Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Выпуск 27
 


БОЛЬШОЙ ЛЕБОВСКИ, США, 1998.
Режиссер – Джоэл Коэн
В главных ролях – Джефф Бриджесс, Джон Гудман, Джон Туртурро
Коротко о фильме: Когда-то, в далекие шестидесятые годы главный герой этой картины был одним из молодых бунтарей, протестовавших против политиков, против войны во Вьетнаме, против того тихого, тухлого, безмятежного существования, которое вели их родители. Прошло тридцать лет, и к началу девяностых наш герой превратился в человека без особых запросов, вечно играющего в боулинг, пьющего пиво или чего-нибудь покрепче, откликающегося только на кличку "Чувак" и чувствующего себя при этом абсолютно комфортно. Но неожиданно его путают с однофамильцем-миллионером, жену которого украли ради выкупа…
Что может быть интересно: Братья Коэны, которые обычно совместно работают над фильмами, разделяя между собой обязанности сценариста, продюсера и режиссера, относятся к тем кинематографистам, которых называют "культовыми". Понятие "культовости" – вообще довольно занятное явление. Никому не придет в голову назвать "культовым", скажем. Феллини или Тарковского. Их именуют "великими", причем считали таковыми еще при жизни. Но целая когорта режиссеров по всему миру, от Ларса фон Триера до Тарантино, обладают "культовым" статусом. И ведь имеется в виду не просто популярность – ведь создатель "Титаника" Джеймс Камерон не попадает под это определение. И даже не только талант – иначе Стивена Спилберга тоже включили бы в эту компанию. Нет, "культовых" режиссеров в глазах зрителей отличает, в первую очередь, ореол независимости от Голливудской индустрии. Мол, эти режиссеры делают кино "не для всех" (хотя армия почитателей Тарантино или Родригеса вполне сравнима с поклонниками "Индианы Джонса").
Братья Коэны тоже давно уже включены в пантеон культовых персонажей. При этом они снимают фильмы самых разных жанров: от детектива в стиле "фильм нуар" ("Просто кровь") до комедий ("Большой Лебовски"). При этом Коэны умудряются делать ассоциативное кино, вызывающее в памяти множество исторических, искусствоведческих и человеческих параллелей. Достаточно вспомнить их недавний "О, брат, где же ты?", в котором, как стога по стерне, разбросаны ссылки на "Одиссею" Гомера, причем ссылки настолько скрытые, что если бы Коэны об этом не сказали и не указали в титрах, никто их и не увидел бы.
Но вернемся к "Лебовскому". Для многих (и для меня, не скрою, тоже) это самый любимый фильм Коэнов. И дело здесь не только в забавных сюжетных поворотах и блестящей актерской игре (а надо сказать, что в 1998 году фильм получил премию "Золотой овен" за лучшую зарубежную комедию в российском прокате). Есть в "Лебовском" что-то, что притягивает к нему зрителей. Впрочем, находится немало людей, которые, посмотрев это кино, недоуменно пожимают плечами, словно вопрошая: "А в чем смысл?" Попробуем ответить на их немой вопрос.
Начнем с того, что главные герои картины – символ поколения, ходячая иллюстрация к учебнику новейшей истории. Американские "шестидесятники", один из которых участвовал в движении "детей цветов", был соавтором антивоенной Чикагской декларации, а второй - воевал во Вьетнаме и, очевидно, не очень-то любил пацифистов. И эти два человека, находившиеся когда-то по разные стороны баррикад, спустя тридцать лет пришли к одному и тому же: боулинг, выпивка, неторопливые беседы на философские темы. Жизнь расставила все по своим местам, доказав лишний раз, что любой бунтарский запал рано ли поздно кончается и рутина поглощает каждого из нас. И ведь нельзя сказать, что главные герои при этом вызывают какие-то отрицательные эмоции у зрителей. Скорее, ироническую, а порой и сочувственную улыбку.
Картину можно интерпретировать как вариацию на тему "Обломова". Чувак – в общем-то, хороший человек - добрый, отзывчивый, но по самую макушку утонувший в лени. Его любимая (и единственная) одежда – майка, шорты, халат и сандалии. Его жизнь проходит в приятном полусне (не без помощи марихуаны, правда). Он, может быть, и хочет что-то такое совершить, но вот только руки никак до этого не доходят.
Кому может не понравиться: К сожалению, Коэны публично не заявляли о том, что при написании сценария перечитывали произведение И.А.Гончарова, поэтому эта параллель оказалась скрытой для большинства зрителей, пусть даже и любящих этот фильм. Для подавляющего большинства. Собственно, кажется, в данном обзоре эта параллель проводится впервые. Поэтому если вас, в принципе, отпугивает ярлык "культовости", если герой по имени Чувак изначально кажется вам странным, если вы ничего не знаете и не хотите знать о "детях цветов" и о группе "Creedance Clearwater Revival", музыку которой постоянно слушает Лебовски, - можете смело не смотреть этот фильм.

Обзор подготовил Сергей ВЕРЕЙКИН.

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100