Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ПАСХА: ЧТО ПРАЗДНУЕМ?
 

В советское время у большинства граждан нашей необъятной Родины праздник Пасхи стойко ассоциировался с несколькими вещами. С известной картиной Перова «Сельский крестный ход на Пасху», изображающей подвыпившего священника, который «стоит качаясь» на крыльце дома и держится за столб, чтобы не упасть. С крашеными яйцами и с пасхальными куличами, которые в народе так и называли – паски, пасочки. Эти самые «паски» на православный праздник пекла вся страна, начиная от колхозниц и заканчивая профессорскими женами, хотя учителя обычно и отрицали этот «прискорбный религиозный пережиток».

Кстати сказать, собственно «пасхой» на самом деле называется специально приготовленная творожная масса с изюмом, а не изделия из теста, которые правильнее называть куличами. Правда, и сегодня об этом знают далеко не все. Один преподаватель вуза даже стал жертвой подобной религиозной безграмотности. Студенты и студентки так сильно любили его занятия, что обязательно поздравляли любимого лектора со всеми праздниками. Не стала исключением и Пасха. И хотя он специально попросил принести «пасочки», потому что в семье у него никто их готовить не умеет, обрадованные студентки просто завалили любимого преподавателя … куличами разных размеров и форм! Он не знал, что делать, так как куличей у него и дома девать было некуда – мама очень любит печь. Теперь этот преподаватель активно выступает за введение религиоведения в качестве обязательного предмета…

Сегодня учителя могут не только не скрывать того, что они пекут куличи, но и свободно пойти на Пасху в храм – если, конечно, им удастся в него попасть – большинство православных храмов в пасхальную ночь переполнены...
Кроме того, на религиозно непросвещенного россиянина свалилась информация о том, что Пасха, оказывается, отнюдь не «исконно русский праздник». Вот католики, например, тоже празднуют Пасху (в этом году даже вместе с православными), а помимо католиков свою Пасху также отмечают и … иудеи! Поскольку вопрос этот более серьезный, чем правильное наименование куличей, то и объяснения он требует несколько более расширенного.


ИУ ДЕЙСКАЯ ПАСХА
Иудеи праздновали (и сейчас празднуют) Пасху в память избавления еврейского народа от египетского рабства. Само слово «пасха» происходит от древнееврейского «песах», что можно перевести как «проходить мимо». Это связано с тем, что посланный Богом ангел смерти проходил мимо домов израильтян, поражая первенцев только в египетских жилищах – такова была последняя «казнь египетская», после которой фараон отпустил наконец евреев. А чтобы ангел мог отличить израильские дома от египетских, Моисей велел в каждой еврейской семье заколоть ягненка и пометить его кровью перекладину и косяки дверей (Исх., 12). Позже в Иерусалимском храме жертвоприношение пасхального агнца повторялось каждый год...

В скобках замечу, что десятая кара, как и предыдущие девять, не была наказанием капризным Богом Иеговой ни в чем не повинных египтян: положение превращенных в рабов евреев мало чем отличалось от положения заключенных в Освенциме (см., например, Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Книга Исход. М, 1997). Поэтому каждая из казней египетских, направленных на то, чтобы понудить фараона отпустить народ Израиля помолиться Богу, была обусловлена теми невзгодами и страданиями, которые иудеи претерпевали от египтян. Так, например, десятая казнь – смерть египетских первенцев – вызвана уничтожением египтянами всех новорожденных у иудеев: «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в реку…» (Исх., 1: 22).

Когда же, после гибели всех египетских первенцев, фараон отпустил народ израильский, то евреи так торопились уйти, что даже не успели заквасить хлеб и вынуждены были взять с собой пресный хлеб (мацу). Отсюда еще одно название Пасхи – праздник Опресноков. Сегодня в Израиле этот праздник начинается 15 нисана (март-апрель) и отмечается, согласно библейскому повествованию, в течение семи дней (а в диаспоре – восьми). Песах требует особой подготовки: дом «очищается» от любого рода квасных продуктов, соблюдаются особые правила приема пищи. На протяжении всего праздника вместо хлеба в пищу употребляется только маца, в соответствии с предписанием, данным еще Моисею. Маца символизирует одновременно и горечь рабства и радость освобождения – в память о египетском пленении и исходе из Египта. Седер – пасхальная трапеза иудеев в первый вечер праздника включает в себя также горькие травы (символизирующие годы рабства), харосет (смесь из протертых яблок, орехов и вина), овощи и баранью косточку, которая символизирует пасхального агнца и вино. Во многих семьях во время празднования пасхи используется специальная посуда, хранимая именно для этих дней. Во время трапезы отец семейства должен рассказать историю исхода иудеев из Египта – в напоминание и назидание как о прошлом народа, так и о его связи с Богом.

ПАСХА ХРИСТИАНСКАЯ
Христианская Пасха, подобно иудейской, также празднуется в память о событии. Событии, ставшем в перспективе истории смысловым центром для многих народов мира, – Воскресении Иисуса Христа. Доводы так называемой «мифологической школы», стремившейся доказать, что Иисус Христос – не историческая личность, а сотворенный человеком миф, в современной науке давно уже не считаются такими убедительными, каковыми они казались в XIX веке: качественно новый анализ дошедших до нас древних рукописей свидетельствует в пользу исторического существования Христа (см., например, Иисус Христос в документах истории. СПб: Алетейя, 1998).

И все же точкой отсчета христианской эры стала даже не жизнь Иисуса Христа (хотя позже само летоисчисление всего западного мира станет вестись от условной даты Рождества Христова), а событие, которое, согласно церковной традиции, произошло в ночь на 16 нисана (9 апреля) 30 года н. э. Именно в этот день ранним утром женщины, бывшие в числе следовавших за Иисусом, пришли с благовониями и ароматами ко гробу (пещере), в который в пятницу поместили Тело Христа. Они собирались, согласно иудейским обычаям, умастить Тело Учителя драгоценным миром. Однако увидели, что огромный камень, которым специально закрыли вход в пещеру (чтобы, как считали иудеи, ученики не выкрали Тело Христа и не провозгласили, что Он воскрес), был отвален, а сама гробница пуста. Юноша в белых одеждах, сидящий у пещеры, сообщил пришедшим, что Иисус Христос воскрес из мертвых. Сомнения жен-мироносиц были окончательно развеяны, когда Христос Сам явился сначала Марии Магдалине, а потом другим женам и апостолам.

В честь этого чудесного события христиане и празднуют свою Пасху. Что же является причиной их радости, что понуждает их именовать Воскресение Христа «праздником праздников и торжеством торжеств»? Что удивительного и, главное, такого важного для людей в том, что воскрес Бог? Ведь это скорее логично (для тех, кто верит, что Христос – Бог), чем неожиданно: ведь Бог не может умереть.

Дело здесь вот в чем. Подобно тому, как христианский Новый Завет в целом есть переосмысление Завета Ветхого, христианская Пасха также демонстрирует символическую связь с пасхой ветхозаветной: как в свое время пасхальный агнец был заколот, чтобы ангел смерти не тронул еврейских первенцев, так и Христос принес Себя в жертву во имя жизни всего человечества, освобождая его от последствий первородного греха – рабства смерти и неизбежности зла в мире. В результате грехопадения Адама и Евы человеческая природа изменилась, извратилась. Извращенная (падшая) человеческая природа стала смертной на физическом уровне и порочной на духовном: человек стал не в состоянии сам бороться с соблазном, изменить свою природу, вернуть ей первоначальное совершенство – ведь это было бы равносильно тому, как барон Мюнгхаузен вытащил сам себя за волосы из болота, в котором он глубоко увяз, да еще и вместе с лошадью.

Человеческую природу мог исправить лишь Бог. И для того, чтобы это сделать, Бог стал Человеком, облекся плотью и исправил то, что стало не под силу людям. Своим Воскресением Христос открыл людям тайну жизни, тайну Рая. (Напомню, что ад – темное царство мертвых – известен почти всем дохристианским культурам. И только в христианстве человечеству открывается тайна вечной жизни.) Спустившись после крестной смерти в шеол (царство мертвых, в котором оказывались души всех людей: и праведников, и грешников), Христос разрушил врата ада, т.е. освободил человека из холодных объятий смерти, которая после воскресения Христа перестала быть окончательным приговором падшему человеку. Бог вернул человечеству возможность радостной жизни в вечности, наполнив светом жизни мрачный Аид. В Православной Церкви смысл воскресения Христа и спасения человечества от смерти и зла прекрасно передан в иконографической традиции. Каноническая икона Воскресения фиксирует самый главный, поворотный момент человеческой истории: исшествие Христа из ада. На иконе изображается Христос, который выводит из ада первых людей, символизирующих все человечество. Сбываются слова пророка Осии: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? ад! Где твоя победа?» (Ос. 13, 14).

Лейтмотивом пасхальных богослужений Православной Церкви является особое песнопение – пасхальный тропарь, который так передает смысл этого величайшего христианского праздника: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех (т.е. умершим), живот (жизнь) даровав». Эти слова являются смысловым центром пасхальной службы практически с самого начала христианской эры (ученые относят появление пасхального тропаря примерно ко II веку н. э.). Они еще раз напоминают всем христианам, всем людям, что Воскресение Христа – центральное, самое главное событие человеческой истории – знаменует собой победу Жизни над смертью, нравственности над грехом, добра над злом.

Большинство библейских толкователей считает, что знаменитая Тайная Вечеря – последняя трапеза Христа с апостолами – была пасхальной трапезой, на которой Учитель и ученики исполнили ветхозаветный чин пасхи: с преломлением хлебов и чашей вина. Эта Трапеза стала первой христианской Литургией, которая с тех пор постоянно совершается в христианских церквях, символизируя собой Крестную жертву Христа и Его Воскресение. Кстати сказать, в греческом языке древнееврейскому арамейскому «песах» оказалось созвучно слово «пасхейн», означающее «страдать», «терпеть», «переносить». Так смысловое соответствие – после Пасхи Христовой смерть проходит мимо человека, она уже не властна над его бытием – было дополнено еще и языковым.

По причине совпадения Тайной Вечери со временем празднования иудейской Пасхи первые христиане сначала праздновали Пасху одновременно с иудеями. Однако уже в первой половине IV века было установлено, что христианская Пасха должна отмечаться отдельно от иудейской и совершаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, то есть не ранее 4 апреля и не позже 8 мая (по новому стилю).

Поскольку в современном мире Православная Церковь придерживается юлианского календаря, а Католическая – григорианского, то этим вызваны и расхождения в праздновании дня Пасхи. Кроме того, по сложившейся традиции, весь западный христианский мир (католики и особенно протестанты) с гораздо большей пышностью отмечает Рождество – праздник пришествия в мир Христа, освящения грешного мира присутствием Богочеловека. Православные же делают акцент именно на Воскресении – то есть окончательной победе над смертью, на указании пути в Царство Небесное. Это немаловажное отличие – результат разной мистической и богословской традиции, следствием чего стало и различное развитие христианской культуры на Западе и на Востоке

Светлому Воскресению предшествуют дни Великого Поста, времени нравственного совершенствования, углубленного внимания к своему внутреннему миру. Пальмовое (а в России – Вербное) воскресенье, празднование дня входа Иисуса Христа в Иерусалим, знаменует начало Страстной седмицы – последней недели перед Пасхой. В среду Cтрастной седмицы Церковь вспоминает предательство Иуды, выдавшего Учителя за 30 сребреников. Четверг – день, когда вспоминается Тайная Вечеря, пятница – день Распятия. В храме в этот день совершается особая служба – Последование Страстей Христовых. Во время этой службы читается 12 отрывков из Евангелий, посвященных последним часам жизни Христа.

Суббота Страстной седмицы, по учению Церкви, это именно тот день, когда Христос, Телом пребывая «во гробе» (пещере, в которую Его положили после распятия), душой сошел в ад, победив смерть и освободив находящихся там людей.
В саму пасхальную ночь в храмах совершается крестный ход, который знаменует собой приход людей к Воскресшему Христу. Богослужение первого пасхального дня и последующей недели, называемой Светлой седмицей, наполнено особенной радостью. Все совершаемые в эти дни службы считаются пасхальными, а радостное приветствие «Христос Воскрес! – Воистину Воскрес!» продолжает звучать в православных храмах вплоть до Троицы, то есть в течение 50 дней после Пасхи. Кстати сказать, в это же время, согласно церковным канонам, в храмах отменяется коленопреклоненная молитва, так как Пасха есть праздник Свободы, символ освобождения человека от самого страшного рабства – рабства греху и смерти. Воскресением Христа люди поднимаются с колен, на которые их поставил грех, обретая утерянную когда-то свободу...

ПАСХА НА РУСИ
На Руси, как практически во всех православных странах, Пасха всегда отмечалась с большой торжественностью и размахом. Крестные ходы представляли собой праздничные шествования, в которых принимали участие практически все жители городов и деревень.

Пасха никогда не была беззаботным праздником пустого веселья. Напротив, согласно древнерусскому обычаю, на Пасху особо полагалось заниматься благотворительностью. Милостыня, так свойственная русским, особо проявлялась в пасхальные дни. На Пасху и в дни Светлой седмицы русские цари часто посещали богадельни, больницы и тюрьмы, принося людям вместе с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» одежду, пищу, деньги. Светлую седмицу на Руси также принято было посвящать богомолью. Священнослужители в русских городах и селах часто ходили по домам с иконами, в домах пелись праздничные пасхальные стихи, совершались молитвенные благословения.

Широко был распространен обычай красить на Пасху яйца, которыми потом люди обменивались, когда приветствовали друг друга и поздравляли с праздником, троекратно целуясь («христосовались»). Сейчас трудно сказать наверное, откуда пошел обычай дарить друг другу «крашенки». Однако эта традиция в христианском мире была известна уже в IV веке, а с XII века широко распространилась во многих странах. По наиболее вероятному объяснению, обычай восходит к апостольским временам. Согласно церковному преданию, Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла римскому императору Тиберию в дар красное яйцо. Яйцо, традиционно символизировавшее жизнь, знаменовало новую жизнь во Христе, а красный цвет стал символом пролитой за освобождение людей крови Христа.

Интересно, что собственно церковные традиции зачастую уживались в народной среде с чисто языческими пережитками. Во многом это связано со временем празднования Пасхи: весна, пробуждение, возрождение всего живого. В крестьянских домах во время посевной или перед посевной часто ставили на стол кадку с зарытым в пшеницу пасхальным яйцом, которое в сознании крестьян символизировало все живущее и цветущее в природе. Эти зерна берегли до времени посева. Иногда просто клали в мешок с семенами, например льна, праздничные яйца. А при посеве яичную скорлупу часто просто разбрасывали по полю – в надежде, что чудесная сила увеличит урожайность.

Однако далеко не все обычаи носили такой безобидный характер. Так, например, с языческих времен сохранилась традиция обливаться на Пасху и в дни Светлой седмицы колодезной или речной водой. В некоторых губерниях водой обливали (или иногда даже бросали в реку) тех, кто проспал церковное богослужение. Однако, искупавшись в холодной весенней воде (особенно если Пасха ранняя), люди часто заболевали, а некоторые даже умирали. Поэтому в 1721 году Святейший Синод издал указ, строго запрещавший этот обычай…

А потом все церковные и околоцерковные традиции были разом упразднены атеистической советской властью, самозабвенно боровшейся с «опиумом для народа». Но Пасху все равно праздновали, хотя и не так торжественно.
Сегодня уже нет необходимости скрывать свою веру и Пасха вновь отмечается широко и повсеместно, как когда-то на Руси. Именно поэтому очень хочется, чтобы мы всегда помнили о подлинном, духовном смысле праздника. И тогда больше не придется писать новый вариант «Сельского крестного хода на Пасху».

Владимир ЛЕГОЙДА

ЛИТЕРАТУ РА:
<1> Иларион (Алфеев), игумен. Христос – победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб, 2001.
<2> Рашковский Е.Б. С высоты Востока: цикл двунадесятых праздников в православном богослужении.
<3> Кураев А., диакон. Пасха - путь из ада //Школьное богословие. М., 1997



Пожалуйста, оцените этот материал:


 
 

1.

ЛОВУШКА "СВЯТОЙ ВОЙНЫ"

01.09.2006

 

2.

Я ВЕРНУЛАСЬ ДОМОЙ...

10.06.2006

3.

ПАСХА: ЧТО ПРАЗДНУЕМ?

30.04.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100