Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Два Гения
 

ОН. Отец - француз Николай Шопен, родом из Лотарингии, в 1787 году перебирается в Варшаву, где работает счетоводом на табачной фабрике. Заводит множество друзей среди поляков-патриотов и вступает в ряды повстанцев, поддержавших генерала Костюшко. После восстания Шопен преподаёт язык в богатых семьях. В 1802 году его приглашают в поместье Скрабеков, где также живёт сирота, бедная родственница Юстина Кжижановская – будущая мать великого композитора.

Первым ребёнком в браке была дочь Людвика, а в 1809 году родился сын – Фричек. В тот же год Николай Шопен становится преподавателем Варшавского университета.

Через некоторое время Шопены открывают пансион для детей. Маленький Фредерик проявляет свой дар с самого детства и чутко воспринимает музыку – плачет при грустной, смеется при веселой. Однажды ночью родители малыша проснулись от звуков рояля. Юный гений играл мелодию, услышанную накануне. К пяти годам он уже исполняет лёгкие партии, разученные вместе со старшей сестрой, а первым его учителем становится известный пианист Войцех Живный.

В семь лет Шопен пишет свой первый полонез, в восемь – впервые публично выступает. К двенадцати годам его уже называют одним из лучших польских пианистов. Живный заканчивает обучение мальчика, говоря, что больше ничему его не научит. Родители устраивают гения в пансион к ведущему польскому музыканту того времени – Юзефу Эльснеру. Во время обучения у Фредерика ярко проявляются литературный и актёрский таланты. После пансиона – консерватория, которую юный композитор оканчивает с блеском. Его дорога лежит в музыкальную столицу Европы – Вену.

Первые выступления Шопена в австрийской столице – и сразу же фурор. Критики отмечают его виртуозность, необычно мягкую манеру игры. В Варшаву он возвращается знаменитостью и берется за сочинение большого концерта. В это же время композитор влюбляется в Констанцию Гладковскую – талантливую выпускницу Варшавской консерватории, для которой сочиняет несколько песен, в том числе мигом ставшую известной на всю страну «Желанье».

В 1830 Фредерик после уговоров отца и учителя отправляется в Вену и Париж. В Польше сразу после его отъезда вспыхивает восстание. Молодой человек рвётся на родину, но Николай Шопен письмом останавливает своего сына и требует от него служения родине своим талантом, хоть и на чужбине.

Австрия этого времени – «тюрьма народов». Напуганные революциями, австрийские чиновники неохотно выдают разрешения на выезд во Францию, но Шопену всё же удаётся вырваться. По дороге он посещает Мюнхен и Штутгарт. В последнем становится известно о разгроме польского восстания. Будучи в тяжких душевных муках, композитор изливает всё в мрачных импровизациях.

Сентябрь 1831 года. Париж ещё бурлит от недавно состоявшейся революции. Шопен приезжает туда в почтовом дилижансе и поселяется в маленькой комнате на бульваре Пуассеньер, откуда открывается прекрасный вид от Пантеона до Монмартра. Не раз он видит на улицах демонстрации в поддержку польского восстания.

В столице Франции Шопен знакомится с известнейшими пианистами: Листом, Тальбергом, Герцом, Гиллером, Калькбреннером. В 1832 году он даёт первый концерт во Франции, сенсационно успешный. Мгновенно композитор превращается в знаменитость, модного музыкального педагога.

Летом Шопен часто выезжает из Парижа, порой и заграницу. В одном из немецких городов он знакомится с молодым Мендельсоном. Втроём с Гиллером они совершают поездку по Рейну, любуясь красивыми берегами, знакомясь со старинными городами и слушая легенды. В Дюссельдорфе музыканты устраивают неофициальное состязание, в котором побеждает Шопен. Мендельсон в восторге пишет о польском музыканте как о величайшем современном пианисте.

Через год Мендельсон и Шопен встречаются в Лейпциге, где первый выступает с произведениями Баха и Бетховена. Там же польский музыкант знакомится с Робертом Шуманом и его невестой Кларой Вин – ещё одним замечательным композитором-романтиком XIX века. Этим же летом Фредерик наконец-то встречает своих родителей, посетивших Карлсбад для лечения. Счастью музыканта не было предела.

ОНА. Адъютант наполеоновской армии Морис Дюпен встречает в Милане красивую лёгкомысленную комедиантку, которой примерно тридцать лет. Легкий роман неожиданно превращается в серьёзное чувство, несмотря на всё противостояние матери Мориса. В тяжёлое время для семьи рождается ребёнок – дочь, которую нарекают романтичным именем Аврора.

В восемь лет Аврора теряет отца. Между матерью и бабушкой идут постоянные ссоры, и Аврора - переходящий приз в этом противостоянии. Но мать, в конце концов, уезжает в Париж по своим личным делам, а девочка остаётся на попечении бабушки. В четырнадцать лет та ставит будущую писательницу на колени перед своей кроватью и высказывает всё, что думает об участниках семейной вражды: себе самой, своём сыне, своей снохе. Будущая писательница испытала глубочайшее потрясение. После этого она начинает сильно конфликтовать со своей «опекуншей» и, в конце концов, её отсылают в Августинский монастырь.

В учебном заведении Аврора резко меняет своё отношение к жизни: становится глубоко верующей (для Жорж Санд характерна мистичность и экзальтированность), блестяще изучает правила хорошего тона, которые позже придадут её эксцентричным выходкам лёгкость и изящность.

Девушке ещё не исполнилось семнадцати, когда умирает её бабушка. Торжествующая мать возвращается в семейное поместье. Она пытается заставить Аврору выйти замуж за отвратительного ей человека, но дочь через конфликты и болезнь избегает этого брака. Затем она сближается с Казимиром Дюдеваном и выходит за него замуж. Первые годы семейной жизни были образцовыми, у супругов рождается двое детей – сын и дочь. Но в душе Авроры - смятение. Она не может жить таким образом и бросает всё, кроме дочери, устремляясь в Париж за молодым человеком, в которого влюбилась платонической любовью – Сандо. Вместе они, в поисках средств к существованию, пишут первый роман – «Роз и Бланш». Произведение хорошо принято критиками и богемой. Тогда же Аврора начинает носить мужской костюм и шляпу. Времена для будущей знаменитости были по-прежнему тяжёлые: она обедала на один франк, сама шила дочке одежду, стирала и гладила бельё. Муж иногда приезжал в столицу и водил супругу в театр. Аврора летом посещала Ноан – семейное поместье её отца и бабушки – чтобы увидеться с сыном.

Первый самостоятельный роман под авторством Жорж Санд имеет большой успех. Тогда же писательница разрывает отношения с Сандо, оказавшимся мелким и никчёмным человеком. Это событие приводит к написанию одного из откровеннейших романов в истории литературы – «Лелии».

Третий по счёту серьёзный роман Жорж Санд, с Альбертом де Мюссе, становится одной из важнейших вех в её жизни. Первое время влюблённые счастливы, но потом обнаруживается серьёзное различие в характерах. У Мюссе проявляятся капризность, переменчивость настроений, приступы галлюцинаций. В тяжёлое время именно Санд остаётся опорой пары. В Венеции Мюссе подхватывает серьёзную болезнь, и Жорж круглыми сутками хлопочет вокруг него. Тогда же она сближается с доктором Паджелло. После выздоровления Альберт расстаётся с писательницей первый раз. Но роман Жорж с Паджелло оказывается кратким: они разрывают отношения в Париже. Мюссе и Санд ещё несколько раз пытались сойтись, пока не разорвали отношения окончательно.

ОНИ. Однажды вечером в 1836 году Шопен посетил один знакомый дом. Гостей было уже мало, и композитор решил исполнить несколько своих вещей. Во время игры он заметил странную женщину в мужском костюме, пристально глядевшую ему в глаза. Позже хозяйка представила ему эту даму – знаменитую Жорж Санд. С первого взгляда она показалась ему непривлекательной, но разговор изменил его мнение. О влюблённости речи совсем ещё не шло.

Внешность Жорж Санд оценивали по разному: кто-то считал её красавицей, а кто-то – отвратительной. Альберт Мюссе описывал её так: «Когда я увидел ее в первый раз, она была в женском платье, а не в элегантном мужском костюме, которым так часто себя безобразила. И вела она себя также с истинно женским изяществом, унаследованным ею от своей знатной бабушки. Следы юности лежали еще на щеках, великолепные глаза ее ярко блестели, и блеск этот под тенью темных густых волос производил поистине чарующее впечатление, поразив меня в самое сердце. На лбу лежала печать бесконечности мыслей. Говорила она мало, но твердо».

Встречи Санд и Шопена стали происходить всё чаще, пока через полтора года музыкант не понял, что не может жить без её глубоких взглядов, чувственности, которой проникнуты её движения, острых шуточек. Они были очень разными. Он – нежное эфемерное создание, робкий, интеллигентный, стеснительный. Она – курящая табак, грубая, вспыльчивая, эпатажная. Он не терпел её мужской костюм, она же не любила его консервативность и нерешительность. Но, несмотря на всё это, они были вместе и счастливы.

В 1838 году композитор переносит тяжёлое лёгочное заболевание. Доктора рекомендуют увезти больного на юг, и влюблённые вместе с детьми Авроры отправляются в Испанию, на Майорку. По пути они плывут морем до Барселоны, и это путешествие дарит невероятные впечатления.

На Майорке жарко – это совсем не отвратительная парижская осень. Шопен выздоравливает, радуется жизнь. Своему другу Фонтане он пишет: «Я в Пальме, среди пальм, кедров, кактусов, оливок, апельсинов, лимонов, алоэ, фиг, гранатов... Небо, как бирюза, море -- как лазурь, горы -- как смарагды, воздух -- как на небесах. Днем солнце, жарко, все ходят в летнем. Ночью отовсюду раздается пение, звон гитар. Огромные балконы, увитые виноградными лозами, дома в арабском стиле..». Композитор загорает, гуляет пешком, катается на ослике.

Но скоро начались дожди. Стало сыро, и Фредерик сильно простудился. Хозяин дома стал подозревать, что у него чахотка, и отказал постояльцам в крове. Санд и Шопен нашли убежище в заброшенном монастыре. По вечерам это жуткое место наполнял туман, проникавший и в холодные кельи.

У Жорж почти не оставалось времени на работу: она готовила, присматривала за детьми, ухаживала за Шопеном. Тому же прислали пианино, и композитор мог сочинять музыку: в тяжёлых условиях он создавал нечто очень глубокое и мрачное.

Как только дожди ослабели, Санд и Шопен поспешили вернуться во Францию. В Марселе врачи категорически запретили Фредерику продолжать путь. Трёхмесячное пребывание на юге Франции помогло ему поправиться, и весной 1839 года удалось благополучно вернуться в Париж.

Следующие несколько лет жизнь шла по определённому порядку, заведённому в доме Санд. Зимой и весной жили в Париже, летом выезжали в Ноан. Почти каждый год Жорж выпускала новый роман. Ежедневно по пять-шесть часов занималась с детьми. Столько же времени Фредерик занимался со своими учениками. Вечера они проводили в концертных залах, театрах, встречались с друзьями: Мицкевичем, Гейне, Бальзаком и другими замечательными поэтами, художниками, певцами. Салон Жорж Санд стал центром богемы, а Шопен был радушным и гостеприимным хозяином. В таком кругу особенно хорошо звучали его новые произведения.

Но жизнь в Париже утомляла композитора, отвлекала от творчества. Он с нетерпением ждал лета, когда вместе с Санд выезжал в Ноан. Там ему был предоставлен отдельный домик, где музыкант мог свободно творить. Вечерами он играл для Жорж.

В поместье заезжают много гостей. Для них устраивались прогулки по живописным местам, охоты, рыбалки. Шопен устраивает спектакли кукольного театра и другие развлечения. Вечером Шопен играл что-то новое, импровизировал. Часто с ним пела знаменитая Полина Виардо, чей облик Санд запечатлела в романе «Консуэло». . КОНЕЦ. В 1844 году умирает отец музыканта, Николай Шопен. Фредерик сильно переживает, до этого умират его хороший друг Ян Матушиньский. Здоровье безнадёжно подорвано.

Лето 1846 года стало роковым для Фредерика Шопена и Жорж Санд. Дети Санд к этому времени выросли. Морису было 23 году. Он был похож на своего отца – Казимира Дюдевана – так же эгоистичен, груб. Постоянная болезненность Шопена раздражала его, отношение к композитору становилось нетерпимым. Молодой человек считал себя хозяином Ноана.

Соланж исполнилось восемнадцать. Своенравная и непослушная, девушка доставляла много хлопот матери. Против её воли она вышла замуж за скульптора Клезенже. Ссоры и скандалы сотрясали семью. Жорж Санд написала Фредерику гневное письмо, в котором приказывала ему не встречаться с Соланж и её мужем.

Шопен был уязвлён. Девять лет он принимал участие в воспитании Соланж, а теперь ему запрещали с ней общаться лишь одним письмом. Композитор стал помогать молодой семье, нашёл работу Клезенже. Узнав об этом, Санд в ярости прислала ещё одно письмо, окончательно оформившее разрыв отношений. Последняя встреча с Санд произошла через год после разрыва: на одном из вечеров она подошла к нему с глубокой скорбью в глазах и протянула руку, но музыкант молча убежал.

1847-48 года проходили тяжело. Жаркое лето и зиму композитору приходилось проводить в Париже, в отличие. Он давал много уроков, но силы его иссякали. Шопен сочиняет ещё несколько произведений, но это уже последние шаги его гения. В 1848 году он даёт последний концерт в Париже.

Обстановка в городе накалялась, и произошла очередная революция. В это время бывшая ученица Шопена Джейн Стирлинг приглашает его в Англию. Композитор живёт там полгода, выступает, даёт уроки, путешествует, но его жизненные силы иссякают. Среди светских развлечений он не находит себе места. «Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось,» - пишет музыкант друзьям.

Последние месяцы жизни композитор проводит в Париже. Фредерик Шопен скончался 17 октября 1849 года на руках своей старшей сестры Людвики. Но одними из последних его слов были: «а Она обещала, что я умру на её руках».

На похоронах лучшие музыканты Парижа исполнили «Реквием» любимого Шопеном Моцарта. Друзья принесли кубок с польской землёй. Могила гения, по его желанию, находится рядом с могилой его друга Беллини. Сердце же композитора было отослано в Варшаву в специальном сосуде. Жорж Санд умерла 8 июня 1876 года. Последние годы жизни она провела в своём поместье и получила произвище «добрая дама из Ноана».

Алексей Лутохин

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100