Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

«Признание в любви на холсте»
 

Изредка в нашей стране проходят выставки Амадео Модильяни: в прошлом году в Москве, этой осенью в Санкт-Петербурге. Неизменно они вызывают огромный интерес. Фигура великого итальянца по-прежнему загадочна и привлекательна. « Его холсты не случайные видения – это мир, осознанный художником, обладающим необычайным сочетанием детскости и мудрости »,- писал Илья Эренбург. И люди

по-прежнему пытаются разгадать этот удивительный, противоречивый, яркий мир художника.

Женские образы занимают особое место в творчестве Модильяни. Женщин было много и в его жизни. И не мудрено. Этот итальянец испано-еврейского происхождения был удивительно красив: черный горячий взгляд, вьющиеся волосы, мягкое обаяние. В его облике чувствовалась сила и ранимость, благородство и нервная напряженность. И облик этот как бы предвосхищал трагичность его жизненного пути.

Все в его судьбе доведено до крайности. Даже появление Модильяни на свет произошло при весьма драматических обстоятельствах. Он родился в 1884 году в Ливорно, как раз в тот день, когда в дом его родителей, коммерсанта Фламиния Модильяни и Евгении Гарсен, явились чиновники – забирать описанное за долги имущество. Для Евгении это было полной неожиданностью – муж банкрот предпочитал не посвящать ее в свои дела.

Лежа в кровати, заваленной одеждой (по закону кровать роженицы считалась неприкосновенной, и домочадцы поспешно снесли туда все, что было самого ценного в доме), мать терзалась невеселыми мыслями по поводу будущего своего ребенка: такое дурное предзнаменование не могло быть случайным. Что, к сожалению, и сбылось.

Амадео был младшим и любимым ребенком в семье. Особенно нежной заботой окружала его мать Евгения Гарсен. Она обучала сына языкам и гуманитарным наукам. Именно благодаря этой женщине с царственной осанкой он с детства был увлечен литературой и философией. Ее одобрение и поддержку Амадео получил и тогда, когда стал заниматься рисованием, хотя это занятие не сулило безбедной жизни.

Амадео учился живописи в Ливорно, Флоренции, изучал скульптуру в Венеции. Но прокладывать новые пути в искусстве нужно было в тогдашней столице авангарда – в Париже. И в 1906 году в колонии молодых художников, поэтов, литераторов, актеров, обитавших на Монмартре, появился двадцатидвухлетний Модильяни.

Пабло Пикассо, Фернан Леже, Гийом Аполлинер , Марк Шагал, Хаим Сутин, Макс Жакоб, Александр Архипенко, - все они были здесь в кафе «Ротонда», ютились в мансардах и крошечных мастерских огромного нелепого строения, метко названного «Улей». Оказавшись в самом центре этого гудящего идеями роя эксперементаторов-авангардистов, Модильяни ищет свой путь. Он не примыкает ни к одному из входящих в моду течений – кубизму, футуризму, фовизму, хотя, конечно, использует, перерабатывает некоторые приемы этих стилей. Сильное влияние на Модильяни оказали творчество Гогена и особенно Сезанна. При этом в подсознании художника всегда жили творения мастеров Возрождения Симоне Мартини, Эль Греко, Боттичелли.

В это время бурных исканий, надежд, безызвестности и нищеты Модильяни встретил великую Анну Ахматову. Двадцатилетняя Анна Андреевна приехала в Париж с Николаем Гумилевым. Это был их медовый месяц. Модильяни увидел поэтессу в центре столицы. Говорили, что она была так красива, что на улицах все заглядывались на нее, мужчины восхищались ее очарованием.

Ахматовой Модильяни показался человеком из странного, непознаваемого, иного мира. Он был очень беден, а лицо его излучало поразительную беззаботность и спокойствие. Изящный, аристократичный, чувствительный, Амадео отличался особой экстравагантностью, которая сразу бросилась в глаза молодой русской поэтессе. Художник попросил у Ахматовой разрешения написать ее портрет. Она согласилась. Так началась история страстной, но недолгой любви.

Вскоре Ахматова вернулась в Петербург. А парижский красавец стал ей писать. Письма были частыми и пылкими.

В марте 1911 года Анна Ахматова после ссоры с мужем приехала в Париж, где провела долгих три месяца.

Амадео она увидела совершенно иным. Худой, бледный, осунувшийся от пьянства и бессонных ночей в кругу своих любимых натурщиц, он резко постарел. Но по-прежнему обжигал таинственным, пронзительным взглядом. Они часто сидели в Люксембургском саду на скамейке, читая вместе Верлена и радуясь, что вспоминали одни и те же строки. Эта причастность к поэзии сближала их. А Модильяни всегда был переполнен стихами, всегда с охотой читал друзьям из Данте, Леопарди, Бодлера. Ахматова вспоминала: «Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них кроются какие-то чудеса.» Днем Амадео водил Анну по музеям. Особенно часто они заходили в египетский подвал Лувра. Модильяни был тогда убежден, что лишь египетское искусство может считаться достойнейшим. Русскую подругу он изображал в нарядах египетских цариц и танцовщиц. Когда же наступала ночь, влюбленные гуляли по ночному Парижу. По воспоминаниям Ахматовой в те дни шли дожди, и заботливый Амадео раскрывал над Анной огромный черный зонт, словно пряча ее от всех житейских забот. В крохотной, заставленной холстами мастерской Ахматова позировала художнику. В тот сезон Модильяни нарисовал на бумаге, по словам поэтессы, более десяти ее портретов. Когда Ахматова покидала Париж, Модильяни отдал ей свертки рисунков. Анна Ахматова узнала о смерти Модильяни случайно, когда в один из январских вечеров 1920 года открыла старый европейский журнал по искусству и увидела маленький некролог, где сообщалось о невозвратимой потери для живописи – скончался художник. Несомненно, эта встреча была значительной для обоих, хотя Модильяни хранил о ней молчание на протяжении всей жизни, Ахматова лишь перед смертью приоткрыла завесу этой романтической истории, и дочь Модильяни в своей книге об отце

почему-то ни словом не обмолвилась о великой русской женщине. Но есть работы художника. В начале 1990-х годов в Италии состоялась выставка картин Амадео Модильяни. Среди ста работ посетители увидели двенадцать изображений красивой, молодой, черноволосой девушки . Это были портреты Анны Андреевны Ахматовой. А в этом году в Петербурге представлена ранее неизвестная работа великого итальянца - рисунок-портрет русской поэтессы. В этих рисунках навсегда запечатлены возвышенные, романтические чувства художника.

В 1914 году в жизни-творчестве Модильяни появляется новая женщина – Беатриса Хастингс, независимая состоятельная английская писательница и поэтесса с необыкновенно обширными интересами. Она – и медиум, и последовательница Блаватской, и циркачка. Их двухлетний роман был бурным и неистовым и, по-видимому, обреченным на короткое бытие: слишком уж яркими личностями, неукротимыми темпераментами обладали каждый из них.

Частые конфликты между любовниками вызывали не столько альковные похождения Беатрисы: она слыла женщиной свободной и имела многочисленные любовные связи с Эзрой Паундом, Андре Бретоном, Пабло Пикассо и другими. Стычки между ней и Модильяни (с настоящими сражениями и битьем посуды) происходили по вопросам, касающимся творчества. Например, суждение Беатрисы о том, что художник не в состоянии объективно оценить свое произведение, что это дело критиков, вызывало у Модильяни приступ гнева.

Как бы то ни было многие критики сходятся во мнении, что в эти годы художник работал очень напряженно и плодотворно, а стиль его развился и определился. Модильяни написал 14 портретов своей любовницы. И в них мы видим ее взбалмошность, ум, напыщенность, своенравность и его ироничность, обожание.

Модильяни всегда пользовался успехом у женщин, и их было в жизни художника множество, но встреча 1917 года была особенно знаменательна в его судьбе. Он встретил ту, о которой когда-то говорил своему другу румынскому скульптору Константину Бранкузи: «Жду единственную, которая станет моей вечной любовью и которая часто приходит ко мне во сне.»

Жанна Эбютерн, девятнадцатилетняя студентка-художница, стала его

ангелом-хранителем. Маленькая, хрупкая, нежная, почти ребенок, Жанна оказалась способной на любовь и преданность такой силы, что ее не смогли поколебать ни упорное сопротивление их союзу ее респектабельной и строгой католической семьи, ни постоянное безденежье, ни измены Моди, ни его нервозное и раздражительное состояние, приступы депрессии и отчаяния.. Об их семейных скандалах знал весь Монмартр. Жанна ночами отыскивала Амадео, приводила его домой, укладывала спать, ухаживала за ним, как за малым ребенком. И все это молча, без малейшего упрека. Только с ней Модильяни обрел ощущение дома. У них родилась дочь. Впервые за долгие месяцы Модильяни написал матери, что очень счастлив.

С Жанной Модильяни стал увереннее, открыл неведомую ему доселе палитру самых смелых цветов. Она вела его и вдохновляла, эта девушка, обладавшая одним из тех красивых-некрасивых лиц, которые так нравились Модильяни. Об этом говорят ее портреты. Их более двадцати. В них теплота, нежность, певучесть, гармония., все длинное продолговатое, протяжное – руки, лицо, шея. И нежно-голубые лепестки глаз, туманные, без зрачков, словно осколки неба. В этих работах не только она сама, в них его отношение к ней. Сам художник называл их «признанием в любви на холсте».

Стиль Модильяни, его талант достигли необычайной высоты. Он сумел воплотить в своих работах достижения разных эпох, от ранней античности до новаций Пикассо, и создать свой собственный канон. Скульптурность, графичность и живописность равноправны в произведениях Модильяни, что является, может быть, самым удивительным их свойством. В них поражает эмоциональная насыщенность при композиционной строгости, совмещение изысканности с монументальностью.

В этот же период Модильяни создает целую серию «обнаженных». Многие искусствоведы считают эти картины вершиной творчества художника. Обнаженность по Модильяни – это не просто раздетые женщины, в этих шедеврах есть древняя чувственность, где больше домысливается, чем показывается.

За два этих года художник пишет более ста полотен. Модильяни увлечен работой. Одновременно с этим прогрессирует болезнь, мучает безвестность, нищета.

24 января 1920 года в больнице для бедных и бездомных скончался Амадео Модильяни. А на следующий день его двадцатитрехлетняя жена, беременная их вторым ребенком, отказалась от жизни, перешагнув через карниз своего окна.

Так закончилась эта грустная история мучений и счастья, безграничной любви и жертвенности.

Но нет, не закончилась. Она продолжает жить в полотнах художника. Женские портреты и ню – это особая сфера мира Модильяни. Кажется, ни до, ни после него никто не преподнес образ женщины в таком редком соединении яркой чувственности с поэтическим преклонением. Художник любуется ими, ими оправдывает мир, красотой их тел уравновешивает нестройность всего остального. Эта живопись жизнелюбива и оптимистична.

Женские образы и обнаженные фигуры хранят в себе отблески счастья. Несмотря на жестокость судьбы, Модильяни все же не стал трагическим художником. Никакая тьма не смогла заставить его забыть солнечный свет своей родины. Он умел любить и умел быть счастливым. Спасала его женская любовь.

Кирсанова Анна 2МЖ/СО

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100