Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ПРО РУКАВА И НЕ ТОЛЬКО
 

Современная русская речь изобилует различными фразеологическими оборотами, многие из которых достались нам в наследство от древнерусского языка. Нередко их первоначальное значение либо уже утеряно, либо специально изменено. Исторически подобные метаморфозы были связаны прежде всего с принятием христианства, которое не вырывало с корнем языческие поверья, а замещало, изменяло, ложилось слоем на языческую мифологию. Одно из таких выражений – «работать спустя рукава», то есть работать кое-как, нехотя, лениво. Согласно объясняющему эту идиому Фразеологическому словарю, раньше на Руси одежда крестьян имела очень длинные рукава, следовательно, работать можно было, только закатав их. И действительно, в глубокой древности на Руси существовал обычай шить рубахи с очень длинными («долгими, с наборами») рукавами. Однако такую одежду носили только женщины. Мужская рубаха шилась несколько по-другому и не имела таких длинных рукавов. Отчего же женщинам приходилось терпеть такие «неудобства»? Одежда древних славян, впрочем, как и других народностей, не только была способом защиты от окружающей среды, украшением, но имела очень важное символическое значение. Ни один элемент одежды не был придуман просто так, но обладал своим особым смыслом.

По одной из версий, длинные рукава также поначалу были связаны с древними поверьями славян. Как известно, наши предки почитали природные стихии: Небо, Огонь, Землю. В каждой из этих стихий существовала своя иерархия божеств (божков). Земля была наиболее почитаема у женщин: ведь именно они проводили большую часть своей жизни в поле. Земля их кормила, одевала, давала все необходимое для жизни. Из года в год они наблюдали, как из маленьких зернышек рождался целый урожай. Значит, полагали они, в земле есть великая энергия, способная дать новую жизнь, новые силы. И для того, чтобы сконцентрировать эту энергию на себе, женщины шили юбки в виде колокола и рубахи с длинными расклешенными к низу рукавами, которые, по их поверью, могли удержать эту энергию. Поэтому и работать им приходились «спустя рукава», т.е. питаясь энергией земли.

Кроме того, существовали еще и праздничные рубахи, тоже с длинными рукавами. Их шили для особо торжественных случаев, прежде всего для свадьбы. Эти свадебные рубахи назывались «убивальницами», «плакальнями» или «махавками»: уезжавшая из дому невеста, прощаясь с родными, причитала («убивалась») и размахивала длинными (до метра каждый) рукавами. Интересно, что на древнерусских ритуальных «русалочьих» браслетах встречаются изображения танцующих девушек в рубахах с распущенными рукавами. А Царевна-лягушка в русской народной сказке использовала длинные рукава своей рубахи в качестве карманов и своеобразных орудий колдовства...

Не только «длинные рукава» имеют прямую связь со славянской мифологией. Сюда же относится и обязательный для женщины головной убор. По представлениям древних славян, волосы обладали чарующей магической силой, связанной с идеей плодородия, продолжения рода и его благополучия, олицетворяли половую силу. Этим объясняется большое значение, которое придавалось акту перемены прически и головного убора в свадебных обрядах – распускании и расчесывании волос перед свадьбой как символ вступления в брак, плаче невесты по ее девичьей косе-«красоте», выкупе женихом косы невесты, обряде «окручивания», когда после свадьбы свахи заплетали волосы новобрачной в две косы и навсегда скрывали их от посторонних глаз под женским головным убором. Ведь при вступлении в брак девушка попадала в полное подчинение семье мужа. Страшным грехом считалось для женщины открыть свои волосы на людях. Это означало, что она освобождает свою магическую силу, восстает против чужого рода, брачных уз, ее к ним привязавшим. Как известно, женщины с растрепанными, распущенными волосами воспринимались славянами как представительницы нечистой силы – ведьмы, русалки. О нечесаной девушке говорили: «Ходит как русалка». Вместе с тем бывали периоды, когда женщинам специально разрешалось распускать косы, то есть освобождать свою половую силу. Так происходило во время родов, а также обряда проведения сохой магического круга для предохранения селения от морового поветрия.

Такая же символика, только с обратным значением, присутствовала в правилах ношения головного убора у мужчин. На гуляньях и праздниках молодые люди должны были носить головной убор, обязательно чем-нибудь украшенный – перьями, лентами, цветами. По ходу веселья они могли несколько раз приподнимать шапки (для поцелуя с девушкой) или же девушки могли держать их шапки в руках. Таким образом, головной убор молодого человека означал холостой статус и готовность к браку, а непокрытая голова в играх молодежи символизировала брак. Существовала даже свадебная игра, во время которой девушки пытались украсть шапку жениха, а его друзья – не допустить этого…

Конечно, на сегодняшний день большинство древнеславянских обычаев безвозвратно кануло в Лету, а символизм одежды если не исчез совсем, то значительно изменился. И все же подобные экскурсы в историю помогают лучше понять не только родной язык, но у русскую культуру в целом.

Елена ЧУБЫКИНА

ЛИТЕРАТУРА :
<1> Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение, М., Профиздат, 1999.
<2> Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 1-3 М., 1865.
<3> Рыбаков Б. Макрокосм в микрокосме народного искусства // ДИ СССР. 1975, №1 .
<4> Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ – нач. ХХ вв. Л., 1988.


Пожалуйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100