Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ДИРЕКТОР МИЭП ВАЛЕРИЙ САЛЫГИН: "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В МГИМО."
 

МИЭП: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В МГИМО




Интервью с директором Международного института энергетической политики МГИМО (У) МИД России, вице-президентом Международной академии топливно-энергетического комплекса, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором ВАЛЕРИЕМ ИВАНОВИЧЕМ САЛЫГИНЫМ


Валерий Иванович, первый вопрос – глобальный – каковы объективные причины появления такого института в составе МГИМО, ведь для подготовки специалистов в сфере топливно-энергетического комплекса существуют профильные вузы?
Как вы знаете, в последние годы энергетический фактор стал играть в мировой политике не меньшую роль, чем военный, что привело к формированию внешней энергетической политики и энергетической дипломатии ряда влиятельных государств как значительного элемента их внешней политики и дипломатической деятельности.
При этом топливно-энергетический комплекс занял ключевое место и в развитии российской экономики. Он дает сегодня 70% всех поступлений от внешней торговли, 50% налоговых сборов от федерального бюджета. Это придает топливно-энергетическому комплексу не только экономическую, но и политическую весомость. Россия, ее положение в мире все больше зависят от состояния ТЭК.
Поэтому понятны причины и цели создания института. МИТЭК призван служить росту человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала топливно-энергетических отраслей. Его деятельность нацелена на подготовку кадров и выполнение исследований как раз в тех областях и направлениях, которые прежде не были присущи предприятиям и организациям ТЭК, а находились в ведении государства. Речь идет о международной, внешнеэкономической деятельности, которая должна осуществляться с учетом ее правовых основ, внешнеэкономических и политических последствий. А сочетание этих аспектов дает во многом новую область профессиональной деятельности специалистов самого высокого класса, которую не без некоторой доли условности все чаще называют энергетической дипломатией и даже энергетической геополитикой.

С какого времени начинается отсчет истории МИТЭК?
Наш институт был образован приказом ректора МГИМО в феврале прошлого года. Уже летом 2000 года нам удалось провести прием студентов в новый институт и приступить к обучению по программам подготовки бакалавра и второго высшего образования. Было положено начало созданию учебно-методической базы профилирования будущих специалистов-международников с учетом специфических потребностей предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса.

Какие предметы изучают будущие специалисты в этой перспективной области?
На основе новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовлено 11 учебных планов по программам подготовки бакалавра, специалиста, магистра и программе второго высшего образования. Особое внимание было обращено на вопросы разработки содержания образования по дисциплинам специализации, таким как «Финансовая политика и финансовая стратегия предприятий ТЭК», «Правовое регулирование международной торговли топливно-энергетическими ресурсами и товарами», «Корпоративное управление в ТЭК», «Международный топливно-энергетический бизнес», «Управление внешнеэкономической деятельностью предприятий ТЭК», «Инвестиционная деятельность международных нефтегазовых и энергетических компаний», «Международное коммерческое дело в сфере ТЭК» и другие. Постоянное внимание уделяется программе второго высшего образования, усилению общепрофессиональной фундаментальной подготовки, обеспечению высокого качества подготовки специалистов в МИТЭК, повышению их востребованности и мобильности на рынке труда. Сегодня по основным учебным курсам подготовлено 36 методических пособий, 38 программ курсов, 3 сборника задач и методические рекомендации для написания рефератов.
Начата разработка необходимых учебников и учебных пособий. Крайне важным мы считаем активное привлечение отраслевых министерств к разработке учебников по курсам специализации. Также в целях повышения эффективности учебного процесса разработан комплекс мер по развитию самостоятельных форм освоения учебного материала, подготовлен ряд методических пособий для самостоятельной работы студентов.
В качестве итогов первой сессии мне хотелось бы отметить, что 11 студентов МИТЭК сдали все экзамены на “отлично”:

Скажите, есть ли заинтересованность ведущих российских компаний в будущих выпускниках института?
Заинтересова нность в сотрудничестве с нами проявили лидеры отечественного топливно-энергетического комплекса, а также администрации Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, руководство Республики Коми, Республики Саха (Якутия), администрации Тюменской, Томской и ряда других областей.
Принципиальное значение для развития института имеет и поддержка со стороны Министерства образования и МИДа России, которые в соответствии с острой потребностью государственных структур в специалистах-международниках в сфере ТЭК выделили 30 дополнительных мест для приема студентов по направлениям «экономика» и «юриспруденция» на обучение за счет средств федерального бюджета.

Планируются ли научные исследования, и чему они могут быть посвящены?
Совместно с видными учеными Российской академии наук и при поддержке ведущих организаций топливно-энергетического комплекса мы предприняли попытку осмыслить и освоить актуальную для МИТЭК сферу научных исследований. С этой целью определены основные направления теоретических и прикладных научных работ, в первом приближении сформулирована их тематика, налажен диалог с потенциальными заказчиками исследований и разработок. Мы стремимся поставить кардинальные проблемы развития топливно-энергетического комплекса в контексте политической и экономической глобализации, внести свой вклад в решение проблем международной энергетической безопасности, анализа и прогнозирования международных экономических отношений в сфере ТЭК, в исследование роли нефтегазового комплекса в интеграции стран СНГ, изучение места транснациональных корпораций ТЭК в мировом хозяйстве, исследование новых форм внешнеэкономических связей топливно-энергетического комплекса и динамики мировой конъюнктуры в ТЭК, ее моделирования и прогнозирования.

Одним из отличительных преимуществ МГИМО являются обширные связи с зарубежными вузами, неплохие возможности поехать на стажировку. А что планирует МИТЭК?
Глобально целью нашей деятельности в данной сфере является создание целостной системы международных связей и развитие международной академической мобильности. На данном этапе мы разрабатываем ряд международных учебных и научных программ и программ стажировок.
С этой целью был проведен ряд переговоров с руководителями учебных и научных центров Европы и США, подготовлены проекты совместных программ с Университетом «Париж-Дофин», Французским институтом нефти и Высшей национальной школой нефти, Центром геополитики в области энергетики и природных ресурсов Франции, Ассоциацией американских университетов. Подписаны соответствующие протоколы о намерениях, опубликована информация о МИТЭК в зарубежной прессе.

Где расположится этот огромный в перспективе институт, ведь уже сейчас в основных корпусах ощущается нехватка аудиторий?
Нам удалось добиться самых первых результатов в решении задач развития материально-технической базы, проектирования и строительства учебного корпуса МИТЭК. Достаточно сказать, что принято постановление Правительства Москвы от 27 июня 2000 года № 492, предусматривающее строительство учебного корпуса МИТЭК общей площадью 12.5 тыс. кв. метров. На сегодня разработано градостроительное обоснование строительства учебного корпуса, проведены необходимые согласования с районным архитектором и префектурой Западного административного округа, с научно-исследовательским и проектным институтом Генплана Москвы. Развернуты работы по радиационно-экологическому исследованию и инженерно-геологическим изысканиям. Подготовлен договор на разработку проектно-сметной документации.

Возведение нового комплекса предполагает значительные вложения. Готов ли институт пойти на это? Из каких источников вы собираетесь изыскивать средства на строительство?
Прежде всего, это финансирование за счет федерального бюджета, которое необходимо, кроме прочего, в качестве организующего компонента, подчеркивающего важность решения проблемы развития материально-технической базы института на федеральном уровне. В этой связи МИТЭК проводится постоянная работа с Государственной Думой, Правительством России, Правительством Москвы, Минфином, Минэкономразвития. Результатом такого взаимодействия стало принятие Госдумой поправки к Федеральному бюджету на 2001 год и выделение отдельной строкой финансирования строительства учебного корпуса МИТЭК. Таким образом, наш объект включен в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2001 год с направлением лимитов государственных капитальных вложений для объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Предусмотрено также финансирование за счет дополнительных доходов на основании решения Правительства.
Непременным условием реализации строительства является и привлечение внебюджетных средств. Здесь нужно отметить, что ведется большая работа с нефтегазовыми и энергетическими компаниями, с Министерством по налогам и сборам. В целях организации, координации и финансового обеспечения работ по проектированию и строительству учебного корпуса зарегистрирован и уже действует Фонд содействия развитию Международного института топливно-энергетического комплекса.

Оправданы ли будут такие огромные вложения?
Хочу особо отметить, что высокий научный и технологический уровень ведущих предприятий топливно-энергетического комплекса обязывает нас уделять первостепенное внимание освоению самых передовых технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Я имею в виду прежде всего новые информационные системы и использование в обучении телекоммуникаций, компьютерных сетей и технологий дистанционного обучения.

Собирается ли МИТЭК осуществлять модное сейчас и безусловно востребованное в нефтегазовой сфере дистанционное обучение?
Необходимо подчеркнуть, что Министерством образования России, ведущими вузами страны дистанционному обучению сегодня уделяется большое внимание, сформирован ряд межвузовских программ, создан Совет по дистанционному обучению во главе с Министром образования. Как отмечается в материалах Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО, развитие и расширение применения дистанционного обучения рассматривается не только как стратегическая цель развития конкретной организации, но и как политическая долговременная задача. Особое же внимание нашего института к программе дистанционного образования связано с актуальностью дистанционных форм обучения для организаций и предприятий ТЭК, находящихся в отдаленных нефтегазодобывающих регионах.
К настоящему времени выполнен значительный объем работ по организации и развитию в МИТЭК рациональной системы дистанционного обучения. В соответствии с решением Ученого совета МГИМО от 20 февраля этого года осуществляется разработка теоретических и практических основ дистанционного обучения для преподавания курсов по учебному плану института. Подготовлен «Бизнес-план Центра дистанционного обучения МИТЭК».
В настоящее время в стадии реализации первая очередь совместных с нефтяной компанией «Роснефть» работ по развитию дистанционного обучения. Важной частью этого проекта является адаптация существующих мультимедийных технологий и ресурсов МГИМО-Университета к инфраструктуре МИТЭК и корпоративных сетей ведущих компаний ТЭК. Также начата работа по подготовке новых учебных материалов с учетом потребностей топливно-энергетического комплекса и методик дистанционного обучения. Ведется работа по созданию новых технологий подготовки учебных изданий в среде мультимедиа-технологий. Подготовлен проект синтеза компьютерной сети системы дистанционного обучения Международного института ТЭК, выполнен первый этап работ по формированию материально-технической базы системы дистанционного обучения. Проектируется электронная библиотека с удаленным доступом к ее фондам.
Есть у нас и другие замыслы улучшения качества обучения с использованием передовых методов организации учебного процесса. Но, безусловно, главную ставку мы делаем на высочайшую квалификацию ведущих профессоров и преподавателей.
И я хочу еще раз выразить признательность руководству МГИМО, деканам факультетов и заведующим кафедрами, а также всему научно-педагогическому коллективу МГИМО за поддержку и огромную помощь в становлении МИТЭК. Уверен, что тесное взаимодействие МИТЭК со всеми структурами МГИМО открывает большие возможности для совершенствования учебного процесса, существенного обновления содержания образования с учетом специализации, развития совместных научных исследований.

Недавно создан Наблюдательный Совет по развитию Международного института топливно-энергетического комплекса. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом?
23 мая состоялось первое заседание Наблюдательного Совета. Совет возглавил Министр иностранных дел России Игорь Сергеевич Иванов. В состав Наблюдательно Совета вошли руководители крупнейших организаций и компаний топливно-энергетического комплекса России, ведущие ученые Российской академии наук, руководители крупнейших нефтегазодобывающих и угледобывающих регионов страны.
Мы уверены, что деятельность Наблюдательного Совета и его высокий уровень будут реально способствовать скорейшему решению задач развития учебной, научной деятельности и совершенствования материально-технической базы Международного института топливно-энергетического комплекса.

Беседовал Владимир СОКОЛОВ
(Опубликовано в газете МГИМО (У) МИД России «Международник»)


 
 

1.

ДИПЛОМАТИЯ И ЭНЕРГЕТИКА – ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ XXI ВЕКА

25.06.2006

2.

ДИРЕКТОР МИЭП ВАЛЕРИЙ САЛЫГИН: "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В МГИМО."

01.08.2001

 

3.

МИЭП: краткая справка

01.08.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100