Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

"НЕТУРИСТИЧЕСКАЯ" ФРАНЦИЯ
 

По приглашению друзей я провела пятнадцать дней во Франции. Вместе с ними жила жизнью обычного француза, решившегося посмотреть еще кое-что, кроме своего родного города. Поэтому мои впечатления несколько отличаются от традиционно получаемых туристами из окна экскурсионного автобуса. Но не буду писать о всем известных достопримечательностях, расскажу лишь о том, что показалось мне интересным в самой жизни Франции, насколько я могла ее узнать, а также о том, что может помочь “дикому” туристу при путешествии по этой стране.

Франция страна вполне социалистическая. Хотя стоять в очередях французы не умеют. То есть в магазинах еще как-то справляются, а вот в присутственных местах вопрос: "Кто последний?" вызывает недоумение, и приходится запоминать всех, кто пришел раньше вас. Зато дата начала сезонных распродаж определяется на правительственном уровне. И товар определенной фирмы во всех магазинах стоит одинаково, будь то Париж или глухая деревня. Цену на него ставят еще на заводе. Это правило не распространяется на овощи-фрукты, сувениры и, конечно, штучные изделия haut couture. Но распространяется на гостиничный бизнес. Самые дешевые гостиницы - класса Formule 1 и Etap-hotel. У них даже звездочек нет. Отличаются они доминирующим цветом (в первом случае - красным, во втором - синим) и наличием в Этапе "удобств" в номере. В остальном они абсолютно одинаковые, в том числе и по "дизайну интерьера". Это крошечные комнатки с двуспальной кроватью, верхней полкой и умывальником. Как сказала одна дама, "клетка для кролика". Такая комната сдается одному, двоим или троим. Общая цена будет одинаковой. Есть они по всей стране (и не только во Франции), и, как я поняла, такие гостиницы нельзя строить в черте города, поэтому прямо за этой чертой они и стоят рядами. Сервис там соответствующий, поэтому иногда приходится проявлять настойчивость, т.е. каждый день просить полотенце, которое по утрам почему-то уносят безвозвратно, или объяснять водопроводчику, который держит перед вашим носом руки в резиновых перчатках как заправский хирург, что ковырять пальцем в раковине его обязанность, а не ваша, и что, очевидно, в отличие от него вы не привыкли спать с нечищеными зубами. Простыню же дают одну, но очень длинную, вторая ее половина должна служить пододеяльником. Так гостиница экономит на прачечных.

Во Франции часто возникает впечатление, что об обслуживающем персонале заботятся больше, чем о клиенте. Так, деятельность профсоюзов привела к тому, что большинство магазинов закрываются в семь часов вечера, а в выходные во многих городах не найдешь работающего продуктового магазина.

Еще одна странность социальной сферы: что бы ни случилось - сердечный приступ или кошка в водосточной трубе застряла - во Франции вызывают пожарников (sapeurs-pompiers). Потому что если вызывать, например, скорую помощь, то это будет недешево стоить. А пожарники приезжают бесплатно и с громкой сиреной. По прибытии эти самые саперы-помпьеры первым делом надевают резиновые перчатки, а потом уже приступают к делу, то есть грузят пострадавшего на носилки, потому что первую помощь они не оказывают. Но больного отвезут куда надо. Ну а кошку вытащат.

Любимая форма борьбы за свои права у французов - забастовка. Поэтому ни в чем нельзя быть уверенным - могут неделями не ходить поезда, не летать самолеты, не работать метро. С междугородним транспортом в этом смысле лучше: всегда найдется конкурирующая компания. Так, поезда бывают обычные и скоростные (TGV). TGV идет почти в два раза быстрее и постепенно вытесняет обычный, поэтому слово “ТэЖэВэ” уже стало синонимом слову “поезд”, что особенно заметно в речи маленьких детей. В последнее время TGV составляет конкуренцию и самолетам. Это приводит к разным странностям: лететь, например, от Лиона до Парижа дешевле, а ехать на TGV едва ли не быстрее, и вокзал в центре города, а до аэропорта еще добираться надо на автобусе. Выгодно ехать на поезде с маленьким ребенком до 5 лет, потому что в этом случае всем его сопровождающим дается 50% скидка на билет, а сам он и вовсе едет бесплатно. (У нас бы таких сопровождающих набирались целые вагоны, а на вокзалах цыганки предлагали бы своих детей напрокат). Прежде чем сесть на поезд, билет надо прокомпостировать на платформе, иначе он будет считаться недействительным. Зачем это делается - не очень понятно, но таковы правила, и их незнание не освобождает от штрафа, а скорее наоборот, вызывает дополнительное возмущение.

Иностранцев французы как-то недолюбливают и, в частности, не позволяют им коверкать французский язык. То есть если вы, например, спрашивая дорогу, ошибетесь в произношении, вас не просто поправят, а с лучезарной улыбкой скажут что-то вроде: "Туда вы никогда не доедете, потому что такого места нет (многозначительная пауза, чтобы вы успели растеряться). Зато есть другое (правильно произносится название), если вас это устроит". Несколько раз я сталкивалась с тем, что, поняв, что перед ним иностранец, представители сферы обслуживания и торговли, сохраняя всевозможную вежливость и предупредительность, демонстративно переходили на английский (не поинтересовавшись заранее, владеете ли вы этим языком), даже если ваш, может быть не очень блестящий, французский они вполне понимают.

При этом бережное отношение к собственному языку оборачивается полным пренебрежением к языкам иностранным. Над французским акцентом в английской речи иронизировал, помнится, Тарантино. Но "л'амбургЕр" хотя бы узнаваем. А что такое, например, "ПидзА Ут"? Это, граждане, "Пицца Хат"! Большинство французов, говорящих по-английски на том уровне, который у нас называется "уровнем средней школы", твердо помнят, что в английском языке "h" в начале слова произносится. И произносят. Даже там, где не надо, в слове hour, например. Столь же твердо они помнят, что в английском языке ударение нефиксированное. И поэтому никогда не ставят его в конце слова, даже если ему там самое место. Рекордное неуважение к английскому языку проявила очаровательная девушка-гид на пароходике, который ходит по Сене. Она говорила фразу по-французски и тут же сама переводила ее на английский, используя при этом минимум английских слов (Allemand bridge, например). Впрочем, англичанам у французов ответ один: "А вы вообще нашу Жанну д'Арк сожгли!"

О России представления, конечно, еще более смутные: холодно и виноград растет только на Украине (которую по-прежнему считают частью России). Иногда сталкиваешься с чем-то совсем уж странным.

Коллега попросил привезти ему на день рождения сигареты "солдатский Голуаз". При этом сказал, что как они выглядят, он не знает, потому что он про них только в книжках читал. Поэтому, придя в магазин, я так и объяснила, что меня попросили привезти этот самый "солдатский Голуаз", а что это такое - я не знаю. Далее между мною и продавцом произошел примечательный диалог:
- Мадам, французские солдаты не курят "Голуаз", это очень дорого. А из какой Вы страны?
- Из России.
- Тогда Вам наверное нужны сигареты без фильтра?
- Может быть.
- И запомните, мадам, французские солдаты (ударение на слове “французские”) не курят сигареты "Голуаз".

Хотелось сказать: "А наши со времен Бородина предпочитают именно их!"

Зато для русского человека, нечасто бывающего за границей, по-прежнему настоящие страдания доставляет общение с сантехникой. Потому что она везде разная. Где-то нужно кран повернуть, где-то нажать, где-то потянуть вверх, где-то просто подставить руки и т.д. Особую опасность представляют собой самомоющиеся туалеты (они встречаются на улицах и в дешевых гостиницах). После того как вы его посетили, спустили воду и вышли, дверь автоматически запирается и вся кабинка обливается небольшими фонтанчиками из моющих средств, а потом высушивается горячим воздухом. Но этого нигде не написано, а если и написано, то чаще всего внутри, и кто ж будет читать, чего там мелким шрифтом на какой-то табличке пишут! Подумаешь, бином Ньютона, первый раз что ли в общественном туалете... Так вот главное - не успеть проскочить сразу за тем, кто только что вышел. Потому что автомат-то не знает, что вы там. Он знает, что кто-то вышел и дверь закрыл. И давай мыть и сушить! Самой испытать не довелось, но говорят, моет тщательно. Особенно попадаются те, кто наивно полагает, что если тетя под дверью не сидит, то платный туалет могут посетить несколько человек за одну монетку. Не тут-то было!

Раз уж речь зашла о гигиене... В городах весьма актуальна проблема выгула собак. Собак во Франции любят, их там много. Негры водят без поводка и намордника страшных питбулей, стаффордширов, аргентинских догов и представителей прочих неприятных пород. Дамы в возрасте предпочитают разнообразные комнатные породы - чем мельче, тем лучше. Но ни те, ни другие не следят за тем, где их собаки справляют естественную нужду. Следить за этим приходится всем остальным, т.е. внимательно смотреть под ноги, чтобы, любуясь Эйфелевой башней на закате, не ступить куда не надо. В Лионе мэр города даже организовал бесплатную раздачу совочков и мешочков - так никто ж за ними не пришел!

В Париже эта проблема отчасти решается только в августе, когда настоящие парижане уезжают отдыхать вместе со своими собаками. Зато приезжают туристы. В этом месяце в Париже французскую речь на улице услышишь нечасто. Чаще итальянскую и английскую. Я видела рекламу турагентства: "Пока все англичане у нас - поехали к ним!". Народу - толпы, какие в нашей стране не увидишь и в Москве. В музеях - очереди, какие не снились Эрмитажу в лучшие годы (очереди есть всегда, но в августе, говорят, особенно длинные). Вы можете наслаждаться произведениями искусства, будучи плотно, как на митинге, зажатым в толпе под постоянные фотовспышки? Если нет - не видать вам ни Джоконды, ни Венеры. Если же вы мужественно решите не обращать на это внимания, то рекомендую купить музейную карту (на 1,3 или 5 дней). Они продаются на станциях метро. Такая карта дает право бесплатного (вы уже за нее один раз заплатили) и, главное, внеочередного прохода в 200 музеев Парижа и окрестностей (они перечислены в прилагающейся книжечке), за исключением временных выставок. Денег, может, и не сэкономите (это зависит от интенсивности посещения музеев), но время сбережете точно.

Туристы, конечно, есть туристы, но толпы в шортах, майках, с детьми в колясках и с фотоаппаратами в католических соборах все же несколько смущают, особенно если еще неделю назад вы были в каком-нибудь русском монастыре, где женщинам на входе выдают юбки и платки.

О Париже писать сложнее всего. Один мой знакомый говорит, что Париж - город, лишенный эксгибиционизма. Есть города, которые сразу раскрываются и даже навязывают себя, а Париж держит на расстоянии. Но понимаешь это потом, когда возвращаешься. А первое впечатление - узнавание. Все это вы видели, про все про это много раз читали. Фотографии из Парижа не требуют комментария. Хотя бывают и разочарования: многие с детства знакомые по репродукциям картины импрессионистов оказались значительно меньшего, чем представлялось, размера.
Из Парижа можно (и нужно) поехать в Версаль. Версаль огромен и прекрасен. Гармония "садов Ленотра" фантастическая. Горы прочитанной литературы по садово-парковому искусству не дали мне "верного ощущания", как сказали бы в XVIII веке, настоящего регулярного парка, которое дал Версаль.

А после Парижа и его окрестностей мы отправились осматривать “замки Луары”. Эти самые замки вовсе не обязательно стоят на Луаре. Могут на другой какой реке, а могут и вовсе в чистом поле. Их очень много, кажется около 60, а может и больше. Они, как отели и коньяк, имеют звездочки (от 1 до 3). В зависимости от культурно-исторической ценности. Тут, кажется, совет может быть один: почитать путеводитель или какую другую умную книжку и решить, чего вам больше хочется (истории, интерьеров, внешней красоты, парков и т.д.). Мы жили в Туре и каждый день совершали вылазки в разных направлениях. Опыт показал, что за день на машине можно посетить максимум 4 замка (с нами, правда, был 2-летний ребенок), но лучше и этого не делать. Идеально - 2. С перерывом на обед. За 4 дня мы посетили 9 замков, но я не решусь утверждать, что именно эти 9 более других достойны внимания. В каждом замке непременно жил какой-нибудь из французских королей, а то и не один. А если не жил, то ночевал, а если не сам, то кто-нибудь из фаворитов. На худой конец, там кого-нибудь убили. И если вы не специалист, но интересуетесь, то стоит в этих королях заранее разобраться. Особенно если вы решили послушать экскурсовода (экскурсионное обслуживание входит в стоимость билета и проводится примерно каждые полчаса на французском, английском, иногда итальянском и немецком).

Часть замков являются собственностью государства, а часть до сих пор находится в частном владении. Тогда в гостиной непременно стоит свадебная фотография нынешних владельцев, видимо это такая мода. Ясное дело, что в музейной части никто не живет, но все равно частные замки выглядят как-то уютнее, если столь большое пространство в принципе может быть уютным. В некоторых замках в парк можно войти бесплатно и в любое время, но в большинстве случаев парк работает так же, как музей, т.е. часов до 6-7. По вечерам во многих замках устраивают световые шоу. Часто замки окружены городами, которые могут представлять не меньший интерес. В городах, в свою очередь, бывают интересные музеи, как, например, весьма выразительный музей инквизиции в Блуа.

В каждом замке обязательно есть винный погреб (cave), в котором продают вино, якобы с давних пор в этом замке производившееся. Но сделаны эти погреба специально для туристов, и частенько оказывается, что такое же вино продается в магазине за пределами замка, только дешевле. Поэтому если вы хотите посетить настоящий винный погреб, то нужно ехать в какую-нибудь деревню куда-нибудь в Бордо или Божоле (один мой знакомый говорит, что Божоле это вино, и в нем может, например, утонуть оса, но поехать туда нельзя). Там с вас не возьмут денег за дегустацию и обслуживать вас будет не официант с полотенцем на руке, а какой-нибудь пожилой француз, который посидит с вами и неспешно поговорит о жизни. Можно еще заехать на ферму и купить там овечьего сыру и домашней колбасы. Мне довелось побывать в Божоле на ферме, где царит прошлый век, люди живут вместе с домашним скотом, боятся обращаться к врачу и лишь недавно провели воду в дом. Мой спутник сказал: "C'est la vrai France!". Сам он, впрочем, повел меня туда как в музей и говорил об этих людях с восторгом и ужасом. Подобный “руссоизм”, конечно же, скорее исключение. Наоборот, в самых, казалось бы, диких местах встречаются следы цивилизации, что неизменно умиляет русских туристов и раздражает тех же русских, но постоянно живущих во Франции. Идя по вполне девственному лесу, вы рано или поздно наткнетесь на специально оборудованное место для пикника, а почти у каждого озера обнаружите табличку, на которой указано, можно ли в нем купаться или оно зарезервировано для рыбной ловли (бывает и такое).

На самом деле настоящая Франция, конечно, очень разная, потому что французская провинция, которая, в сущности, представляет собой всю страну, кроме столицы, тоже неоднородна. Например, Лион, второй по величине город Франции, по сути своей очень провинциален. Хотя там есть такие новейшие технические достижения, как линия метро, по которой ходят поезда без машиниста. Можно встать у лобового стекла и смотреть вперед. (А вообще метро очень мелкое и строят его так: сначала роют яму и кладут рельсы, а потом уже делают все перекрытия).

И все же Лион - это примерно как у нас Иваново. Не в смысле невест, а в смысле ткачей. Поэтому там непременно нужно посетить Музей тканей. И шелковую мастерскую, где вам покажут, как вручную делается шелк. Почему-то многие считают, что Лион - промышленный город. Это совсем не так, Лион достаточно древний (здесь даже есть античный амфитеатр) и очень красивый город. Особенно хороши набережные Роны и Соны, с видом на Fourvier (нечто вроде местного кремля, куда нужно подниматься на фуникулере).

Провинциальный дух Лиона выражается и в том, что из окна мэрии торчит причудливо раскрашенная деревянная голова какой-то диковинной птицы (внутри размещена выставка современного искусства), и в том, что в выходные дни весь город отправляется в место публичного гуляния - парк Tete d'Or. Парк этот универсален: там есть и зоопарк, и альпийский сад, и оранжереи, и розарий, и кукольный театр (Лион еще родина театральных кукол-перчаток, gignols) и самые вкусные в Лионе вафли. Туристов в Лионе немного, и это, наверное, способствует созданию домашней обстановки.

Совсем другое дело - провинция для туристов, Province. Центр туристического Прованса - Авиньон, который, как и подобает бывшей папской резиденции, выглядит очень солидно. Толстые крепостные стены окружают очень маленький город, который можно обойти часа за два-три. Сам по себе город уже является музеем, поэтому городской автобус на узких улочках кажется случайностью. Главных достопримечательностей две: папский дворец с парком, занимающий, наверное, половину города, и мост St-Benezet XII века, про который поется в песенке: "Sur le pont d'Avignon l'on y danse tous en rond". Сейчас этот мост обрывается на середине Роны и потому тоже является музеем (т.е. уже музеем в музее). В Авиньоне на каждом углу торгуют дарами Прованса: мешочками с сушеной лавандой, пряностями (herbes de Province) и изделиями из цветастого сине-желтого ситца (синий и желтый, цвета лаванды и подсолнухов, считаются цветами Прованса). Этот вангоговский колорит контрастирует с мрачными серыми стенами, а все вместе создает еще одну vrai France.

Многое еще, конечно, можно было бы рассказать о Франции, о волшебной стране, каждый город которой имеет свое неповторимое лицо, а каждый замок хранит множество историй и тайн. Франция всегда разная, и у каждого она – своя. Везде неповторимая и везде настоящая. Но лучше всего узнать ее можно лишь посетив этот удивительный край. Так что не раздумывайте долго. Франция ждет вас – bon voyage!

Александра ВЕСЕЛОВА


Пожалуйста, оцените этот материал:


 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100