| ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА
Majestic, США, 2001 Режиссер – Фрэнк Дарабонт, в главной роли – Джим Кэрри.
Удивительно, как иногда оппоненты используют одни и те же выражения для подтверждения собственной правоты. Фильм Фрэнка Дарабонта "Мажестик" вызвал у российской аудитории полярные мнения. Кто-то посчитал эту картину слишком искусственной, пафосной и слащавой, кто-то – естественной, тонкой и доброй. И те, и другие при этом заявляют: "До чего же "Мажестик" похож на старые советские картины!". Вот только значение этой характеристики совершено разное. История, описанная в фильме, действительно похожа скорее на сказку, чем на реальность. Молодого сценариста подозревают в связях с коммунистами (действие происходит в 50-е годы). Лишившись работы и друзей, Питер Эптон с горя напивается, садится за руль автомобиля и уезжает прочь из Голливуда. Попав по дороге в аварию, герой теряет память. Нашедшие его жители маленького прибрежного городка принимают его за Люка – пропавшего без вести на войне сына владельца местного кинотеатра. Для Люка-Питера начинается новая счастливая жизнь, которая, впрочем, длится недолго, так как агенты ФБР находят невольного беглеца. С теми, кто обвиняет в излишнем пафосе и слащавости создателей картины, можно было бы согласиться. Действительно, тихая жизнь в городке Лоусон похожа на рай, особенно, по сравнению с безумным Лос-Анджелесом, охваченным антикоммунистической истерией. Действительно, люди, приютившие героя, все положительные, как на подбор. Действительно, трудно представить в реальной жизни, чтобы Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности тут же оправдала человека, выступившего перед ней с громкой речью о чести нации. И Конституция США в качестве аргумента, приведенного героем в защитной речи, тоже вызывает у российского зрителя улыбку – попробовал бы кто-нибудь у нас убедить судей с помощью Основного закона. Но, может быть, в этом и кроется проблема восприятия фильма "Мажестик" у нас? Может быть, мы разучились адекватно воспринимать нормальные человеческие чувства, нормальные законы, нормальное поведение? Как уже говорилось выше, "Мажестик" – это сказка. Как в любой сказке, характеры, поступки и мотивы героев сведены в картине к несколько упрощенной схеме – упрощенной в сторону именно естественности. И люди в провинциальных городках действительно сердечнее, чем жители столиц – это одинаково верно и для США, и для России. И Конституция страны – это действительно главный закон, "контракт между государством и народом", только нас как-то заставляют об этом забыть. И добро иногда все же торжествует, хоть жизнь часто говорит об обратном. "Мажестик" – это сказка, предлагающая каждому проверку на черствость души. Когда-то кино исправно выполняло эту роль. Вот почему верна ассоциация со старыми советскими фильмами. Недаром профессия главного героя картины – сценарист. Недаром символ возрождения городка Лоусон, а за ним и всей страны – кинотеатр "Мажестик". Мы просто забыли о роли, которую когда-то играло кино – роли доброго сказочника.
Сергей ВЕРЕЙКИН
|