеющая статус общественной организации. Занятия там курируют и ведут, в основном, наши студенты. Суть этих занятий в том, что в течение двух лет или года старшеклассники знакомятся с реалиями Востока. Потом они сдают экзамены и получают соответствующие удостоверения. Есть у нас, конечно, и подготовительные курсы, которые тоже помогают подготовиться к экзаменам. Но никаких льгот при поступлении все эти формы не дают. С их помощью можно лишь повысить уровень собственных знаний.

С уровнем знаний понятно. Что еще ждут от абитуриента?

Бесспорно, очень важный мотив и залог поступления и последующего успешного обучения в институте - это интерес к Востоку. Причем не просто интерес, а, можно сказать, страсть. Ведь бывают случаи, когда в ИСАА поступают не один, и даже не два раза, а три - четыре. Но это люди, которые действительно, как говорят, больны Востоком. Кому-то от родителей это передалось, если те занимались Востоком, кого-то заставила задуматься прочитанная книга, кого-то - просмотренный фильм; это может быть по-разному.
В общем, прежде всего, нужно убедиться, действительно ли ты хочешь учиться именно здесь. Потому что экзотика экзотикой, но труда нужно вкладывать очень много. У большинства студентов, например, очень портится зрение, особенно у тех, кто учит иероглифы. Некоторым нужно иметь очень тонкий музыкальный слух – тем, кто учит, например, китайский, вьетнамский языки. И в любом случае, нужно быть готовым к большой, активной, очень кропотливой работе. Это, по-моему, самое главное. Остальное пойдет само собой.

Общество выпускников

Общение студентов наверняка не прекращается по окончании Института.

Разумеется. Более 4 тысяч – число, конечно, приблизительно - выпускников ИСАА за 45 лет существования стараются ежегодно встречаться. Обычно это происходит в декабре-месяце, когда занятия уже практически закончились. Организацию встречи берет на себя, как правило, Общество выпускников ИСАА. Встреча проходит здесь, в Императорском зале центральной части здания, где прежде члены императорской семьи встречались со студентами, где находится выставка редких книг. Это зал, в котором витает дух прежнего, старого Московского университета, это островок прежнего МГУ. Там проходит небольшая отчетная конференция, а потом выпускники продолжают свое общение в неформальной обстановке. Чем хороши такие встречи и само Общество? – это возможность взаимопомощи выпускников, возможность установить новые контакты, восстановить прежние. Известно же из психологии, что выпускники одного вуза считают себя единомышленниками, что ли… Так вот, у нас, образно говоря, - как по старой английской традиции, когда выпускники одного колледжа носят галстуки одного цвета, независимо от возрастной разницы, от социального положения.
Иногда выпускники ИСАА выезжают на пленэры. Вот в июне прошлого года мы как раз совершили такое путешествие - на пароходике, по одному из каналов Подмосковья. Очень мило пообщались. Казалось бы, странно, что по окончании Института какие-то общие интересы у нас сохраняются. Но с другой стороны, все просто: мне кажется, во всех нас, несмотря на годы, присутствует тот восточный дух, которым пропитаны эти стены. Думаю, что и нынешние студенты согласятся со мной, что это очень ощутимо и значимо. Но об этом уж лучше спросите у них самих.

Беседовала Алла Митрофанова


 
 

1.

Тысяча девушек раздеваются перед web-камерами

18.03.2007

 

2.

Институт стран Азии и Африки при МГУ

05.04.2002

3.

Леонид Владимирович Гевелинг: ИСАА – институт с традициями Университета

05.04.2002

 

4.

Студенты ИСАА

05.04.2002

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100