Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

Выпуск пятый
 

Люсьен ФЕВР. БОИ ЗА ИСТОРИЮ. Сретенск: МЦИФИ, 2000, 344 с.

"История - наука о человеке. История - дело рук человека." Такова позиция Люсьена Февра - ученого-историка ХХ века, которого коллеги сравнивали с энциклопедией. Блестящий полемист и великолепный стилист, один из 3-х самых цитируемых историков в западной историографии. Почему? Потому что его подход - не сухая констатация фактов, а гуманизм. За всеми процессами он рассматривает конкретную личность, которая повлияла на ход событий. Именно личность - ведь история не существует отдельно от человека, но складывается из результатов его деятельности. Февр ведет решительные бои за историю против безликой "эрудитской историографии" - той якобы-истории, которая состоит из каталогов, цитат, выписок из древних текстов - чего угодно, только не действующих лиц, т.е. людей.

"…Вчера - сначала теория, затем - факты, сегодня - сначала факты, теория потом. Переворот произошел. Переход от эрудиции к наблюдению, от наблюдения к эксперименту. Благодаря работе, проделанной Возрождением, наука может двигаться по столбовой дороге прогресса." (С.207)



Елена ОКЛАДНИКОВА. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ (география глазами этнографа). Санкт-Петербург, 1999, 134 с.

Что такое страноведение? - Это наука, которая содержит в себе основные знания по географии и культуре населения. Любители путешествий и просто любознательные люди могут считать себя потенциальными страноведами. Елена Александровна Окладникова – этнограф-американист, академик, доктор исторический наук, приглашает всех желающих в путешествие во времени и пространстве. Китай, Монголия, Индонезия, Африка, Япония, Северная Америка… Зарисовки из жизни аборигенов, краткое описание особенностей быта племен, назначение предметов обихода и культа – все это вы найдете на страницах "Занимательного страноведения". Книга рекомендована не только школьникам – в качестве учебного пособия, но и всем любознательным – как возможность расширить свой кругозор.

"В древности эскимосы жили в полуподземных жилищах со стенами, выложенными камнями и торфом, с длинным коридором, по которому они "вползали" в жилое помещение. На смену такого рода жилищ пришли снежные хижины "иглу", которые делали из снежных блоков. … Схваченная морозом влажная поверхность превращалась в твердый ледяной потолок. Строитель, оказавшийся внутри сооружения, прорезал выход, который на ночь закрывали снежной глыбой." (С.106)



Михаил БАХТИН. АВТОР И ГЕРОЙ. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000, 336 с.

В настоящий сборник вошли произведения, которые позволяют проследить этапы творческой эволюции выдающегося русского мыслителя XX века Михаила Михайловича Бахтина (1895 – 1975). Без Бахтина сегодня невозможно представить себе ни современное литературоведение, ни философию, ни культурологию. Еще в 1929 году вышел в свет его труд «Проблемы поэтики Достоевского», сразу ставший предметом бурных споров и являющийся на сегодняшний день классикой отечественной литературной критики. Долгое время работы Бахтина не издавались, лишь в 60 – 70-е гг. стали появляться произведения, многие из которых были написаны гораздо раньше, тираж тех изданий был ограничен. К счастью сегодня мы уже практически забыли недавние проблемы: как «достать» тот или иной текст, где найти нужную книгу. Зато сейчас все более актуальной становится другая проблема: найдет ли книга своего читателя. Хочется надеяться, что книги М.М.Бахтина эта проблема обойдет стороной.

«Особенно дикими представляются ... фактические сопоставления и взаимообъяснения мировоззрения героя и автора: отвлеченно-содержательную сторону отдельной мысли сопоставляют с соответсвующей мыслью героя. Так, социально-политические высказывания Грибоедова сопоставляют с соответсвующими высказываниями Чацкого и утверждают тождественность или близость их социально-политического мировоззрения; взгляды Толстого и взгляды Левина.... не мозжет быть и речи о собственно теоретическом согласии автора и героя, здесь отношение совершенно иного порядка; всюду здесь игнорируют принципиальную разнопланность целого героя и автора, смую форму отошения к мысли и даже к теоретическому целому мировоззрения». (С. 37)

Обзор подготовили
Алла МИТРОФАНОВА
Владимир ЛЕГОЙДА



 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100