Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Выпуск 36
 



СМЕРТЬ СКАЗКИ
Unforgiven, США, 1992
Режиссер – Клинт Иствуд. В главных ролях – Клинт Иствуд, Джин Хэкмен, Ричард Харрис, Морган Фримен

Фильму Клинта Иствуда "Непрощенный" посвящена не одна страница с дифирамбами в монографиях о современном американском кино. Действительно, трудно обойти вниманием картину – обладателя десятка премий, в том числе "Оскаров" за "лучшую картину года" и за "лучшую режиссуру года", тем более что картину эту снял один из самых известных актеров и режиссеров Америки. Но русский зритель, который с восторгом принял "Форреста Гампа", "Английского пациента" и прочих фаворитов интеллектуального Голливуда (назовем так тех, кто снимает коммерчески успешное умное кино в США), этот наш зритель с некоторым недоумением наблюдает за перипетиями судьбы героев "Непрощенного": что тут, собственно, гениального? Ну, неплохо, ну, актеры неплохо играют, ну, операторская работа на уровне – но почему американские и европейские критики объявили этот фильм "гвоздем в крышку гроба" вестерна как жанра, лучшим "анти-вестерном" и т.д.?

Увы, боюсь, нашему зрителю до конца этих восторгов не понять. Начнем с того, сам вестерн для нас долгие годы был представлен продукцией (пусть иногда и неплохой) братских соцстран, редкими птицами из-за океана в лице "Золота Маккены" и "Великолепной семерки", да отечественным производным "истерн". Между тем, вестерн – один из двух (наряду с мюзиклом) чисто американских жанров в кино, и США вправе гордится таким вкладом в мировую культуру.

На вестернах выросло не одно поколение зрителей. Вестерн обожали, в нем разочаровывались, по поводу него иронизировали, его сравнивали с "более честными" спагетти-вестернами Серджио Леоне – но вестерн был и остается Главной Американской Сказкой, которая сложилась еще в конце XIX века.

Вторая проблема отечественного зрителя – у нас совсем не знают, кто такой Клинт Иствуд. "Железный занавес" рухнул, когда актер был на шестом десятке, и главные роли – Главные Роли – Клинтона Иствуда-младшего остались вне поля зрения наших киноманов. Любовь американцев к образам Грязного Гарри или Человека без имени, созданным актером, россиянин разделить не может, относя этих персонажей к тому же экзотическому ряду, что и Супермена, Человека-Паука и прочих кумиров заокеанского юношества.

Но поверьте, если уж Иствуд берется за развенчание американских мифов… Параллель с отечественным кино провести сложно, так как наши актеры за последние годы уже успели переиграть роли, прямо противоположные образам, созданным ими лет двадцать назад. Но представьте, что Евгений Петросян вдруг выступает с резкой критикой современной эстрады и юмористического жанра на ней. Сравнение, может быть, не корректное, но характеризующее реакцию публики на "Непрощенного" Иствуда, когда старик Клинт замахнулся на святое – на Мечту, на Сказку.

Ведь картина о том, что романтики на Диком Западе не было, пусть даже романтики грязи и пота, как в фильмах того же Леоне. Были обычные или не очень обычные люди, которые боролись за выживание. Были среди них откровенные негодяи, были скромные сочувствующие. Но картонных героев среди них не было. Дешевые книжечки по пять центов, из которых первые кинематографисты черпали сюжеты для вестернов, писались людьми, не имевшими представления о правде жизни. А правда жизни - в том числе, и в том, что от прошлого практически невозможно отречься. Герой картины Уильям Манни не может избавиться от кровавого груза молодости, и кающийся грешник в нем борется со зверем. И это ведь лучший, в смысле, наиболее положительный персонаж фильма. Однако слово" непрощенный", вынесенное в название картины, относится не только к герою Иствуда. Прощения за свои грехи не получили и другие – вот, почему правильнее переводить "Unforgiven" как "Непрощенные".

Сам Клинт Иствуд не стал открещиваться от своего прошлого и посвятил картину двум режиссерам, с помощью которых он стал киноиконой Америки – Дону Сигелу, создателю Грязного Гарри, и Серджио Леоне – автору "Хорошего, плохого и злого". Так, развенчивая Мечту, Иствуд одновременно отдал дань уважения тем людям, которые вместе с ним ее создавали.

Сергей ВЕРЕЙКИН

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100