Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Журнал / Стиль /
  
  
 

04:49 18 Сентября 2017 - clblalackvirgi

[b][url=http://www.michaelkorswallet.cn/]michael kors outlet

  Читать далее

 
СТИЛЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛОСКУТ
 


Казалось бы, что может быть проще носового платка? Маленький кусочек ткани, который вследствие растущей популярности бумажных салфеток все больше уходит в небытие. Ан нет! Мал – да удал! Этот весьма значимый ранее предмет туалета вполне может стать нитью Ариадны для желающих изучить нравы и обычаи предков.

Предшественником тканого платка был тщательно обработанный лоскуток пергамента, производимый в Ассирии и используемый там по прямому назначению. Отсюда и название этого средства гигиены – носовой платок. Не остались в стороне и изобретатели всякой всячины китайцы – их носовые платки были бумажными. Однако, несмотря на столь непрактичный подход, платки обладали значительной художественной ценностью – лучшие каллиграфы наносили на них тексты эротических стихов.

Что касается Европы, то в III веке до н.э. платок как средство гигиены был здесь очень распространен. Еще бы! Достаточно прочесть одно из описаний многочасовых пиров в доме греческого или римского патриция, чтобы представить себе, насколько буквально "пот катился градом" с несчастных обжор. Дабы облегчить их участь, мастера текстиля изобрели "сударий" – платок для пота. Но то ли вследствие перехода античной знати к более здоровому образу жизни, то ли по иной причине, такой платок за ненадобностью исчезает из европейского обихода, и надолго.

Повторное явление носового платка в европейском гардеробе происходит, как и следовало ожидать, благодаря заимствованию с Востока. У мудрых блюстителей вековых традиций мы переняли не только "диковинные" культуры – рис, гречиху, арбузы, дыни, лимоны, но и ряд полезных жизненных навыков – спать на матраце, мыться (с мылом!), а также менять белье, даже если оно еще не успело превратиться в лохмотья, и пользоваться носовым платком. К 1311 году относится прелюбопытнейшая запись – перечисление женского приданого, куда вошли шесть пар сменного белья и... один-единственный носовой платок!

Восстановив свои права сначала в Италии, платки стали бойко распространяться по Европе. На закате правления Филиппа IV Красивого (1285 – 1314) торговля носовыми платками в Париже уже приносила значительную прибыль. Эта деталь стала неотъемлемой частью дамского туалета, которая носилась в рукаве и использовалась в качестве веера - соответственно, напоказ. Вследствие чего появилась необходимость носить с собой два платка – дабы использовать один по прямому назначению. Кавалеры XIV века не отставали от дам и носили платок в специальном карманчике.

В XV веке в моду входит филейная вышивка, и носовой платок становится самой что ни на есть благодатной нивой самовыражения рукодельниц. Маленький квадратный платочек с вышивкой, обрамленный язычками угольного кружева, занимает прочные позиции в туалете наряду с драгоценными тканями и другими украшениями.

Однако золотой эрой в истории носового платка по праву можно считать XVI век, когда кусочек тончайшей льняной ткани квадратной формы, жестко накрахмаленный, становится символической единицей языка этикета. Падение платочка в присутствии кавалера едва ли происходило по нерасторопности его владелицы. Равно как и простых взмахиваний или "держаний" платка в руке тоже не было – тонкие намеки были общеизвестны и служили языком невербального общения с противоположным полом. Кстати, в трагедии "Отелло" ярость ревнивого мавра может стать более понятна, если учесть, что вышитая на платке земляника была в то время символом супружеской верности.

К XVII веку носовой платок становится знаком аристократизма и хорошего вкуса. Начинается настоящая конкуренция полов – кавалеры, подчас даже более страстные почитатели кружевных излишеств, чем дамы, во время приемов и торжеств практически не выпускали платка из рук. Что касается формы, то и здесь конкуренция имела место – каким быть платку, овальным или квадратным, решали довольно долго, пока наконец 23 сентября 1784 года французский король Людовик XVI не издал указ о том, что "длина платка должна равняться его ширине". Верх взяли чисто практические соображения – при выкраивании овальных платков терялось слишком много ткани.

Что касается России, то в платочной традиции мы были далеко не "впереди планеты всей". Платок попадает к нам лишь благодаря Петру, который, как обычно, привез новшество из Европы и внедрил его надлежащим указом. Русский платок стал называться "ширинкой" – ведь квадрат материи ткали по ширине ткацкого станка, 40 на 40 см. Кроме того, были популярны хлопковые ширинки из батиста, кисеи, газа, которые привозили на Русскую землю из Индии и Турции.

Кроме больших и ярких ширинок, шитых золотом и серебром, "низанных жемчугом", получают распространение платки меньших размеров – "короткие утирники". Они предназначались только для "утирания", поэтому никогда не выставлялись напоказ.

Ширинки, подобно платкам в Европе, имели символическое значение. С ними связано множество свадебных обрядов и церемоний, по искусности их шитья судили о невесте. Кроме того, ширинка была едва ли не единственным способом для женщины проявить свои чувства в движении - громоздкость и монументальность ее многоярусного наряда этого не предусматривала и только кисти рук были более-менее подвижны.

Нужда в настоящем большом носовом платке, без кружев и вышивки, при этом цветном, появляется в галантном веке, в связи с модой на нюхательный табак. (Как известно, процедура эта сопровождалась многократным чиханием.) Такое новшество диктует свои правила, и ко времени правления Анны сморкаться в носовой платок становится делом вполне обычным и разрешенным в свете "прилюдно".

Век XIX внес коррективы во все сферы жизни, и носовой платок не стал исключением. Он более не выставляется напоказ, оставаясь едва заметным штрихом женского туалета и предметом щегольства мужского. "Безупречная чистота", ставшая лейтмотивом во всем, обусловила единственно возможный цвет платка – белоснежный. Качество и свежесть платка свидетельствовали о материальном положении его владельца.

В купеческой среде, как бы в пику светским манерам, богатые женские платки стали умело и не очень умело выставляться напоказ, а мужские и того проще – торчали из кармана, демонстрируя ткань и орнамент.

Одним из следствий технического прогресса и эмансипации XX века стал уход в прошлое распространенных ранее шитья и богатой кружевной отделки – редкая современная женщина находит на это время. Но тем эффектнее смотрятся сегодня рукодельные платки, совмещающие функции и украшения, и средства гигиены. И если столица, подобно Европе, окончательно перешла на бумажные разовые платочки, то в провинции по старинке используют отделанные, часто цветные квадратики материи, преимущественно хлопчатобумажной, аккуратно заглаживая их вчетверо или складывая конвертиком в карман школяра.

Нехитрое приспособление, насчитывающее многовековую историю, возможно, скоро совсем выйдет из обихода. Но если допустить, что история идет по кругу, то вполне возможно, мы с вами как раз вступаем в эру китайского бумажного платочного производства. И может быть, кто-нибудь из современников возьмет да и напишет на ажурной салфетке свои стихи. Но согласитесь, что до великой традиции здесь все же очень далеко.

Алла МИТРОФАНОВА


 
СТИЛЬ
 

1.

Мода XX века: новые веяния и революции

19.04.2011

 

2.

Древнегреческий подход к моде

02.03.2011

 

3.

Грандж. Мода или философия?

13.10.2010

 

4.

«Самое древнее украшение на Земле»

06.04.2009

 

5.

БОГИНЯ – МОДА

11.03.2009

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100