Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

РИМ: ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ
 


Рим, вечный Рим... Такой разноликий, живой, непредсказуемый...- и все же вечный. И еще такой удивительно прекрасный, для меня – самый прекрасный город на земле. Однажды полюбив его, почувствовав всю его особенную прелесть, его уже никогда не забыть, он навсегда оставит в любом сердце неизгладимый след.

Любовь к этому вечному городу приходит незаметно. Она тихо подкрадывается и нежно заключает в свои объятия, заставляя, невольно, целиком отдаваться новому, прекрасному, неизведанному чувству. Ощущая дыхание веков, каждый посетивший этот волшебный город, сам того не замечая, словно оказывается в плену истории, из которой буквально соткана эта колыбель западной культуры. Сам Рим – и есть история, та культура, о которой не прочитать ни в одной книге. Эмоции, обуревающие среди этих величавых развалин человека с воображением, невозможно передать словами. Ведь здесь каждый камень хранит память о людях и эпохах, легкую, ласковую, почти призрачную ностальгию по давно канувшим в Лету временам. Бессловесные зрители, они пережили расцвет и падение, богатство и нищету, разорение и возрождение, славу и забвение... Пройдут века, принесут новую пыль, сменятся десятки поколений. А Рим все так же будет стоять на берегу Тибра, величественный и прекрасный, возможно, он вспомнит о нас, и теплые, чистые, светлые слезинки дождя закапают на вечные камни вечной Аппиевой дороги.
Наверное, в этом сказочном городе каждый человек находит что-то свое, что-то вызывающее некое особое чувство, заставляющее сердце трепетать или замирать в сладостном восторге. Я люблю весь прекрасный, необъятный Рим, и все же есть такие места, куда хочется возвращаться снова и снова, где чувствуется особая, неповторимая аура, куда можно прийти всегда и всегда найти отклик на свои переживания. Если станет грустно или одиноко – город согреет, приласкает, утешит; влюбленному он даст достаточно простора, чтобы летать, парить надо всем земным; будет ликовать и радоваться вместе с тем, кто счастлив.
Когда мне хочется остаться наедине с собой, подумать, поразмышлять, ноги сами ведут к Капитолийскому холму, с которого открывается чудесный вид на самую древнюю часть города. Вот, как на ладони, античный Форум, термы Каракалла, Тиберинский остров и, конечно же, главный символ Рима – огромный Колизей. Даже полуразрушенный, разграбленный, лишенный былого великолепия, он продолжает поражать воображение; на фоне невысоких римских построек он кажется настоящим гигантом почти нереальных размеров. Если очень внимательно прислушаться, можно вполне явственно различить гул трибун, крики толпы, рев зверей. Полет фантазии легко переносит в далекую эпоху великой империи, предания о которой по-прежнему будоражат воображение. Жестокие дворцовые интриги и кровавые убийства, верная дружба и искренняя любовь, истинный патриотизм и низкое предательство, - о! – эти камни многое повидали на своем веку. Хорошо, что они умеют говорить, нужно просто научиться понимать и чувствовать этих неподкупных свидетелей минувших дней. Среди них так хорошо размышлять о вечности.
Часами гуляя по Риму, сложно целиком не поддаться его удивительному очарованию, не влюбиться в него, ведь он, словно капризная красотка, не желает просто понравиться, он пьянит, дурманит, сводит с ума. Шум современного города гулко отдается в ушах биением его сердца, он наполняет душу новыми чувствами и мечтами, а мысли уносятся далеко по маленьким извилистым улочкам и переулкам, которые бегут, переплетаясь, сталкиваясь, пронизывая город тонкой густой паутиной.
Он древний. Он очень, очень мудрый. Умиротворенный, спокойный и в то же время светлый, радостный, солнечный, живой. Я никогда не видела его тоскливым, грустным, усталым – ни в дождливый день сизо-дымчатой осени, ни в изнуряющий летний зной. Он бывает задумчивым, тихим, меланхоличным, но все равно - всегда каким-то по-особенному светлым. Один взгляд на безупречно лазурное небо - и на душе сразу становится так же светло. Это очень радостный, веселый город. Он с удовольствием ответит на улыбку улыбкой, встретит хорошее настроение звонким, переливистым смехом.
Когда на душе радостно и хорошо, стоит немедленно отправиться на площадь Испании - самое оживленное, шумное место современного города. Здесь всегда много молодежи, много песен и веселья, здесь днем и ночью бурлит жизнь. Главная достопримечательность площади – одна из самых знаменитых, пожалуй, самая красивая, самая гармоничная в мире лестница, по которой во время традиционных показов Высокой моды в нарядах от самых популярных дизайнеров дефилируют красивейшие женщины мира. Но можно ли сравнивать украшения, придуманные людьми, с тем, как замысловато и изысканно наряжает эти ступени природа. Особенно чудесна и празднична эта лестница в потрясающем убранстве в начале весны, когда она буквально утопает во всевозможных цветах, напоминая огромную, прекраснейшую икебану. На вершине холма, изящно завершая композицию, на фоне ярко-голубого неба высится церковь Святой Троицы на горе, а за ней раскинулись тенистые аллеи парка Пинчо и самая красивая в Риме вилла Боргезе… Когда я думаю о площади Испании, в моем воображении она всегда рисуется именно такой: залитой ярким солнцем, радостной, веселой, праздничной.
В Риме вообще совершенно по-особому течет время, по-другому идет жизнь: она нетороплива, радостна, беззаботна. Тая под лучами теплого солнца, город будто погружен в сладкую негу, ему некуда спешить, он неторопливо наслаждается тонким ароматом праздного блаженства. - <сладкая жизнь> безраздельно властвует над столицей. Чтобы остаться наедине с вечным Римом, таким чутким, гибким, чувствующим настроение, угадывающим желания, утоляющим все печали, необходимо отречься от суеты, забот и проблем.
Если мне холодно, тоскливо и одиноко, я иду в Собор Святого Петра. Величественный, роскошный, поражающий воображение размерами и богатством убранства, он как будто создан для того, чтобы, придя сюда, человек мог попасть в совершенно иной мир, подняться над землей, забыть про все свои печали и неудачи. Только свет, тепло, красота. Только великолепие фресок и мозаик, совершенство мраморных изваяний и ослепительный луч света, который проникает внутрь собора через витраж, изображающий белую голубку – символ надежды. Собор кажется огромным, как Вселенная. А все заботы и печали неожиданно кажутся маленькими и ничтожными. Внимая божественным звукам органа, можно раствориться в музыке, сердце замирает, душа взмывает ввысь, под самый купол, в поднебесье...
Но все эти чудеса, все это волшебное чувство некоего «сродства» с вечным городом приходят лишь после того, как Рим признает вновь приехавшего за «своего». Неспособный на любовь с «первого взгляда», он и к себе подпускает не сразу и не каждого. Древний, мудрый – он как будто присматривается, решая, стоит ли открываться, пускать в свой мир. А пока человек ему чужой, он подобен прекрасной статуе, скрытой под грубой холщовой материей, – можно лишь смутно, приблизительно представить себе ее реальные очертания, но никогда не удастся даже вообразить всю отточенность и изящность деталей, совершенство линий, непередаваемую, необъяснимую гармонию форм и пропорций. Невозможно отличить просто скульптуру от истинного шедевра, не увидев ее без накидки. А «материя», скрывающая прекраснейшее из прекрасных, вовсе не так хороша. Когда-то поражавшая роскошью и великолепием, она изрядно истрепалась от времени, стала пыльной, грязной, выцвела от жгучего средиземноморского солнца. Именно таким и представляется Рим большинству тех, кто видит его впервые. И далеко не каждый когда-либо сможет увидеть его без этой «накидки». Он открывается только очень чутким, внимательным людям; только тем, кто способен услышать чудесную музыку его площадей и улиц, постигнуть поэзию его дворцов и церквей, почувствовать его прошлое, его историю, проникнуться удивительной атмосферой, слиться с ним воедино. Это великое счастье – суметь в небольшую прореху в ветхом покрывале рассмотреть истинный Рим, стать его частью, пусть маленькой и ничтожной, но все же причастной к его величию.
Попав в Рим на короткое время, не стоит и пытаться посмотреть все достопримечательности – ни за что не хватит времени. Это все равно что попытаться объять необъятное – не достаточно и целой жизни. Поэтому не имеет смысла, второпях бросив взгляд на Колизей, бежать к Собору Святого Петра, ничего не замечая вокруг, уткнувшись в путеводитель, пытаться успеть прочитать как можно больше. Так невозможно что-либо действительно узнать о Риме, что-то увидеть. Лучше постараться почувствовать его, заглянуть под ту самую холщовую накидку. Даже если свободного времени всего несколько часов, стоит провести их в самом центре города; прийти к мосту Святого Ангела, самому романтичному месту в городе. Он как бы ведет в самое его сердце – район Campo Marzio, Марсова поля. Именно в этой части Рима царит особая, свойственная только ему одному атмосфера. Очутившись в лабиринте узких, кривых улочек, не нужно спешить искать из него выход. Лучше просто погулять, насладиться тихой прелестью тихих переулков, расслабиться, постараться понять, почувствовать Рим. Именно отсюда начинается путь к самым истокам, именно здесь можно найти ключ к пониманию прошлого этого удивительного города.
Это – почти неизвестный туристам, «исчезнувший» Рим. Здесь все осталось почти таким же, каким было век, два, три, четыре назад. Те же живописные невысокие дома, обвитые плющом, гордо именуемые дворцами, носящие имена знатных римских семей. Все те же мощенные булыжником извилистые мостовые. Все те же уютные площади, самые типичные, самые «итальянские», как piazza Navona, площадь Навона, пристанище уличных художников и музыкантов, которая в период Рождества превращается в ярмарку.
Рим – неожиданный, непредсказуемый город... Узкая улочка вдруг делает резкий поворот и выводит к прелестному живописному дворику. Совершенно неожиданно можно набрести на величественный дворец, потрясающей красоты фонтан или маленькую, но чудесную церковь. Не стоит пропускать ни одну из тех церквушек, что встречаются на пути во время прогулки, время, проведенное в них, не окажется потраченным зря. В Риме размеры не имеют никакого значения – очень часто в самых маленьких сквериках, церквушках можно найти что-то такое, что давно искал и давно уже отчаялся отыскать. Так, всегда поражает изяществом малюсенькая португальская церковь Святого Антония, размером с небольшую комнату, но богато расписанная, украшенная замечательными фресками и даже с миниатюрным органчиком.

Великое и малое, античность, Средневековье, Возрождение причудливо переплетаются, удивительно гармонично дополняя друг друга. Так, нередко можно увидеть античную статую, украшающую барочный портик, или древнюю колонну, поддерживающую балкончик средневекового здания. И все же Рим удивительно гармоничен, как будто был задуман и создан в один день. Здесь все слилось воедино: ясное лазурное небо, яркое ласковое солнце, мощенные булыжником узкие средневековые улочки, обшарпанные дома с цветущими балконами, маленькими окошками и живописными арочками, и величественные полуразрушенные античные постройки, и светлые высокие своды церквей, и завораживающая музыка итальянской речи, льющаяся и нежная, обволакивающая этот особенный мир, летящая, взмывающая куда-то ввысь...

В этой гармонии рождается чувство. Рим – не просто город, это настроение, образ мыслей. Рим – это чувство вроде счастья, ностальгии, радости, любви.

Такое же огромное и вечное.

Мария ЗОНОВА


Пожалуйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100