Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Волжская жемчужина
 

В начале XXI века уже никому не представляется удивительным путешествие в дальние страны, за рубеж, на другой континент, на край мира… Скорее, наоборот, намного удивительнее провести отпуск в родной стране, поскольку бытует мнение, что всегда «лучше там, где нас нет». Мол, про свою страну все уже всем давно известно, поэтому нет смысла заниматься изучением родного края и тратить на это драгоценные дни каникул и отпусков. К тому же, родной город зачастую воспринимается как прочитанная книга, которую нет смысла брать в руки еще раз, ведь вряд ли уже откроешь для себя в ней что-то новое. Но на самом деле это большое заблуждение всех путешественников. Поверьте, есть города, которые по своей сущности похожи на классическую литературу. В них хочется вернуться, их хочется узнать получше, ими зачитываешься на всю жизнь. Самара – как раз один из таких городов.

Город раскинулся на левом берегу реки Волги – между прочим, самой большой реки Европы (протяженность 3530 км!). Первое, что ассоциируется с Самарой у большинства россиян, – это, конечно, навязчивая песенка «Ах, Самара-городок!..», кто не знает, напомню суть этого народного хита:

Я росла и расцветала до семнадцати годов,

А с семнадцати годов сушит девушку любовь,

Ах, Самара-городок, беспокойная я,

Беспокойная я, да успокой ты меня!..

Стоит только вспомнить залихватский мотивчик, сразу перед глазами возникает образ провинциального купеческого городка, по улицам которого разгуливают под ручку красные девицы в кокошниках, босоногая детвора играет в лапту, а вся инфраструктура города сводится к телеграфному столбу. И, поверьте, очень смешно бывает коренному самарцу (мне, например), узнать, что некоторые соотечественники до сих пор наивно полагают, что за несколько столетий облик города нисколько не изменился. Поэтому часто можно услышать от друзей из других уголков страны удивленные реплики наподобие: «У вас в Самаре что, метро есть?!»

В связи с этим, хочется развеять миф о том, что Самара по-прежнему живет как при царе Горохе. Сегодня Самара входит в шестерку крупнейших городов России. Численность населения превышает миллион человек. Кроме того, Самару по праву считают важнейшим экономическим, научным и транспортным центром страны. А какая у города богатая история! Чего только не пришлось пережить городу почти за пять веков.

Официальная дата основания крепости – 1586 год, но упоминания о Самаре встречаются в более ранних источниках: например, карта венецианских купцов, датированная 1931-м годом, сообщает нам о поселении под названием Samar, скорее всего, имеющее прямое отношение к волжскому городу. На новую крепость правительство Федора Иоанновича возлагало очень важные задачи: она должна была защищать страну на юго-востоке от набегов кочевников и казаков, а также обеспечить водные пути от Казани до Астрахани[1]. Помимо этого, самарская крепость являлась отличным плацдармом для завоевательных инициатив царя. В 1688 году Самара приобрела статус уездного города и стала важным центром торговли с Востоком. Не потеряла она и военной функции: в XVII веке за Самарой закрепился статус военной пограничной базы. В это же время город захватывают войска бунтовщика Степана Разина. Примечательно, что Самара была первым городом, который поддержал крестьянское восстание Емельяна Пугачева. Этого обстоятельства долго не могла забыть императрица Екатерина II, и среди самарцев распространена шутка, что именно по этой причине, в отместку, она даровала городу такой своеобразный герб – дикую белую козу на зеленом лугу. На самом деле, Самара получила этот герб еще в 1730-м году, до крестьянской войны, и, скорее всего, присутствие белой козы на нем обусловлено обилием этих животных в Поволжье.

6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 15 тысяч жителей. С получением нового статуса город через 20 лет превратился в крупнейший город Поволжья[2]. Самара продолжала оправдывать звание купеческого города: ежегодно в городе проводились крупные российские ярмарки, например, такие, как Соборная, Казанская и Воздвиженская, активно велась торговля мануфактурными и колониальными товарами. В 1874-м году через Самару прокладывают Оренбургскую железную дорогу, а в 1877-м строят пристань, которая считалась одной из лучших на Волге[3]. С этого момента значение Самары как важного транспортного и торгового узла возрастает.

Великую Октябрьскую революцию в 1917-м году город принял достаточно спокойно. О смене власти объявил со сцены городской филармонии Валериан Владимирович Куйбышев, в честь которого город будет переименован в 1935-м году.  Зато в 1918 году большевикам пришлось побороться за власть в своенравном городе: Самара стала столицей Российской республики – государства, созданного чехословацким корпусом в период гражданской войны. Можно сказать, что город пережил вторую Октябрьскую революцию, ведь именно в октябре 1918 года советская власть была восстановлена силами Красной Армии под предводительством Василия Чапаева.

Огромный след в истории города и каждого самарца в отдельности оставила Великая Отечественная война. Из провинциального города Самара (в то время Куйбышев) превращается в запасную столицу Советской России. Из Москвы и из некоторых западных регионов в Самару были эвакуированы несколько стратегически важных предприятий. Из эвакуированных предприятий сформировался мощнейший Куйбышевский авиакомплекс, который выпускал известные истребители МиГ-3 и знаменитые штурмовики Ил-2. Кроме того, по указу Государственного комитета обороны в город были перенесены дипломатические представительства, крупные учреждения культуры, такие как Большой театр и Мосфильм. Самара стала временным прибежищем для Правительства СССР и Верховного Совета СССР; для верховного главнокомандующего И. Сталина в городе даже построили бункер, куда и по сей день водят экскурсионные группы. Однако высшие органы власти (Ставка Верховного Главнокомандования и Государственный Комитет Обороны), к чести советского руководства, предпочли остаться в Москве.

Что удивительно, с началом войны жизнь в городе не остановилась, не забилась в маленькие деревянные домишки, которые, кстати, дожили и до наших дней. Наоборот, самарцы встретили врага героическим, энергичным трудом, ударными темпами приближая нашу общую Великую Победу. Именно Самара дала стране 80% штурмовиков Ил-2 от их общего количества.

После войны город относительно быстро адаптировался к реалиям мирного времени, стал крупнейшим культурным центром СССР. Кроме того, за годы войны Самара накопила мощный потенциал авиационной, машиностроительной и металлургической промышленности. Показательно, что 60 процентов всего алюминиевого проката Советского Союза давал Куйбышевский металлургический завод[4]. .В 60-х годах прошлого века в Самарской области получила свое развитие и космическая промышленность. Всех советских, а затем и российских космонавтов отправляли в космос именно самарские ракетоносители. Ракета первого космонавта Ю. Гагарина, легендарная  «Р-7» была на 2/3 сделана на самарском заводе «ЦСКБ-Прогресс». В Самаре же производится знаменитая ракета «Союз», и ее уменьшенная копия теперь украшает одну из центральных самарских улиц.

Но конечно облик города формируют не только заводы, научные центры и различные предприятия. Самара славится своей неповторимой атмосферой. Уникальность города заключается прежде всего в его архитектурном облике. Самара – это трогательный пример смешения мещанских построек, доставшихся городу в наследие от XIX-XX веков, и современных небоскребов из стекла и бетона – творений современной цивилизации. Причем представители разных столетий вполне мирно соседствуют друг с другом: деревянные постройки формируют исторический центр города, ревниво охраняемый от застройщиков горожанами и правительством, а современные здания горделиво возвышаются на волжских берегах, образуя свои районы и кварталы. Гостей города Самара встречает великолепной стелой «Ладья», построенной в честь ее четырехсотлетия. Она давно стала неофициальным символом города. Стела хорошо видна с берегов Волги, поэтому мимо Самары проплыть просто невозможно.

Все великолепие и живописность самарских пейзажей лучше всего проявляется летом, когда город буквально утопает в зелени. Самара уютно расположилась в излучине Самарской Луки, и со всех сторон ее обнимает восхитительный лес. Летом в свои зеленые объятья принимает многочисленных туристов знаменитый национальный парк «Самарская Лука» и Жигулевский заповедник.

А самая главная достопримечательность любого города – это, конечно, люди. И Самара не является исключением. И уж поверьте, если вы когда-нибудь попадете в Самару, то испытаете на себе всю прелесть самарского гостеприимства. При этом, вас обязательно постараются заверить, что именно Самара - самый лучший город на земле!

 

Кристина Тригуб, 2 МЖ.

 


[1]  П.В. Алабин Часть 1. Исторический очерк Самары // Трехъ-вековая годовщина города Самары. — Самара: Губернская типография, 1887. — 215 с.

[2] http://city.samara.ru/nash_gorod/istoritcheskaya_spravka/

[3] http://www.my.samara.ru

[4] там же

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100