Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

РЕКТОР МГИМО АНАТОЛИЙ ТОРКУНОВ: «ИНСТИТУТ СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ»
 Торкунов А.В.Интервью ректора МГИМО (Университета) МИД России, Чрезвычайного и Полномочного Посла, доктора политических наук, профессора Анатолия Васильевича ТОРКУНОВА интернет-журналу «Умницы и Умники».

Анатолий Васильевич, мой первый вопрос не будет оригинальным. Не секрет, что МГИМО многие воспринимали и воспринимают как закрытое учебное заведение, институт «для избранных». Слава элитного ВУЗа многих отпугивает. Как бы Вы прокомментировали эти представления?

Да, видно у нас такая судьба – постоянно объяснять, что такое МГИМО. Конечно, наш институт – элитарный, особенный и поступить к нам сложно. Но прежде всего потому, что у нас очень жесткие требования к абитуриентам, высокая планка на вступительных экзаменах. А слухи о МГИМО как о вузе исключительно для детей «больших родителей» мало соотносятся с истиной. Даже в советское время, когда для поступления в МГИМО официально существовали некоторые ограничения (например, отдавалось преимущество абитуриентам мужского пола), а также необходимы были рекомендации парторганов, наш ВУЗ не являлся этаким инкубатором для детей знаменитостей: пятьдесят процентов поступивших составляли ребята из рабоче-крестьянской среды – такова была установка «высших инстанций» того времени. Сегодня, естественно, никаких подобных распоряжений у нас нет, поэтому абитуриенты вправе рассчитывать лишь на свои знания.


А как же учились простые ребята, поступившие в советское время: разве они способны были конкурировать с детьми дипломатов?

Конечно, у спецшкольников или ребят, выросших за границей, была лучше языковая подготовка. Но ведь и «простых» принимали в МГИМО после жесткого отбора. Но самое главное в том, что все они после пяти лет обучения становились высококлассными специалистами-международниками. А это уже заслуга той замечательной университетской традиции, сложившейся в МГИМО, заслуга наших профессоров и преподавателей, которые, кстати сказать, никогда никому поблажек не делали. Поэтому к выпуску уже не важно было, кто у кого родители... Так что элитарность нашего университета – это не имена пап и мам студентов, а высокий уровень подготовки, качество образования. МГИМО по праву считается одним из ведущих гуманитарных ВУЗов России. Поэтому нашим выпускникам не страшны никакие кризисы, происходящие у нас или где-либо еще. Объем и глубина знаний, полученных здесь, достаточны для того, чтобы специалисты чувствовали себя спокойно и уверенно в любой ситуации. Сегодня наши выпускники хорошо известны не только в отечественной и мировой науке, но и в политике, экономике и культуре. Марка МГИМО – это гарантия профессионализма, высокой культуры и надежности.


МГИМО сегодня – это современный университет мирового уровня. А каким Вам видится МГИМО через 10 лет?

Современным университетом мирового уровня, соответствующим высоким требованиям своего времени! А как иначе?! При этом хочу отметить, что мы в МГИМО нашли, как мне кажется, золотую середину, разумный баланс между необходимостью адекватно отвечать все более сложным вызовам времени (это касается внедрения новых технологий, обучения новым дисциплинам и т.д.) и важностью сохранения славных академических традиций нашей аlma mater. Недаром в 1994 году МГИМО был присвоен статус университета – высший статус учебного заведения, согласно российскому Закону об образовании. Университет – это учебное заведение, которое дает классическое образование, если под классикой понимать динамическое, живое равновесие между высокой нормой и повседневной практикой.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы лучшие традиции сохранились. Я верю, что они сохранятся. Эту уверенность придают мне те молодые ребята, которые сегодня приходят к нам учится и остаются работать в институте после учебы.


Вы сами закончили МГИМО. Как поступали, какие воспоминания?

Мои родители не имели никакого отношения к дипломатической среде, они работали на заводе имени Лихачева. Сам я о МГИМО узнал от выпускников моей школы, которые поступили в наш институт...


А какую школу Вы заканчивали?

Среднюю школу № 510. Это была обычная московская школа, не спецшкола. Конечно, я занимался дополнительно с преподавателем английского сзыка, тоже, кстати, не из МГИМО... Это все к вашему вопросу о поступлении.

О студенческой поре остались самые светлые воспоминания. Ведь это время, пожалуй, самое насышенное в жизни человека – с точки зрения открытий, настоящих открытий о мире, о людях, о жизни вообще. Мы жили очень дружно, очень весело. Играли в КВН, выпускали стенгазеты, возились с иностранцами, помогали им адаптироваться к новой жизни... При этом веселая жизнь не была беззаботной. Институт научил чувству ответственности: за себя, за друзей, за страну, как бы высокопарно это ни звучало сегодня. Да, МГИМО готовил и готовит государственников – людей, для которых не безразличны интересы Отечества. И это для нас не просто слова, это реальная жизнь.


А как студент МГИМО может попасть на прием к ректору?

Любой институт существует для студентов. Если помнить эту простую истину, то проблем в общении с молодым поколением не будет. Во-первых, я общаюсь со студентами на занятиях и, как к любому преподавателю, ко мне подходят после занаятий, задают вопросы. Во-вторых, студент может прийти в ректорат, и если его вопрос действительно требует вмешательства ректора, то я его обязательно приму. Здесь важно не играть в демократию и вседоступность, а эффективно решить проблему. Ведь мы работаем не для имиджа, а для пользы дела.


Анатолий Васильевич, Вы возглавляете МГИМО уже восемь лет(А.В.Торкунов в 1992 году стал первым в истории МГИМО избранным ректором; в 1997 году на общем собрании института был единогласно переизбран на новый пятилетний срок. – Ред.). За это время изменился не только ВУЗ, изменилась страна, люди. А как Вы сами изменились?

Сейчас, наверное, стало модным говорить о новом видении жизни, о пересмотре позиций. Вы знаете, я не могу сказать, что как-то особенно изменился, радикально поменял свои взгляды на жизнь, отказался от прошлых воззрений и т. д. Конечно, в чисто человеческом плане я, пожалуй, стал сдержаннее в оценках. И событий, и людей. Прежде чем вынести суждение о каком-либо поступке, я всегда пытаюсь понять, почему человек поступил так или иначе, стараюсь увидеть всю совокупность мотивов, на которые человек опирался. Руководитель не имеет права принимать скоропалительные решения, не может действовать под влиянием эмоций, ведь от его решений зависит очень многое.


В свое время Вы активно поддержали Юрия Павловича Вяземского с его идеей телепередачи «Умницы и Умники». На протяжении всех восьми лет существования игры Вы постоянно следите за тем, что там происходит, помогаете и передаче, и ребятам. А что бы Вы могли пожелать нашему новому проекту – интернет-журналу «Умницы и Умники»?

Я считаю, что программа, которую придумал Юрий Павлович, сегодня уже не только факт его биографии, факт истории института или российского телевидения. «Умницы и Умники» - это явление общекультурного характера, передача, которая служит своеобразным маяком для мыслящей молодежи, постоянным стимулом для пытливых и любознательных. Поступившие в МГИМО через передачу ребята – это практически в 100 % случаев отличные студенты, а потом и высококлассные специалисты. Думаю, что и те, кто не смог поступить в МГИМО, ни разу не пожалели о времени, проведенном на игровых дорожках. Мне бы очень хотелось, чтобы то культурное поле, которое сформировала передача, тот эмоциональной заряд, который она несет, сохранились и приумножились и в новом проекте. Надеюсь, что так и будет. Удачи вам!

Беседовал Владимир ЛЕГОЙДА



 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100