| Русский Буковски? Паланик? Уильям Берроуз? Нет, совсем нет. Венедикт Ерофеев – величина совершенно самостоятельная и никак не связанная с западной контркультурой.
Человек, попытавшийся покорить столицу: закончив школу с золотой медалью, поступил в Московский Университет, но был отчислен из него. А также их нескольких других ВУЗов Московской области: Ерофеев не хотел терять статус студента, уезжать далеко от златоглавой, и поэтому поступал в различные учебные заведения. Затем – смена множество профессий: кочегар, дежурный отделения милиции, библиотекарь и т.д. И поездки по всему Советскому Союзу: Украина, Заполярье, Литва, Белоруссия.. «А единственной работой, которая пришлась по сердцу, была в 1974 году в Голодной степи (Узбекистан) работа в качестве "лаборанта паразитологической экспедиции" и в Таджикистане в должности "лаборанта ВНИИДиС по борьбе с окрыленным кровососущим гнусом,"» - отметит писатель в автобиографии.
Известность и признание Ерофеев начал получать с 70ых годов, а к началу Перестройки стал значимой единицей в отечественной литературе: к примеру, в журнале «Трезвость и культура» в очень сокращённом варианте опубликовали поэму «Москва - Петушки» - и это произошло во время кампании за трезвость(!).
Традиционно большее внимание уделяется главному творению Ерофеева, поэме «Москва - Петушки». И литературные исследования текста и скрытых значений, и даже аудиокнига, текст которой читает Сергей Шнуров. Но и «Записки психопата» - произведение, заслуживающее внимания. «Записки психопата» Художественное произведение, и похожее на дневниковые записи, и в то же время отличное от обычного дневника. Здесь и описания, и размышления, и стихи, и просто обыденная жизнь. Но в описании Ерофеева рутина уходит, и открываются удивительные, необычайные стороны, краски. В одних случаях это чувства, в других – безумство и всплески, вызванные алкоголем. «17 октября.
«”Выбитый из колеи и потому выжитый из университета и потому выживший из ума…”
18 декабря.
Сожрём этику!
Раздавим её лошадиными зубами!
Утопим её в безднах наших желудков и оскверним пищеварительным соком!
Зальём перцовой горькой настойкой!
Ах-ха-ха-ха-ха-ха-ха!!!» И суть всех записей, на мой взгляд, в отрицании норм, правил, устоявшейся морали. Но Венедикт Ерофеев этим не ограничивается и убеждает других в том, что они сами, пытаясь быть белыми и пушистыми, на деле ничуть не лучше его самого - опустившегося студента, алкоголика и тунеядца.
Произведение разбито на несколько частей – неизвестно, сознательно или нет. Ещё третью часть автор озаглавливает «Ещё раз продолжение. И окончания не будет». А в четвёртой части меняется название на «Записки сумасшедшего». И, наконец, финальная, пятая часть – «Окончание». Сумбур сохраняется, но ощущается и хрупкое единство «Записок».
Сюрреалистический стиль, эксперименты с сочетаниями слов – всё это не оставит равнодушными любителей авангарда в искусстве. «24 октября
Я – всё.
Я – маленький мальчик, замурованный в пирамиде. Ползающий по полу в поисках маленькой щели.
Я - оренбургский генерал-губернатор, стреляющий из мортиры по звёздам.
Я – мочка левого уха Людовика Восемнадцатого.
Я – сумма смертоносных орудий в социалистическом гербе. Меня обрамляют колосья.
Слово «зачем» – это тоже я.
Я – это переход через Рубикон, это лучшие витрины в Краснопресненском универмаге, это воинственность, соединённая с лёгкой простудой.
Я – это белые пятна на географических картах.
Надо мной смеялись афинские аристократы. Меня настраивали на программу Московского радио. Меня подавали соусом к столу мадам Дезульер.
В меня десять минут целился Феликс Дзержинский – и всё-таки промахнулся.
Мною удобряли земельные участки в районе города Исфагань и называли это комплексной механизацией, радостью освобождённого труда ещё чем-то, что я не смог расслышать.
Знаменитый водевилист Боборыкин обмакивал в меня перо, а современные пролетарии натирают меня наждачной бумагой.
Я – крохотный нейрон в атоме сталинской пепельницы.
Я изымаю вселенную из-под ногтей своих». Сочетание сложного и простого, высокого и низкого, прекрасного и отвратительного. «Записки психопата» - действительно поэма. Поэма о мятущейся душе в современном мире. Алексей Лутохин
|