Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Журнал / За 3 моря /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 
ЗА 3 МОРЯ
ПАРИЖ – СОН НАЯВУ
 

Омерзительные мелкие капельки дождя раздраженно хлестали по носу, не особо сильный ветерок профессионально пробирал до костей, на ум приходила расхожая фраза: «Париж – всегда Париж». Вероятно, под этим следовало понимать, что и в любую погоду тоже.
Однако пора в путь – осматривать одну из красивейших столиц мира. Выйдя из ворот российского посольства на улице Виктора Гюго и миновав Булонский лес, вдыхая парижский воздух и стараясь игнорировать сырость, я бреду по этим улицам и стараюсь не забыть ни одного впечатления.
Подобно Риму или Москве столица Франции была построена на семи холмах, но в отличие от этих двух гигантов сумела остаться маленькой и уютной (без пригородов, население Парижа – всего – 2, 5 млн. человек), здешние строения не подавляют своими размерами или глубокой древностью, наоборот, улицы и дома, магазины и кафе производят впечатление какой-то праздничной напомаженности. Так и кажется, что вот сейчас по булыжному перекрестку протарахтит деревянными колесами карета, и эдакий франт в надушенном парике бросится, расшаркиваясь, целовать ручки сидящей там даме.
Не одно поколение наших соотечественников воспитывалось на французской культуре, но если в прошлом веке говорить на этом языке или вот так запросто съездить в Париж, Ниццу или Бордо было поступком совершенно естественным, то наши современники уже гораздо больший процент информации почерпнули из романов Дюма, Бальзака, Стендаля, Гюго… К примеру, едва только с трудом и сомнением разбираешь название улицы: «Вожирар», как подсознание сразу находит причину, почему это слово так до боли знакомо, запало в память еще в детстве: «Ведь на этой улице жил Арамис!» - ответ четок, логичен, понятен – выдох. Так, постепенно, открывая для себя, что названия улиц здесь не менялись как минимум лет эдак 300, начинаешь с каким-то новым любопытством озираться вокруг.
И при этом вокруг есть на что посмотреть. Париж считается одним из мировых рекордсменов по архитектурным ансамблям. И несмотря на то, что народное возмущение времен Великой Французской революции торжествующе предало огню такие потенциальные музеи, как Бастилия или дворец Тюильри, парижское метро поддерживает в массах память о них, присвоив своим станциям эти имена.
У каждого строения или памятника здесь своя история. Здание парижской оперы прославилось мрачным, но верно любящим Фантомом, история которого в музыкальной версии давно уже стала бродвейским бестселлером. По легенде, во времена Великой Французской революции здания оперы еще не было, к тому моменту успели вырыть лишь огромный котлован. И вот, погибших в столкновениях на баррикадах, за отсутствием возможности похоронить как-то иначе, просто сбрасывали в этот гигантский колодец. Революция, как это всегда бывает, закончилась, а вот трупы из котлована извлекать не стали, так и заложили фундамент – на костях. Поэтому и неудивительно, что множество призраков бродит по зданию. Правда, тот самый прославившийся Фантом из парижской оперы излагал свою историю несколько иначе, но пусть это останется на его совести… А мы пойдем дальше.
Гигантское здание Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери – совершенно неожиданно выглядывает из-за домов, а ведь одному его описанию Гюго выделил столько места в одноименном романе. Все четыре его стороны не похожи одна на другую. Самые различные фигуры и изображения украшают их, адские химеры, которые так и норовят выпрыгнуть из стены и пожрать все живое вокруг, оставляют жутковатое впечатление. Монументальная статуя Жанны д’Арк внутри собора словно излучает спокойствие и несгибаемость. Так кто же она все-таки была – святая, беседовавшая с архангелами и спасшая Францию, или безумная ведьма? Как бы то ни было, Карл VII поступил с ней ужасно неблагодарно. Не всякой Деве в 19 лет под силу вести войска в бой, да еще и короновать в Реймсе нерешительного и трусливого короля. Что ж, прошло всего-то несколько столетий, и Жанну признали национальной героиней и причислили к лику святых, теперь ее статуи украшают многие общественные места, а ведь когда ее вели на костер, никто даже крестик не хотел дать бедной девушке, чтобы она могла его прижимать к груди в последнюю минуту перед смертью. Один английский солдат связал два прутика крестом и подал ей. Так, по утверждению Бернарда Шоу, этого рядового до сих пор раз в году на Рождество выпускают из ада… Это так, в порядке отступления, к вопросу о том, что надо в жизни хотя бы одно доброе дело сделать…
Величественно высится на Монпарнасе красивейшая церковь Святого Сердца – Сакре-Кёр. Когда-то на этом месте святой Дени проповедовал христианские истины язычникам. Злобные варвары приговорили его к смерти за непочтение к их богам, на что приговоренный, по преданию, ответил: «Вы можете, конечно, меня казнить, но самой своей смертью я докажу силу нового учения!» И он это сделал. Когда его обезглавили, тело неожиданно встало, святой поднял свою голову и пошел вперед. Пройдя семь километров, он упал и больше уже не двигался. Это зрелище настолько впечатлило всех, что никто уже больше не мог сомневаться в силе новой веры, которую проповедовал этот человек при жизни и даже после смерти.
На том месте, где он упал, позже было возведено аббатство Сен-Дени, мрачное здание, ставшее усыпальницей французских королей. Все они: от Хлодвига и Карла Великого до Генриха IV и Людовика XVIII нашли здесь свое последнее пристанище. Над могилами возведены прекрасные статуи, изображающие монархов практически в натуральную величину. Особенно впечатляют изображения Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Лица казненных монархов словно дышат умиротворением и покоем.
И кажется практически нереальным, что здесь, в Сен-Дени, стоят статуи казненных короля и королевы, а где-то в городе на пьедестале преспокойно красуется Робеспьер, а на высоченном столбе, отлитом из орудий, захваченных в боях, – генерал Бонапарт собственной персоной, в тоге римского императора. Сам же Наполеон покоится в Доме Инвалидов, где вокруг саркофага выведены самые громкие его победы: как ни странно, но в одном ряду с Аустерлицем стоит и Московия. Похоже про «День Бородина» помнит только Россия.
Оскорбленное чувство патриотизма не позволяет долго находиться там, где пренебрегают нашими победами, поэтому лучшее, куда можно теперь пойти, – это на Елисейские поля, где прекрасно обозревается Триумфальная арка, давшая название роману Ремарка, и Эйфелева башня, давившая на Мопассана своей пошлостью, а ночью разливающая над городом золотое сияние.
Наверное, можно бесконечно долго расписывать все местные достопримечательности, тем более что охватить все и невозможно. Великолепные выставки в Лувре, музее д’Орсе, секс-шопы и стриптизы на плас Пигаль, канкан в Мулен Руж – ах, как сюда любил захаживать Тулуз-Лотрек…
И все же главное в Париже не это. В этом городе создана некая атмосфера совершенной безмятежности и покоя, которые проникают в каждую клеточку существа и каким-то легким щекочением изнутри внушают человеку ощущение праздника и довольства собой и окружающим миром. Ведь практически все улицы состоят из сплошных кафе, построенных очень близко друг от друга, а весь шик этих заведений – это выставленные на улицу столики и составленные партером стулья к ним. Такие места, естественно, самые дорогие в заведении. Сев за такой столик, вы, возможно, заплатите раза в 2-3 дороже, чем если бы смаковали свою кружку пива или чашку кофе около барной стойки, но, поверьте, оно того стоит. В смысле, раскошелиться стоит. Ведь сидя со своей чашкой кофе за столиком на улице, вы становитесь непосредственным зрителем, а порой и участником чужой жизни. Мимо спешат или медленно прогуливаются самые разные люди – у каждого своя судьба и своя тайна. Как тут не вспомнить, Хемингуэя писавшего свои романы в парижских кафе, сидя за столиком и наблюдая за ЖИЗНЬЮ…
Вечереет. А еще столько всего надо посмотреть. На Монмартре художники подходят к столикам и предлагают нарисовать портрет. Официанты зазывают в первое парижское бистро, на стене которого на табличке выгравирована история прихода русских казаков, которые то ли действительно очень спешили куда-то, то ли просто не в меру раскомандовались, но французов своими покрикиваниями «Быстро! Быстро!» на ноги, видимо, поставили.
По всему городу снуют одетые в целлофановые пакеты всех цветов радуги, вымазанные масляными красками и кремом для бритья лохматые студенты, по их уверениям, школы или академии искусств. Эти люди пытаются продать нерасторопным прохожим какие-нибудь залежалые соломинки для питья или уже начатый рулон туалетной бумаги. При этом они падают на колени и, исступленно сложив руки, взывают: «Силь-ву-пле, мадемуазель!..» Говорят, что в конце каждого учебного года они устраивают какую-то безумную вечеринку, средства на которую собираются в течение всех 10 месяцев вот таким вот образом. На вполне резонный вопрос, когда же они учатся, отвечать никто не решился.
Так проходит жизнь. Около Лувра неизменно собираются нескончаемые шеренги туристов, а вокруг Сорбонны тусуются студенты. И только петляющие парижские улочки знают историю этой жизни. Эти узкие улочки, неизменно заканчивающиеся дворцом или музеем, эти узкие улочки, где ночью в темноте тонут все новые строения и каким-то призрачным светом горят старые. Здесь ударили кинжалом Генриха IV, здесь скакали д'Артаньян и три мушкетера, здесь строили баррикады и в огромной кепке ходил Гаврош, сюда победителем возвращался Наполеон. Тут открывались первые бары и кафешантаны. Сюда захаживали Джойс и Фицджеральд, по этим улицам бродил Мережковский…
Все это, в итоге, начинает напоминать урок истории в картинках. А под самым старым в Париже мостом, который до сих пор невозмутимо носит свое первоначальное название – «Новый мост», все так же неторопливо течет Сена. Париж – действительно, как пелось в какой-то песне, - «сон наяву». И хочется, чтобы он длился.

Свои восторги выражала Зара МИГРАНЯН.

Пожалуйста, оцените этот материал:


 
ЗА 3 МОРЯ

21.

ПАРИЖ – СОН НАЯВУ

17.11.2000

 

22.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК, ИЛИ МОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ

08.10.2000

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100