| ВУЗ ДЛЯ ОДЕРЖИМЫХ. СТУДЕНТЫ ЛИТИНСТИТУТА О СВОЕМ ВУЗЕ И О СЕБЕ
Стоит только заглянуть в скверик, а затем и в само здание Литинститута, сразу осознаешь уникальность этого учебного заведения. Старинный особняк, длинные узкие коридоры, портреты классиков на стенах... И какая-то особая атмосфера. «Конечно, особая, - объясняет мне Настя, студентка 4 курса. Здесь же такая концентрация талантов! А сколько здесь бродит легенд о гениях, которых видели эти стены!.. Утверждают, например, что в этом доме жил Платонов – работал дворником. И вообще, тут же «живые классики» ходят – наши профессора». Здесь учатся действительно увлеченные люди. Вместо обычного «Привет!» говорят друг другу: «Ну что, прочитал? И как тебе?». А споры о литературе переносятся из аудиторий в коридоры и курилки. На мою просьбу рассказать о своем институте хором отвечают: «У нас самый творческий вуз». САМЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ
Наталья, 3 курс - Почему так? Потому что здесь мы не только получаем знания, но и – что самое главное – работаем над собой в творческом плане. Сергей, 2 курс - Здесь все пишут, творят и надеются, что творят для людей. Этим мы отличаемся от студентов других вузов, например, филфака МГУ. Писать – это и дар, и необходимость, и очень большая ответственность перед читателями, перед преподавателями, перед самим собой.
Почему вы решили поступать именно сюда?
Роман, 3 курс - Многие чувствуют, что могут писать, что должны писать и что им необходимо, чтобы их читали. И если хочется писать гораздо лучше, чем просто писать в стол, то приходишь сюда – учиться.
Настя, 4 курс - Решение поступать в Литинститут возникло не внезапно. Чтобы к этому прийти, потребовалось несколько лет. Я училась в другом вузе, собиралась получить перспективную профессию рекламиста, но как творческий человек я долго этого не выдержала. Сейчас счастлива, что учусь именно здесь.
Что было самым сложным при поступлении?
Наталья, 3 курс - Творческий конкурс. Фактически все «срезаются» на том, что представляют работы, которые сами объективно оценить не могут, а родственники говорят, что это гениально. С профессиональной же точки зрения работа никуда не годится. Хотя, даже если работы еще совсем «зеленые», но искра таланта в них уже есть, то есть и шанс, что вас допустят к другим экзаменам, не менее, впрочем, серьезным.
Настя, 4 курс - Основным экзаменом, на мой взгляд, является творческий этюд – когда абитуриенты, успешно прошедшие творческий конкурс, пишут работу на определенную тему. Тогда видно, насколько человек способен работать не просто со своей фантазией, но и с каким-то конкретным материалом.
Маша, 3 курс - Здесь очень строгий отбор, и «абы кто» творческий конкурс не проходит. Попасть сюда сложно, но можно – если очень хотеть и работать над собой.
НЕ ПРОСТО УЧЕБА
Алексей, 2 курс - Это не просто учеба, здесь идет творческая работа. Каждый предмет, от стилистики русского языка до истории, по кирпичику складывается в фундамент твоих знаний. Потом, когда начинаешь писать, все это выливается в твои строки. Это не просто интересно – это жизненно необходимо.
Наталья, 3 курс - Здесь самая лучшая профессура. Даже выделить кого-то сложно. Владимир Викторович Орлов, Александр Евсеевич Рекемчук, Инна Люциановна Вишневская… Эти люди – не просто профессионалы, а абсолютные фанаты своего дела. Даже если слушать лекцию краем уха, то она все равно тебя увлечет. Может быть, это связано с моей страстью к языку, к литературе, но каждая лекция дает мне потрясающую пищу для ума – множество мыслей, открытий, ощущений.
МАСТЕР, НАСТАВНИК, ДРУГ
Как складываются отношения мастера со студентами – как педагога с учениками или на равных, как отношения творческих людей?
Леня, 4 курс - Мастер – это наставник, который ведет нас с первого курса до дипломной работы и во многом формирует нас как профессионалов и как личности.
Михаил, 3 курс Давления со стороны мастера никогда не бывает. У нас везде равноправие и свобода слова. На семинарах, например, мы разбираем наши работы, и каждый, включая мастера, говорит то, что считает нужным. Конечно, в литературных рамках.
А если творческие отношения с мастером не сложились, может ли студент перейти в другую мастерскую?
Настя, 4 курс - Такие случаи есть. Переходят даже переводчики на прозу. Но это вряд ли из-за конфликтных ситуаций. Просто у человека благодаря учебе здесь меняется творческое видение мира, он переосмысляет свое творчество и чувствует, что ему нужно нечто другое. А найти это "другое" легко, потому что здесь можно посещать любые семинары по желанию.
Где вы предполагаете работать по окончании института?
Настя, 4 курс - Редактором, журналистом, сценаристом, а вообще – как сложится. Литератор по образованию не обязательно должен стать именно писателем. При этом писатель тоже может иметь любую профессию, но уметь находить вокруг себя пищу для размышления и материал для творчества.
Тогда зачем нужно было поступать именно сюда - можно ведь получить любую другую профессию и заниматься литературным творчеством? - Для достижения именно писательского уровня. Писать для меня – это смысл жизни. Когда не пишешь – это тяжелейший кризис. У многих из нас такое случается, причем в основном на третьем курсе.
Почему именно на третьем? - Когда человек поступает сюда, начинает учиться, то расширяет свой кругозор настолько, что теряется от прежней собственной неосведомленности. А ведь полученную информацию еще надо переварить, осознать свое место в этом только что открывшемся тебе мире. А времени на это не всегда хватает, да и желания тоже.
ЕСТЬ Я И ДОСТОЕВСКИЙ...
Как складываются отношения между студентами? Вы же все творческие личности, индивидуалисты. Есть конкуренция, зависть?
Леня, 4 курс - Мы все дружим. Вообще, у нас здесь очень теплая атмосфера, никакой зависти. Может быть несовпадение творческих идей, взглядов на литературу. Тогда рождаются споры, которые тоже жизненно необходимы.
Наталья, 3 курс - Ты пишешь так, а кто-то – иначе... Когда читаешь хорошую работу, по себе сужу, - кроме радости ничего не испытываешь. А когда плохую – расстраиваешься, сам начинаешь хуже писать. Зато уж если написано хорошо, то это такая радость, что хочется прибежать в аудиторию и пожать человеку руку.
Маша, 3 курс - Гением себя никто не считает. Хотя глубоко в душе, конечно, есть я и Достоевский.
А как проводите свободное время?
Михаил, 3 курс - Мы, как все нормальные люди, гуляем, отрываемся, слушаем музыку. Только для нас это все несколько особенно. Ведь творческий человек – писатель, поэт – смотрит на мир не так, как другие. Лично для меня жизнь – это рабочий материал. Я отбираю для себя какие-то интересные моменты, в голове постоянно идет работа – складываются образы.
СОВЕТЫ АБИТУРИЕНТАМ
Наталья, 3 курс - В 16 лет сложно решить, хочешь ли ты стать писателем или поэтом. Это внутреннее, и это зреет очень долго. Если у человека действительно есть интерес к литературе и он чувствует за собой не просто желание, но необходимость писать, то он должен пробовать, работать над собой, не останавливаться на достигнутом.
Настя, 4 курс - Еще до поступления абитуриент может прийти к нам, посидеть на семинарах, присмотреться, почувствовать атмосферу. При институте есть Лицей. Он дает азы филологических знаний, там проводятся семинары. Все это несколько облегчает процесс поступления.
Алексей, 2 курс - Помимо таланта надо обладать внутренней уверенностью. А если человек сомневается?.. Сомневается – значит, ему не стоит сюда поступать. Здесь могут учиться только одержимые.
Наталья ТОКАРЕВА
|