|
4 ноября 1847 года, после череды обрушившихся на него страшных ударов судьбы, в Лейпциге на 39 году жизни скончался выдающийся немецкий композитор Феликс Мендельсон–Бартольди. Совсем молодого, полного идей и несбывшихся надежд музыканта провожали звуками его собственного похоронного марша.
Родился Яков Людовиг Феликс 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в богатом доме Мендельсонов, его отец был преуспевающим банкиром, дед – видным философом того времени. В 1812 году, переехав из Гамбурга в Берлин, семья из иудаизма обратилась в протестантизм, в качестве символа к фамилии добавилась вторая часть - «Бартольди». С самого детства маленький Феликс увлекался музыкой, в 6 лет он уже играл на фортепиано, на следующий год занялся скрипкой.
В 7 лет он дал первый публичный концерт. Одаренного мальчика заметил знаменитый музыкант, педагог Карл Фридрих Цельтер, друг Гете. Он познакомил юного Мендельсона с 72-летним поэтом, который был потрясен исключительными музыкальными и художественными способностями Феликса.
Мендельсон получил очень хорошее образование в Берлинском университете, в молодости он побывал во многих странах Европы и пронес любовь к путешествиям через всю свою жизнь.
Необыкновенно одаренный, Яков Людовиг Феликс еще подростком начал концертировать, выступая как пианист, органист, дирижер; исполняя собственные произведения. Слава пришла к Мендельсону очень рано. В 17 лет он создал зрелую оркестровую увертюру «Сон в летнюю ночь». В 1829 году, в возрасте 20 лет, музыкант организовал в Берлине исполнение «Страстей по Матфею» И.С. Баха, «открыв» для современников его вокальные произведения, что положило начало возрождению интереса к этому музыкальному жанру в XIX веке. По иронии судьбы, сам композитор не оставил ни одной законченной оперной партитуры.
Мендельсон-Б артольди много путешествовал, подолгу задерживаясь в различных странах. В 1830 году он побывал в Италии, впечатления этого периода наложили неизгладимый отпечаток на творчество музыканта (Итальянская симфония, часть Песен без слов). За время пребывания в Париже в 1832 году он знакомится со многими выдающимися композиторами-романтиками, особенно близко общается с Листом и Шопеном. Ошеломляющий успех и всегда переполненные залы ждали музыканта в Лондоне. Вернувшись в Германию, Мендельсон поселился в Дюссельдорфе, но продолжает много ездить по стране, дает концерты в Кельне, Берлине, все чаще бывает в Лейпциге, городе, для музыкальной традиции и культуры которого он сделал больше, чем кто-либо. Именно Мендельсон стал основателем лейпцигской романтической школы, здесь же он создал первую в Германии консерваторию, очень скоро завоевавшую известность и признание далеко за пределами страны. Сам маэстро вел в ней класс композиции.
В 1835 году, как гром средь ясного неба, на Мендельсона обрушивается первое печальное известие – умирает друг его юности Эдуард Ритц. Вскоре после этого Феликсу сообщают о смерти Гете, а через несколько недель – друга и учителя Цельтера. В довершение этого кошмара он получает еще 1 страшное известие – скончался его отец. Чтобы оправиться от потрясения, композитор едет во Франкфурт, где встречается с дочерью протестантского священника Сесилией Жанрено, ставшей впоследствии его женой. Их брак оказался очень удачным, Феликс находит утешение в семье, изнуряет себя работой, но его произведения становятся все менее интересными и оригинальными, в их авторе уже сложно узнать прежнего гения.
Через 7 лет композитора постигло еще одно несчастье - он потерял мать. В 1847 году Мендельсон едет в Англию, страну, которую он считал своей «музыкальной родиной», но возвращается оттуда совершенно разбитым. Его чувствительная психика не могла справиться с обрушившейся лавиной несчастий. Известие о смерти горячо любимой сестры Фанни окончательно подорвало его силы. Великий композитор почти обезумел от горя, он не видел больше в своем существовании смысла. Его жизнь – бурная, полная движения и, увы, так рано оборвавшаяся - похожа на стремительно падающую звезду. Она, озарив яркой вспышкой музыкальный небосвод, постепенно угасая, потухла 4 ноября 1847 года.
Мендельсон - удивительно самобытный композитор, ему удалось наполнить классическую гармонию формы чуткой, фантастической, тонкой лирикой и порывистой страстностью, свойственной романтизму. Вся его музыка - это «песня без слов», она рисует удивительно точные образы, ей свойственны потрясающая своей выразительностью мелодия, общая завершенность и целостность композиции. Творчество композитора оказало очень сильное влияние на современников, но у Мендельсона не осталось последователей – все его ученики и подражатели через некоторое время сформировали консервативное академическое направление.
Произведения этого замечательного композитора не требуют особой техники, для их исполнения необходимо гораздо большее – выразительность, необычайная душевная чуткость. Возможно, именно поэтому под Свадебный марш Мендельсона мы идем под венец, быть может, именно в момент апофеоза любви, находясь на самом высоком уровне чувственного восприятия, мы наконец начинаем понимать его музыку.
Мария ЗОНОВА
Литератур а:
1. Иванов-Борецкий М. В., Мендельсон. 2. Мейлих Е.И. Ф.Мендельсон-Бартольди. 3. Дамс В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем. 4. Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, пер. с нем.
|