Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ГАЛИЛЕЙ И ИНКВИЗИЦИЯ
 


Низкий каменный свод... Крючья... Цепи... Тиски...
От жаровни с углями свеченье...
Раскаленным железом скрутило виски.
Отречения... Ждут отреченья...

Сергей Данилов. «Второе отречение Галилео Галилея»

С детства знаем мы историю великого ученого, которого жестокие инквизиторы принудили к публичному отречению от своих убеждений. Галилео Галилею посвящено немало стихов, романов и пьес. И каждый из читателей и зрителей ставил себя на место героя и задавался вопросом: «А отрекся бы я перед лицом таких мучений?»

Однако многие историки, в частности француз П.Редонди, говорят о том, что отношения Галилея с католической церковью были вовсе не такими драматическими. Не принижая заслуг ученого перед мировой наукой, специалисты считают, что кем-кем, а мучеником Галилео не был.

Начнем с того, что Галилей лично знал и, более того, был в прекрасных отношениях со многими видными иерархами католической церкви, например, с флорентийским архиепископом. Мало того, в ряде случаев церковь оказалась гораздо более терпимой к деятельности ученого, чем большинство его коллег. В отличие от университетских профессоров, которые отказались признать существование спутников у Юпитера, о чем говорил Галилей, и даже не удосужились взглянуть в телескоп, не доверяя какой-то «стекляшке», папа, на аудиенцию к которому был приглашен Галилео, с большим вниманием отнесся к его работам. Иезуиты во время устроенного диспута даже согласились рассмотреть Юпитер в телескоп.

Положение Галилея осложнилось, когда он выпустил свой очередной труд «Пробирных дел мастер», где ученый развивал идеи атомизма, предложенные еще Демокритом. Согласно атомизму, у каждого вещества или стихии есть неделимая, «атомарная» основа. Иначе говоря, для каждого вещества есть минимальный предельный размер, за которым следует разрушение. Чем сложнее вещество, тем больше пространства оно занимает. Человек, состоящий из четырех стихий, не может быть ужат до бесконечно малого пространства.

Эти мысли вступали в противоречие с одним из главных догматов – о Евхаристии (причащении), то есть вкушении христианами Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина. В 1439 году Флорентийский Собор установил, что «вещество хлеба превращается в Тело Христово и вещество вин – в Кровь Христову, однако так, что весь Христос сдержится под видом хлеба и весь – под видом вина»<1>.

Получалось, что любое тело может быть ужато до любого объема. Этот постулат и оспаривал Галилей в своей книге. Мало того, он говорил о своей теории как о конечной истине. В итоге в инквизицию поступило заявление о ереси.
Однако, как уже отмечалось, отношения ученого с представителями церкви были вполне дружественными. И инквизиция заменила более тяжкое обвинение – в подрыве евхаристического догмата – менее грозным – в «коперниканской» ереси, в проповеди гелиоцентризма.

Кстати, в свое время книга Коперника была внесена в список запрещенных не столько из-за астрономических идей, сколько из-за массовых философских и религиозных спекуляций, которые породила гелиоцентрическая космология. А первым, кто выступил против Коперника, был... известный астроном того времени Тихо Браге!..

Последовал вызов Галилея в Рим, на следствие. Из-за болезни Галилей смог предстать перед инквизиторами только через год. Эта отсрочка не привела к каким-то дополнительным репрессиям со стороны церкви. По приезде в Рим Галилео остановился у своего старого знакомого – флорентийского посла, а позднее, когда началось собственно следствие, в отдельных трехкомнатных апартаментах в Ватикане с прислугой и видом на фруктовый сад.

Каких-то пыток или истязаний со стороны инквизиторов не было. Вначале Галилео вообще считал, что произошло какое-то недоразумение, которое можно будет прояснить в ходе научной дискуссии. Когда же ученому намекнули, что коперниканство – далеко не самое значительное обвинение из возможных, что речь идет о серьезных вещах, затрагивающих основы веры, Галилей осознал всю драматичность ситуации. Он помнил судьбу Джордано Бруно, который помимо гелиоцентризма отстаивал истинность древней египетской религии. В вопросах веры спорить с инквизицией было опасно для здоровья. Поэтому без особого нажима со стороны следователей Галилео согласился публично отказаться от своего учения.
Кстати сказать, знаменитое «А все-таки она вертится» - не более чем довольно поздно появившаяся легенда, цель которой заключалась в создании образа борца-мученика.

В качестве епитимьи, по решению суда, Галилей должен был в течение двух месяцев ежедневно читать семь покаянных псалмов. Эти два месяца ученый провел на вилле уже упоминавшегося архиепископа Флоренции. Каких-либо более серьезных последствий лично для Галилея не последовало.

При этом в обществе процесс получил широкую огласку. Многие ученые и мыслители, работавшие в том же направлении, что и Галилей, на некоторое время постарались уйти в тень, дабы не раздражать церковь. Так, например, Декарт на десять лет отложил публикацию работы «О мире», в которой он также отстаивал коперниканскую теорию.

Что же касается самого Галилея, то после отбытия сурового наказания на вилле архиепископа ученый гостил еще несколько лет у великого герцога Тосканского, потом у архиепископа Сиенны, а потом в деревушке Арцетри недалеко от Флоренции. При этом он спокойно продолжал свои научные занятия.

Сергей ВЕРЕЙКИН

Интересующимся рекомендуем следующие книги:
<1>. Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. Москва-Клин, 1995
<2>.Очерки по истории мировой культуры. Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 1997
<3>. В.Кремер, Г.Тренклер. Лексикон популярных заблуждений. М., 1997

Пожалуйста, оцените этот материал:

 
6
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100