Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / Журнал / Мужчина и женщина /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
ТЕМА ЛЮБВИ В ИСКУССТВЕ
 

Любовь как вечное чувство и как вечная тема искусства, всех его видов. Греки создали терминологию любви. Они говорили о любви-эросе, любви чувственной, страстной. Они определяли противоположный тип любви возвышенной, милосердия, жертвенности – агапэ. Они говорили о любви-филии, о любви-дружбе, и о любви-сторге, понятии, обозначающем семейную привязанность. И в самом деле мы находим огромное количество произведений, которые интерпретируют любовь как необыкновенно разнообразное в своих возможностях чувство.

В Риме, в галерее Боргёзе, что на холме Пинчо, находится картина «Любовь земная и небесная». На ней изображены две молодые прекрасные женщины, которые сидят у античного саркофага. Одна полностью обнажена, другая одета в пышное нарядное платье. Между ними малыш – это Эрот, бог любви. Эта картина одна из самых загадочных в мире. Ее и называли по-разному - «Красота украшенная» и «Красота не украшенная». В ее героинях видели персонажей повести Боккаччо и разных античных мифов. Может быть, правильно то мнение, что, именно в этой картине отразились представления людей XV века и, в частности, одного из философов этого времени Марсилио Фиччино, о двойственной природе любви. Две Венеры. Венеры-сестры, Венеры-близнецы. Они добропорядочные женщины, но одна из них символизирует любовь идеальную, другая - любовь земную и чувственную. Марсилио Фиччино не сам изобрел это понятие. Как человек Возрождения, он обращался к античной философии, и такое понимание двойственной природы любви имеется у Платона в его известном диалоге «Пир».

Один из самых знаменитых ранних памятников, так называемый Трон Людовизи, который были посвящены Афродите, богине любви. Этот рельеф нашли на вилле Людовизи, и поэтому он носит это название. В центральной части изображено рождение Афродиты из морских волн. Мифология Древней Греции создала образ Афродиты, в римской мифологии она носит имя Венеры, причем главным ее достоинством, согласно древнегреческой мифологии, является красота. Имеется несколько сюжетов происхождения Афродиты, одной из древнейших богинь, согласно древнегреческой мифологии, ее в более позднее время называют дочерью Зевса, а ранее считают ее рожденной из пены морской. Отсюда название «Пенорожденная». В этом рельефе Трона Людовизи как раз изображен этот момент, когда из морских пучин подымается прекрасная молодая женщина, ей помогают подняться из воды две нимфы. Они целомудренно держат перед Афродитой платок, который отчасти прикрывает ее. Очень интересны две фигуры, слева и справа, от этого рельефа. Одна из них закутана в одежду, как олицетворение хранительницы очага, а другая – гетера - обнаженная женщина, играющая на флейте. Здесь мы слышим тему любви возвышенной, тему любви чувственной, которая отразилась и в замечательной картине Тициана.

Одним из создателей самых знаменитых образов Афродиты является древнегреческий скульптор Пракситель, он работал в IV веке до нашей эры, и его Афродита Книдская является первым изображением обнаженного женского тела. Эта статуя была очень знаменита, известно огромное количество ее повторений. Уже на этом образе можно видеть, что понятия любви, олицетворенной в богине Афродите, и красоты слиты в античном образе, в классическом, идеальном образе воедино.

Наверное, самым значимым образом Афродиты во всей мировой истории искусств является знаменитая Афродита, или Венера Милосская. Эта статуя была найдена в 1820-м году на острове Милосе, откуда и получила свое название. Этот образ, который создан во втором веке до нашей эры, эллинистическое время, отличается строгим возвышенным покоем. Она очень интересно представлена. Нижняя часть ее тела, ее бедра задрапированы, и эта драпировка как бы создает некий пьедестал, на котором возвышается фигура женщины. Она полна довольно сложным внутренним движением, все эти повороты ее тела особо подчеркивают жизненность этого образа, а вместе с тем самая постановка фигуры - она возвышает ее над окружающим ее миром. В этом образе есть даже какое-то ощущение недоступности, которое придает, еще в большей мере такую идеальность этому прекрасному образу.

Античное искусство рассматривает любовь в образе богини Афродиты, как приобщение человека к Богу, как некую высшую ценность, как соотносительность человека в любви с мировой космической силой. Аристотель в частности говорит о любви, как об особом состоянии души. Вот это очень сложное соединение какого-то биологического, чувственного начала и духовного начала в любви понимали уже древние греки.

Одним из самых знаменитых образов Афродиты, несомненно, является картина великого итальянца XV - начала XVI века Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». На картине изображен момент, когда на огромной раковине к берегу приплывает Венера. Это молодая прекрасная женщина, изображенная в полный рост, отчасти прикрывая рукой и волосами свое тело, наклонив голову, она впрямую смотрит на зрителя. Ее взгляд полон такой чистоты, такой нежности, такой грусти, такой погруженности в себя, что сама эротическая тема, которая конечно присутствует в любом изображении обнаженного тела, отступает на дальний план. Перед нами, мы могли бы так сказать, явление неземной красоты.

В эпоху Возрождения возник еще один образ Венеры, Венера, возлегающая на ложе. Этот образ был создан великим венецианским художником эпохи Возрождения Джорджоне. Может быть, кому-то из зрителей и памятна знаменитая «Спящая Венера» Джорджоне, которая в далеком 1955 году, почти 50 лет тому назад, показывалась на выставке Дрезденской галереи в нашем музее. В этой картине почти нет никаких атрибутов Венеры: ни цветов, ни бога любви рядом с ней, но женщина, изображенная на ней, показана спящей. Изображена она на фоне пейзажа, отличающегося какой-то особой умиротворенностью. Удивительная музыкальная гармония царит в этой картине. Поразительно сочетание, безусловно, присутствующего чувственного начала и возвышенного целомудрия в этом образе. Прелесть чистоты и есть главное содержание этой картины. И снова художник Возрождения вслед за древнегреческим мастером подчеркивает главную тему этих образов богинь любви. Женщина - божественное творение. Обнаженная натура в этом контексте становится высшей формой живописи. Более того, это и форма такого идеального человеческого существования. Близка по мотиву картина Джорджоне «Венера Урбинская» Тициана. Она близка по мотиву, но далека по замыслу. В ней в позе, подобной спящей Венере, изображена фигура, она была исполнена для герцога Урбинского, отсюда ее название. В ней царит другое настроение. Но, прежде всего, мы обращаем внимание на такой повествовательный тон. Женщина изображена в определенном интерьере, у ее ног лежит собачка, знак верности, в ее руках охапка роз. Это знак Венеры. В глубине комнаты две женщины ищут одежду, в которую в дальнейшем может быть одета Венера. Я бы сказала, что и здесь тема любви, как высшей ценности звучит с огромной силой. Но в этой картине есть какая-то особая простота и естественность, какая-то теплота и мягкость. И, вместе с тем, чувственное начало, сравнительно со «Спящей Венерой» Джорджоне, здесь усилено красным цветом дивана, фоном драпировки, на которой изображена центральная фигура. Естественно, что исторически с движением времени менялась эмоциональная структура жизни, менялись представления о многих вещах на свете, в том числе, конечно, и о любви. И, если говорить о каком-то главном направлении и движении, которые характерны не только для темы любви, но для многих других тем, это конечно открытие в искусстве возможности изображения реальной жизни.

Высшие образы в следующей за эпохой Возрождения эпохе XVII столетия создали два самых великих ее художника фламандец Рубенс и голландец Рембрандт. Картина Рубенса «Вирсавия» - это библейский сюжет о царе Давиде, который увидел прекрасную Вирсавию, жену своего полководца Урия, он воспылал к ней любовью и, в конце концов, он погубил ее мужа и женился на ней. В картине Рубенса изображена прекрасная, царственной красоты молодая женщина, оживленная, полная каких-то необыкновенных, вот таких рубенсовских живительных сил. В этом полотне с необыкновенной силой проявилась та диалектика, как мы бы сейчас сказали, которой владел Рубенс. Это картина просто апофеоз телесности и вместе с тем та жизненная сила, которой напоена картина, они поднимают ее на высоту опять-таки идеального образа. Вот это сочетание телесности и идеала, причем телесности в самом, высоком, сильном и мощном его проявлении, это особенность и тайна искусства Рубенса.

XVIII столетие знаменует собой кризис мифологии и любви, как впрочем кризис, воплощенный в мифологической тематике, возвышенный эрос, который был свойственен искусству до этого времени, теряет свое содержание. Картины, написанные на тему мифологии, все более приобретают эротическое содержание. В картине Буше «Спящая Венера» главная тема это сексуальная привлекательность изображенной им прелестной молодой женщины. Но вместе с тем ее обнаженность воспринимается, как некое естественное состояние натуры, красота женщин Буше сохраняет это представление о любви и о красоте, как о части вселенской силы.

Обрыв с этими представлениями знаменует творчество Гойи, великого испанца XVIII столетия, но который около двух десятилетий работал и в XIX веке. Всемирной известностью пользуются две его картины. «Маха обнаженная» и «Маха одетая».

Очень много сил было потрачено в попытках персонифицировать эту модель, совершенно очевидно, что и на той, и на другой картине изображена одна и та же женщина. В ней видели герцогиню Альбу, возлюбленную Гойи. Но в документах начала XIX века они назывались Венерами. Их называли также цыганками. Их называли Венеры-цыганки. Но, наверное, самое правильное название этих картин то, под которым они известны в литературе «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Маха - это название девушки из простонародья, с улицы, из низов. И именно такова та модель, которая изображена в этих двух картинах. Гойя неоднократно привлекался инквизицией за необычность своих картин. После его смерти эти картины были признаны возмутительными и непристойными.

Показывались эти картины нередко вместе, только не одна рядом с другой, как они демонстрируются сейчас в музее Прадо в Мадриде, а одна за другой. Они прятались в некотором ящике, и существовал определенный механизм, который сначала показывал одетую маху, а затем проворачивался, и показывалась вторая картина - «Маха обнаженная». Конечно, это была игра, но это только означало, что остроту прелести и обнаженности в этих мотивах уже ощущали без сомнения и сами заказчики. Надо признать, что ничего подобного вот этим изображениям в предшествующем мировом искусстве никогда ранее не было. Какой бы то ни был налет идеальности полностью снят с образа «Обнаженной махи». В ней осталась некоторая миловидность, несомненная, и очень острая привлекательность. Конечно, «Маха обнаженная» должна была поразить современников своим реализмом изображения., Это нагота без всякой аллегории. Она не притворяется ни Венерой, ни какой-то другой античной богиней. Она маха, девушка из народа, скорей всего андалуска, цыганка, она смотрит, смотрит на нас в достаточной мере дерзким взглядом, у нее вызывающие жесты, она грациозна, но она и бесстыдна. Ее привлекательные качества - это ее абсолютная внутренняя свобода. Она показывает свою обнаженность, свою красоту, как свободная женщина. Отсюда возникает не только развенчание возвышенного образа женской обнаженной красоты, но и его возвышение через характер героини, через ее реальные человеческие качества. Дух и приземлен, и возвышен в этом образе. Есть в ней что-то вульгарное, но есть в ней что-то божественное. Глядя на «Маху» Гойи, можно вспомнить слова Дидро: «Между обнаженной и раздетой женщиной целый мир».

Отказ от мифа и аллегории в изображении обнаженного женского тела вслед за Гойей исповедуют практически все художники XIX столетия. Это не значит, что не сохраняется поэтический взгляд на любовь, эрос. Но эти изображения приобретают какой-то другой характер, одним из самых поэтичных образов в этой тематике остается замечательная картина Огюста Ренуара, импрессиониста, картины которого находятся в нашем музее, его «Обнаженная». Нам даже в голову не приходят никакие аллегорические ассоциации, когда мы созерцаем эту прелестную женщину. Это не мифологический, не литературный персонаж. Это современница мастера, обаятельное милое существо с открытым взглядом синих глаз, с пунцовыми губами. Картины Ренуара, который известен, как признанный мастер женской красоты, замечательная живопись. Он, как никто другой, умел писать обнаженное женское тело, пользуясь легкими прозрачными прорисовками, передающими свечение телесной поверхности. И цветовая гамма, в которой написана эта картина, еще более поэтизирует этот образ. Интересно, что второе название этой картины, которое за ней закрепилось, «Жемчужина». Тема красоты обнаженной женщины сохраняется во многих произведениях и конца XIX и в XX веке. Одной из примечательных картин в этой тематике, несомненно, является картина Поля Гогена «Жена короля», эта таитянка изображена в позе Венеры Урбинской. В ее руках красный веер, который есть обозначение ее королевского рода и вместе с тем это знак обольщения. Дерево - это дерево добра и зла. И здесь Гоген намекает как бы на символику потерянного рая. Тем более, что за деревом кроется зловещая фигура животного, олицетворяющего дьявола. Этот образ жены короля, экзотической обнаженной красавицы, он вписывается в ту линию возвышенных женских образов, о которых мы сегодня говорили. Тема любви действительно оказалась вечной. И может быть, здесь уместно вспомнить слова великого Данте, которыми он заканчивает «Божественную комедию»:
Здесь изнемог высоких духов взлет,
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если б колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет Солнце и светило.



По материалам программы «Пятое измерение» от 7 сентября 2004 года.

Материал любезно предоставлен Телеканалом Культура:
http://www.tvkult ura.ru/news.html?id=45052

 
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
 

1.

“Мой ангел, мое все, мое я”

17.05.2011

 

2.

«Мы скажем позже про любовь…»

03.05.2011

 

3.

Союз? Судьба? Любовь

26.04.2011

 

4.

“На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель”

19.04.2011

 

5.

Быть музой короля поп-арта

12.04.2011

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


 
Rambler's Top100