Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

БЕТХОВЕН - ПЕВЕЦ СТИХИИ
 26 марта 1827 года умер Наполеон музыки, автор Аппассионаты , Лунной сонаты и Девятой симфонии Людвиг ван Бетховен.
В тот день разразилась невиданная по своей силе гроза, которая готова была, казалось, смести все на своем пути. Бетховен лежал в постели, взгляд его был устремлен за окно, туда, где разгоралась настоящая буря. То была борьба стихии громовых раскатов с тишиной, борьба, которая уже много лет преследовала потерявшего слух композитора. Гроза будто всегда жила в нем - впутывалась в волосы, гремела во взгляде, переливалась в музыку... Гроза была его стихией. Он восставал против всего, что было уготовано ему судьбой.
В XVIII веке положение придворного музыканта практически приравнивалось к положению нищего. Доход составлял десятую долю необходимого минимума, а служба хозяину постоянное музыкальное сопровождение обедов и прочих жизненно важных занятий во многом была унизительна. Существовать самому по себе, независимо от какого-либо двора, значило обрекать себя на голодную смерть. Самые выдающиеся из музыкантов удостаивались высшей награды - почетного звания придворного капельмейстера. Так случилось с дедом Людвига, так не случилось с его отцом. Потому что отец был запойным алкоголиком, бесхарактерным человеком и, в сущности, заурядным музыкантом. Пожалуй, единственной заслугой Иоганна Бетховена было то, что он рано разглядел в сыне "склонности и любовь к музыке". То, что любовь не переросла в ненависть, заслуга только Людвига. Потому что отец - вряд ли во благо таланту сына - запирал его в комнате, где стоял рояль, и заставлял играть и играть сложнейшие увертюры, сонаты, симфонии... Ребенок глотал слезы от обиды: восьмилетнему мальчишке, пусть и со взглядом мудреца, хотелось гонять мяч во дворе... К тому же, отцу никак не по вкусу были его импровизации - смелые аккорды, рождавшиеся из-под коротких и немузыкальных пальцев, удивительно, впрочем, преображавшихся за игрой. В этих аккордах было все его отчаяние...
Соображения отца с натяжкой можно назвать благородными. Он добивался признания в своем сыне второго Моцарта, вундеркинда, который удивлял бы своей игрой самые изысканные салоны. Отсюда и множество нанимаемых для Людвига учителей, которые вряд ли могли многому его научить. Когда же выяснилось, что выступления сына не приносят ожидаемого дохода, а овации не могли всего окупить, - вереница учителей прервалась. В сущности, учителем Людвига Бетховена был сам Людвиг Бетховен, - как заметил первый настоящий наставник композитора Кристиан Готлоб Нефе.
Перспектива стать придворным музыкантом не прельщала юного Бетховена. Должность капельмейстера не давала возможности реализовать себя и обязывала быть слугой с притворной миной, чего он не смог бы перенести. Впрочем, однажды он все же был облачен в расшитые рейтузы и напудренный парик. И это было - по странной воле судьбы тоже 26 марта, только в 1778 году. Тогда на улице перед музыкальным академическим залом появилась афиша, извещающая о выступлении придворной альтистки Авердонк и "шестилетнего сынишки" тенориста Бетховена. Иоганн списал мальчику два года - для привлечения к дебютному концерту большего внимания. Иоганн не мог и предположить, что его сын, так и не ставший вторым Моцартом, вскоре станет единственным Великим Людвигом Бетховеном.
Бетховен продолжал традиции венской классической школы и одновременно с тем был новатором невиданного масштаба. «Искусство требует, чтобы мы не стояли на месте,» - говорил он и не переставал потрясать своими произведениями самую искушенную публику. Говорят, что после финального аккорда исполняемой впервые Девятой симфонии зал долго молчал. Для Бетховена молчание давно уже было вечным: ни скрипки, ни литавры не могли нарушить непроницаемой внешней тишины, в которой он жил. Но ЭТА тишина была особой. Он чувствовал ее, стоя спиной к залу, опустив дирижерскую палочку. Он не слышал, как постепенно проходило оцепенение, как зал наполнялся ликованием. Он боялся обернуться. Что ждет его освистание или восторг? Одна из певиц подошла и развернула его лицом к залу. И он увидел…
Зал гремел. Люди, рыдая, закрывали лица руками. Люди кидались к сцене, будто видели в нем какое-то долгожданное спасение. Сотни рук тянулись к нему, и стены зала сотрясались от аплодисментов. Он увидел и заплакал. Он слушал свою собственную музыку где-то далеко, на берегах Рейна.
Бетховен умер 26 марта около четырех часов пополудни. В те минуты буря и град изверглись из внезапно набежавших туч. Вдруг ударила молния и, отразившись в ослепительном снеге, наполнила светом всю его комнату. Взгляд его был устремлен за окно…
Что это было? Сопротивление стихии? А может, природа исполняла прощальную Девятую симфонию...

Алла МИТРОФАНОВА.


 
 

1.

МАРТОВСКОЕ ОБОСТРЕНИЕ

10.03.2008

 

2.

«ТАБАЧНАЯ ПРИНЦЕССА» ПОКАХОНТАС

11.03.2001

3.

БЕТХОВЕН - ПЕВЕЦ СТИХИИ

07.03.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100