Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ЗАЧЕМ ПРИДУМЫВАТЬ СЦЕНАРИЙ, ЕСЛИ МОЖНО ПЕРЕПИСАТЬ СТАРЫЙ? (Из истории римейков)
 


Представьте себя на месте голливудского продюсера: вы думаете о прибыли. Вам нужно зарабатывать деньги. Для этого необходимо снять хит. Любой фильм начинается с идеи. Идей мало. Те, что есть, моментально тиражируются коллегами (пример - многочисленные клоны «Армагеддона»). Делать очередное продолжение по принципу «Зомби все еще наносят ответный удар» надоело и вам, и зрителям. Все ваши любимые книжки уже экранизированы, а из умных сделать настоящий хит трудно. И тут ваш цепкий продюсерский взгляд падает на киноэнциклопедию: эврика! Есть масса прекрасных фильмов, которые незнакомы зрителям младше 25 лет (основным потребителям хитов) и в которые можно смело вдохнуть новую жизнь!..

Специалисты спорят, кто первым додумался снять старый фильм по-новому. Но бесспорное лидерство в деле переиначивания, перекраивания, пересказа и плагиата принадлежит Голливуду. Бен-Гур (1959)Традиция римейков (от английского to remake – переделать) поддерживается на протяжении последних пятидесяти лет, и нет ей конца. Все римейки можно разделить на четыре основные категории: удачные, неудачные, списанные с иностранных фильмов и основанные на лентах отечественных классиков. Уточним еще раз: речь идет не о различных экранизациях одного и того же литературного произведения (это отдельная тема), а об «экранизациях экранизаций». Очень часто первый фильм был снят «по мотивам» книги, а второй уже шел по протоптанной дорожке навстречу зрительскому успеху и наградам.

Показателен в этом смысле самый титулованный голливудский римейк. В далеком 1959 году американская киноакадемия присудила 11 премий «Оскар» фильму «Бен-Гур». Создатели эпической картины, действие которой происходит в Древнем Риме, уверяли, что основывались на книге Л.Уоллеса «История Христа». Но знатоки понимали, что главным источником вдохновения для авторов стал «Бен-Гур» образца 1926 года – самая крупномасштабная постановка эпохи немого кино. Между двумя версиями фильма внимательный зритель найдет много общего – в композиции кадра, в декорациях, в монтаже. Знаменитая сцена скачек вызывает чувство дежа вю у тех, кто видел старый фильм. Но кто его помнит кроме двух-трех пропахших нафталином киноманов? Новый «Бен-Гур» вошел в историю кино, потеснив предшественника. Кроме того, версия 1926 года тоже не была на сто процентов оригинальной. Самый первый «Бен-Гур» продолжительностью 10 минут был снят в 1907 (!) году.
Носферату (1922)
Надо сказать, немое кино подарило много сценарных идей благодарным потомкам. Знаменитый фильм Бастера Китона «Генерал» (1927) – родоначальник жанра комедийного боевика – был бесчеловечно реанимирован на студии Диснея через 30 лет под названием «Большая железнодорожная погоня». Носферату (1979) «Носферату» (1922) классика немецкого кино Ф.Мурнау (поставленный по мотивам «Дракулы») с помощью другого классика немецкого кино Вернера Херцога превратился в «Носферату-вампира» (1979) с Клаусом Кински в главной роли. В данном случае римейк оказался гораздо менее страшным, а скорее смешным и ироничным, чем мрачный оригинал.

Одним из редких примеров римейка, превосходящего, по общему признанию, первоисточник, можно считать «Запах женщины» (1992). Фильм, принесший «Оскара» за лучшую мужскую роль Аль Пачино, был основан на итальянской картине 1974 года. Американские сценаристы основательно переработали исходный сюжет. Вместо капитана в исполнении Витторио Гассмана появился подполковник (Аль Пачино), вместо Италии – Нью-Йорк, вместо солдата Момо - молодой студент (Крис О'Доннелл). Запах женщины (1992) Добавив новую сюжетную линию, завязанную на учебные проблемы героя О'Доннелла, соединив душещипательный сценарий, великолепную игру актеров и чудесную музыку, авторы фильма получили великолепное блюдо с гораздо более тонким и изысканным вкусом, чем итальянский оригинал.
Отличный материал для усовершенствования и доработки предоставили своим американским коллегам японские кинематографисты. В первую очередь, это нескончаемый сериал о гигантском динозавре Годзилле, снимавшийся и переснимавшийся много десятков раз и во многих странах. Но что там Годзилла -«римейкизации» не избежал и великий Акира Куросава. Его «Семь самураев» (1954) превратились в «Великолепную семерку» (1960), после чего две версии одной истории стали равно популярными и одинаково любимыми. Великолепная семерка (1960)
Но самая феноменальная судьба была уготована другому фильму Куросавы - «Телохранитель» (1961). Сама картина была вольным пересказом романа классика «крутого» боевика Дэшила Хэммета «Кровавая жатва». Первого «клона» этого фильма создал итальянец Серджио Леоне в 1964 году (см. статью «Пр игоршня фильмов Серджио Леоне»). Куросава тогда очень обиделся на зарубежных коллег за плагиат (а это было настоящим плагиатом, поскольку разрешения мастера на римейк итальянцы не получили). Ему не понравилось, что самурайская история превратилась в вестерн, да еще и «спагетти». Через тридцать лет американец Уолтер Хилл решил снять свою версию «Телохранителя», перенеся действие в конец 20-х годов нашего века. Бывшие самураи, ставшие потом ковбоями, в картине «Герой-одиночка» (1997) предстали в виде гангстеров, решающих свои проблемы с помощью автоматов системы Томпсона. Главный персонаж, которого играли до того Тосиро Мифуне и Клинт Иствуд, получил новое лицо Брюса Уиллиса. К сожалению, «Герой-одиночка» оказался менее удачным, чем его предшественники. Однако этот фильм кажется шедевром по сравнению с последним (на сегодняшний день) римейком «Телохранителя». Самый плодовитый режиссер самых ужасных фильмов «категории B» последних лет Альберт Пьюн, к несчастью для зрителей, тоже, как оказалось, почитает Куросаву. Его «Солдат апокалипсиса» (1998) - пример чудовищного по своей безвкусице и дешевизне третьеразрядного боевика. Вместо средневековой Японии, или Дикого Запада, или Мексики времен «сухого закона» перед нами предстает постапокалиптическая Америка. Вместо самурая, ковбоя или гангстера – киборг (Рутгер Хауэр), который сталкивает между собой две банды роботов. Весь этот футуристический малобюджетный бред стал последней версией «Телохранителя», снятой при жизни Куросавы. Но кто знает, что нас ждет впереди…

Еще одна занимательная история связана с великим и ужасным Альфредом Хичкоком. В 1934 году он снял шпионский триллер «Человек, который знал слишком много». Прошло двадцать лет, и тот же Хичкок снял новый шпионский триллер… «Человек, который знал слишком много» (1956). Все то же самое, но только длиннее, скучнее, в цвете и с другими актерами.

Впрочем, недостатки «саморимейка» Хичкока не идут ни в какое сравнение с недавней новой версией его шедевра «Психо» (1960). Режиссер Гас Ван Сант поставил перед собой цель: снять все точно так, как великий мастер. В итоге получился новый «Психо» (1998), кадр за кадром воспроизводивший оригинал. Зачем все это было нужно, никто так и не понял…

Но не будем о грустном, тем более, что комедий-римейков в истории мирового кино тоже предостаточно. Француз Франсис Вебер, автор «Высокого блондина в черном ботинке» (1972), прославился тем, что некоторые свои ленты снял в двух версиях: для всех и для американцев. Так появился клон «Высокого блондина» (1985) в исполнении Тома Хэнкса (роль, о которой актер не любит вспоминать), «второй состав» «Беглецов» (1986), где вместо Ришара и Депардье выступили Мартин Шорт и Ник Нолти (1989), а также двойные «Невезучие»: во Франции – Ришар и Депардье (1982), в США – Мартин Шорт и Дэнни Гловер (1989). Кроме того, второе рождение получил самый известный фильм Вебера «Игрушка» (1976). Только в американской версии (1982) главный герой был негром и играл его, соответственно, не Пьер Ришар, а Ричард Прайор.

Отпетые мошенники (1988)Впрочем, старые голливудские комедии также подвергаются вторичной обработке. Популярный у нас фильм «Отпетые мошенники» (1988) - не что иное, как переделка комедии «Сказка на ночь» (1964). Примечательно, что героя Стива Мартина в старой версии играл Марлон Брандо.

В наши дни Голливуд штампует римейки один за другим. Фильмы перекраиваются, невзирая на возраст, национальность и персоналии авторов. Шпионский триллер «День шакала» (1973) стал довольно нудным боевиком «Шакал» (1998). «Небо над Берлином» (1988) великого Вима Вендерса оказалось погребено под звездным статусом Николаса Кейджа и Мег Райан в «Городе ангелов» (1998).

Есть, конечно, и удачи. К ним стоит отнести недавнюю «Аферу Томаса Крауна» (1999) с Рене Русо и Пирсом Броснаном. Этот стильный фильм оказался настолько непохож на оригинал 1968 года рождения, что две версии смотрятся просто как две разные картины, которые и сравнивать-то бессмысленно – каждая хороша по-своему.

Из последних новинок-переделок заслуживают внимания «Шафт» (2000) – римейк «культового» некогда детектива 1971 года - и «Поймать Картера» (2000), снятый по популярному в семидесятые годы английскому гангстерскому фильму. Поскольку новое поколение зрителей слабо представляет себе кинематограф тех лет, мало кто будет сравнивать героев Сэмюэла Джексона и Сильвестра Сталлоне с их экранными предшественниками. Конечно, ничего ужасного в этом нет, и нет ничего плохого в римейке как таковом – важно ведь какой фильм получается в итоге. Но не означает ли такое количество фильмов-переделок, что Голливуд испытывает кризис идей?

И напоследок, для любителей острых ощущений: Джеймс Кэмерон, создатель «Титаника», «Терминатора» и «Чужих», планирует выступить продюсером нового фантастического фильма. Название – «Солярис». Основа сюжета – сценарий Андрея Тарковского и Фридриха Горенштейна. О романе С.Лема как о первоисточнике никто не упоминает.

Сергей ВЕРЕЙКИН.

Пожалуйста, оцените этот материал:


 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100