Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Венедикт Ерофеев. «Записки психопата»
 

Русский Буковски? Паланик? Уильям Берроуз? Нет, совсем нет. Венедикт Ерофеев – величина совершенно самостоятельная и никак не связанная с западной контркультурой.

Человек, попытавшийся покорить столицу: закончив школу с золотой медалью, поступил в Московский Университет, но был отчислен из него. А также их нескольких других ВУЗов Московской области: Ерофеев не хотел терять статус студента, уезжать далеко от златоглавой, и поэтому поступал в различные учебные заведения. Затем – смена множество профессий: кочегар, дежурный отделения милиции, библиотекарь и т.д. И поездки по всему Советскому Союзу: Украина, Заполярье, Литва, Белоруссия.. «А единственной работой, которая пришлась по сердцу, была в 1974 году в Голодной степи (Узбекистан) работа в качестве "лаборанта паразитологической экспедиции" и в Таджикистане в должности "лаборанта ВНИИДиС по борьбе с окрыленным кровососущим гнусом,"» - отметит писатель в автобиографии.

Известность и признание Ерофеев начал получать с 70ых годов, а к началу Перестройки стал значимой единицей в отечественной литературе: к примеру, в журнале «Трезвость и культура» в очень сокращённом варианте опубликовали поэму «Москва - Петушки» - и это произошло во время кампании за трезвость(!). Традиционно большее внимание уделяется главному творению Ерофеева, поэме «Москва - Петушки». И литературные исследования текста и скрытых значений, и даже аудиокнига, текст которой читает Сергей Шнуров. Но и «Записки психопата» - произведение, заслуживающее внимания.

«Записки психопата»

Художественное произведение, и похожее на дневниковые записи, и в то же время отличное от обычного дневника. Здесь и описания, и размышления, и стихи, и просто обыденная жизнь. Но в описании Ерофеева рутина уходит, и открываются удивительные, необычайные стороны, краски. В одних случаях это чувства, в других – безумство и всплески, вызванные алкоголем.

«17 октября. «”Выбитый из колеи и потому выжитый из университета и потому выживший из ума…” 18 декабря. Сожрём этику! Раздавим её лошадиными зубами! Утопим её в безднах наших желудков и оскверним пищеварительным соком! Зальём перцовой горькой настойкой! Ах-ха-ха-ха-ха-ха-ха!!!»

И суть всех записей, на мой взгляд, в отрицании норм, правил, устоявшейся морали. Но Венедикт Ерофеев этим не ограничивается и убеждает других в том, что они сами, пытаясь быть белыми и пушистыми, на деле ничуть не лучше его самого - опустившегося студента, алкоголика и тунеядца.

Произведение разбито на несколько частей – неизвестно, сознательно или нет. Ещё третью часть автор озаглавливает «Ещё раз продолжение. И окончания не будет». А в четвёртой части меняется название на «Записки сумасшедшего». И, наконец, финальная, пятая часть – «Окончание». Сумбур сохраняется, но ощущается и хрупкое единство «Записок». Сюрреалистический стиль, эксперименты с сочетаниями слов – всё это не оставит равнодушными любителей авангарда в искусстве.

«24 октября Я – всё. Я – маленький мальчик, замурованный в пирамиде. Ползающий по полу в поисках маленькой щели. Я - оренбургский генерал-губернатор, стреляющий из мортиры по звёздам. Я – мочка левого уха Людовика Восемнадцатого. Я – сумма смертоносных орудий в социалистическом гербе. Меня обрамляют колосья. Слово «зачем» – это тоже я. Я – это переход через Рубикон, это лучшие витрины в Краснопресненском универмаге, это воинственность, соединённая с лёгкой простудой. Я – это белые пятна на географических картах. Надо мной смеялись афинские аристократы. Меня настраивали на программу Московского радио. Меня подавали соусом к столу мадам Дезульер. В меня десять минут целился Феликс Дзержинский – и всё-таки промахнулся. Мною удобряли земельные участки в районе города Исфагань и называли это комплексной механизацией, радостью освобождённого труда ещё чем-то, что я не смог расслышать. Знаменитый водевилист Боборыкин обмакивал в меня перо, а современные пролетарии натирают меня наждачной бумагой. Я – крохотный нейрон в атоме сталинской пепельницы. Я изымаю вселенную из-под ногтей своих».

Сочетание сложного и простого, высокого и низкого, прекрасного и отвратительного. «Записки психопата» - действительно поэма. Поэма о мятущейся душе в современном мире.

Алексей Лутохин

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100