| 14 ноября 1840 года в Париже родился Клод Оскар Моне: художник, в долгую творческую биографию которого укладывается вся история французского импрессионизма – от зарождения до расцвета и постепенного угасания.
Легкие, прозрачные тени, свобода мазка, ослепительная свежесть палитры, размытые очертания предметов, словно смазанные влажным воздухом, иллюзия света и умиротворенности – эти отличительные черты живописной манеры Клода Моне позволяют называть его не только отцом импрессионизма, но и самым светлым и оптимистичным художником.
Париж. Раннее утро. Расплавленный оранжевый шар солнца только поднимается из утренней мглы, окрашивая небо и воду в теплый розоватый цвет. По Сене медленно скользит лодка. На веслах сидит коренастый, невысокий человек с густой бородой. На нем, как всегда, безупречно белая блуза и похожая на колокол шляпа. Это не рыбак, не праздный отдыхающий, это сам художник. Он жадно впитывает в себя яркие краски, ведь в его распоряжении несколько минут, чтобы зафиксировать этот стремительный переход из ночи в день. Всего 24 часа - и все повторится снова. Сена, лодка-мастерская, ожидание и эти несколько прекрасных мгновений...
Так Клод Моне создавал картину «Впечатление. Восход солнца». Написанная дробными мазками, вблизи картина напоминает мозаику, а по мере удаления от холста раздельные цвета синтезируются в целостный красочный образ. Именно эта картина вызвала наибольший ажиотаж на независимой выставке 1874 года, организованной Моне с друзьями-единомышленниками Камилем Писарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фридериком Базилем. В появившейся на следующей день газетной рецензии критик Леруа всячески издевался над молодыми художниками, иронически склоняя на все лады слово «впечатление» (фр. impression). Однако слово, произнесенное в насмешку, и дало название новому направлению в искусстве, поскольку оно как нельзя лучше отражало то общее, что объединяло всех участников выставки: субъективное переживание цвета, света, пространства.
Выставка стала и поражением, и триумфом Клода Моне. Потом были вечная нужда, скитания по всей Франции, неустроенность, попытка самоубийства - обычная судьба художника. И в это же время целые серии потрясающе светлых, жизнерадостных картин, как будто наполненных светом и воздухом, – виды вокзала Сен-Лазар, Руанский собор в разное время дня, Лондон в различных тональностях.
Во второй половине жизни Моне наконец удается создать вокруг себя тот мир, о котором он грезил в своих картинах. Он покупает дом в Живерни, деревушке на берегу Сены, разбивает водяной сад с перекинутым через него японским мостиком, в полной гармонии проводит 43 года своей жизни и умирает в 1926 году. В 1985 году четыре грабителя, вооруженные пистолетами, ворвались в парижский музей Мармоттан и похитили девять картин, в том числе и знаменитый пейзаж «Впечатление. Восход солнца» кисти Клода Моне. В течение пяти лет велись безуспешные поиски, и только в 1991 году картина с триумфом вернулась в музей. Картины можно украсть, но сад в Живерни, в котором каждый цветок вливается в общую гармонию красок, украсть вряд ли возможно. А ведь именно он является одним из лучших произведений Моне, живым цветущим памятником импрессионизму.
В конце ноября в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в рамках Декабрьских вечеров Святослава Рихтера открывается выставка Клода Моне, где будут представлены картины из Эрмитажа и французских музеев. Если в хмурый московский день у вас плохое настроение, сходите в музей и насладитесь тонкой и радостной живописью Моне. Мир наверняка покажется вам светлее.
Наталья ТОКАРЕВА
|