| 9 декабря 1641 в Лондоне в возрасте 42 лет умер знаменитый фламандский художник, один из создателей парадного аристократического портрета XVII века Антонис Ван Дейк. Будущий живописец родился 22 марта 1599 года в Антверпене в благочестивой купеческой семье. Родители дали Антонису его братьям и сестрам хорошее образование. Кроме родного фламандского языка, они владели испанским, итальянским, французским и английским, знали историю, теологию и мировую культуру. Но юный Ван Дейк проявлял повышенный интерес к живописи, и в 10 лет мальчик начинает свое художественное образование в мастерской Хендрика Ван Балена, известного антверпенского художника, который, хотя и не являлся значительной величиной во фламандском искусстве, но пользовался известностью и имел много учеников. Бален принадлежал к направлению фламандских романистов, писавших картины на религиозные, мифологические и аллегорические темы. Пробыв в мастерской у Балена около 5 лет, Ван Дейк прекрасно усвоил техническую сторону мастерства живописца. Однако у него постепенно складывается своя собственная манера письма, в мальчике раскрывается необыкновенный талант, и уже в 16 лет у него появляется собственная мастерская. Ван Дейк невероятно много работает, и 1618 году его принимают в гильдию живописцев св. Луки. В это время в Антверпене выдающийся живописец Рубенс создает большую мастерскую, куда собирает лучших художников. В ученики к великому мастеру посчастливилось попасть и Антонису Ван Дейку. Очень скоро оценив невероятное дарование молодого мастера, Рубенс делает его своим главным помощником, доверяя ему выполнение некоторых заказов. Работа с Рубенсом оказала сильнейшее влияние на творчество Ван Дейка. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, молодой художник стал придавать героям своих картин более изящный облик. Однако истинным призванием мастера стал портретный жанр. В эти годы он пишет очень много портретов художников, фламандской интеллигенции и бюргерства. В конце 1620 г. Ван Дейк отправляется в Англию, где некоторое время работает при дворе короля Якова I, за что король назначает ему «ежегодный пенсион», но Ван Дейк не захотел остаться в Лондоне. Ознакомившись с королевским собранием картин прославленных итальянских живописцев, Антонис в 1621 г. уезжает в Италию, чтобы завершить свое художественное образование. Для изучения итальянского искусства Ван Дейку понадобилось более шести лет, за эти годы кроме Венеции он побывал в Риме, Флоренции, Мантуе, Палермо и в других городах. Но большую часть этого времени он прожил в Генуе, от чего весь этот период чаще называют генуэзским. В Италии он разрабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играет буквально все: жест человека, поза, осанка. Генуэзские аристократы наперебой заказывают у Ван Дейка свои портреты, и несмотря на свою молодость художник приобретает необыкновенную известность. Здесь, в Генуе, он создает галерею парадных портретов: блестящие постановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов. В общей сложности в Италии Ван Дейком было написано свыше ста картин. В 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен, где живет до 1632 года и работает при дворе эрцгерцогини Изабеллы в должности придворного живописца. В эти годы мастер достигает своего наивысшего творческого расцвета, он продолжает работать в жанре портрета, а впечатления, полученные в Италии, вдохновляют его на создание религиозных и мифологических композиций. В конце 1620-х годов Антонис Ван Дейк приступает к осуществлению издания уникальных гравюр «Иконография Ван Дейка», состоящей из ста гравированных по его картинам и рисункам портретов выдающихся современников В 1634 г. Ван Дейк получил от антверпенской гильдии художников звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, что стало неоспоримым признанием его блестящего таланта. Но самого художника в это время в Антверпене уже не было, в 1632 г. он снова переехал в Лондон, приглашенный в качестве придворного художника ко двору короля Карла I. Его назначили главным живописцем. Король окружил Ван Дейка небывалым почетом и даже пожаловал ему рыцарское звание. В английской столице художник жил в необыкновенной роскоши: помимо карет и лошадей, он держал многочисленных слуг, музыкантов, певцов и клоунов, которые забавляли его титулованных посетителей, приходивших позировать для портретов, ведь теперь не только королевская семья, но и вся английская знать стремилась быть увековеченной на полотнах великого мастера. В Лондоне Антонис Ван Дейк невероятно много работает. Им были написаны около четырехсот полотен, в том числе более 35 портретов Карла I, 20 портретов королевы и их детей. Для выполнения такого количества заказов он создает большую мастерскую, где работает со своими учениками. Незадолго до смерти, Ван Дейк женится на Мери Рутвен, молодой фрейлине королевы, и у них рождается дочь. Но в конце 1630-х годов финансовые дела Карла I сильно ухудшились, и он был уже не в состоянии оплачивать большие художественные заказы. В связи с этим в 1640 году Ван Дейк едет во Фландрию, где пытается получить новые заказы, но, потерпев неудачу снова возвращается в Лондон, на этот раз для того, чтобы ликвидировать в Англии все свои дела и вернуться на родину. Но напряженная работа, а также светская жизнь, отнимающая слишком много времени и сил, привели Ван Дейка, хрупкого от природы, к тяжелой болезни. И 9 декабря 1641 г., не успев осуществить своих планов, художник умирает. По его завещанию, великого мастера похоронили в лондонском соборе св. Павла.
Ольга Бурцева
Литература: Варшавская М. Я.: Ван Дейк. Картины в Эрмитаже. Л., 1963. Смольская Н. Ф. Антонис Ван Дейк. М.; Л., 1963. Грицай Н. И. Антонис Ван Дейк. М., 1979. Браун К. Ван Дейк: Пер. с англ. М., 1987.
|