Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ИСКУССТВЕННЫЕ ЛЮДИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИСТОРИИ
 

Многие мифологические традиции говорят о том, что человек был сотворен. Некоторые мифы повествуют непосредственно о сотворении Богом или богами первочеловека. Некоторые — показывают, что над жизнью человека властны именно боги. Так, по просьбе тоскующего от любви Пигмалиона греческие боги превратили сделанную им статую в прекрасную девушку — Галатею.
Но, чуть окрепнув, человеческий род сам пытается вмешаться в тайну творения. Мысль о том, что в тело, имеющее форму человека, можно искусственно вдохнуть жизнь, начинает преследовать людей. Если человек становится царем природы — почему же он не сможет управлять и себе подобными?
Одной из форм, которые обретает эта идея, является голем. Голем, что значит на иврите "неоформленное", "неготовое", — это глиняный великан, живущий в еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы. Магия способна "оживить" великана, и тот, подобно созданному из праха Адаму, обретает жизнь. Представление о големе имеет предпосылки, специфические для иудаизма:
Во-первых, Книга Бытия подробно повествует о сотворении Адама: Яхве лепит его фигуру из глины, а затем вдувает ему "дыхание жизни".
Во-вторых, иудеи (каббалисты) верили, что имя Бога имеет особую теургическую силу.
Кроме того, эти предпосылки накладываются на общечеловеческую мечту о роботах — живых и послушных вещах. Вспомним изваянных из золота "прислужниц" Гефеста у Гомера.
В то же время часть сюжета составляет страх перед возможностью для создания выйти из под контроля своего создателя. Этот аспект хорошо проиллюстрирует сюжет об ученике чародея, зафиксированный в "Любителе лжи" Лукиана и использованный Гете.
Нельзя недооценивать и другие конкретные культурно-исторические свидетельства. Например, в XIII веке в каббалистических текстах обсуждалась возможность создания искусственного человека по заданным параметрам. Властью человека над созданным им человекам “устраняется Бог”.
Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху "практической каббалы", голем можно было сделать, изваяв из глины форму десятилетнего ребенка и написав у нее на лбу слово "жизнь". Голем, по поверьям, не обладал человеческой душой, зато мог работать в субботу за всю правоверную семью.
Упоминание о големе в европейской литературе впервые содержится у И. Рейхлина в труде "Об искусстве каббалистики". В XVIII веке была опубликована легенда Я. Эмдена о созданном хелмским раввином Элией големе. К этому образу обращались многие романтики: А. фон Арним ("Изабелла Египетская"), Э.Т.А. Гофман ("Тайны").
В поэме Гете "Фауст" Вагнер создает гомункула — рукотворного человечка, мотивируя это тем, что "жребий человека так высок, что должен впредь иметь другой исток", при этом он добавляет, что сознательно ломает "природы тайную печать". Гомункул родился сразу сознательным существом. При встрече с Мефистофелем он вмиг узнает родственную душу. Гомункул видит тайные помыслы своего хозяина Вагнера и, летая в своей колбе, увлекает Фауста с Мефистофелем в Вальпургиеву ночь к древним грекам в гости на Фарсальские поля. Бедняга гомункул, оказывается, тоже мечтает родиться совсем, то есть вылезти из колбы. Ему был дан совет пожить в воде, а потом "родиться", но в океане колба гомункула разбивается, и он умирает.
В романе-антиутопии О. Хаксли “О дивный новый мир” до логического предела разворачиваются возможности и последствия искусственного оплодотворения людей по заданным параметрам: законодательное признание искусственного размножения в новом Государстве имеет своим логическим следствием запрещение материнства, семьи, единобрачия, поскольку они рассматриваются в новом обществе как источник сильных и нежелательных эмоциональных переживаний, душевной боли, и в результате - всевозможных болезней. Место “любви” в иерархии ценностей данного общества занимает понятие “взаимопользование”, а значит презрение к достоинству человека и отрицание личной свободы.
Тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли "Франкенштейн, или Новый Прометей". Швейцарский студент, занимающийся оккультными науками, создает искусственного человека из человеческих останков. Он оживляет чудовище и гибнет впоследствии от его руки.
В XX веке на сходный сюжет написан "Голем" Г.Майнрика. В его основу положена история создания голема пражским раввином бен Бецулелем. В пьесе К.Чапека "R.U.R." и опере Э. д'Альбера "Голем" восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь.
Восстание роботов прочно обосновалось как сюжетный ход в прозе фантастов XX века. Взять хотя бы всем известный фильм "Терминатор", где биоробот сначала охотится на людей, но потом защищает их от робота нового поколения.
Можно упомянуть и “сказочное" направление литературы, где любовь оживляет существо, например, Снегурочку или Буратино.
Еще один в некотором роде искусственный человек — создание профессора Преображенского в романе Булгакова "Собачье сердце". По форме роман является гротеском. И такой сюжетный поворот, как превращение дворняги Шарика в Полиграфа Полиграфовича, Булгаков использует для указания на абсурд современного ему мироустройства ("Кто был ничем, тот станет всем"). Однако в этом сюжете можно говорить об искусственном создании человека лишь формально. Скорее речь может идти о подмене акта Преображения механистичным вторжением в святая святых мироздания. Так сказать получается очеловеченная собака.

Юлия ВОРОПАЕВА


 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100