Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ИСТОРИЯ ВЕСТЕРНА: ОТ РЕАЛЬНОСТИ К ВЫМЫСЛУ
 


Америка сделала огромный вклад в мировое кино, с этим мало кто поспорит. Мало того что Соединенным Штатам удалось создать целую индустрию развлечений, основанных на «важнейшем из всех искусств». Именно в этой стране было создано два совершенно новых киножанра, которые завоевали сердца зрителей всей планеты, - мюзикл и вестерн.
Более полувека, до конца шестидесятых годов, вестерн был самым главным жанром Голливуда. Почти столько же лет он уступает по популярности боевикам и романтическим комедиям. Но для многих поклонников вестерн был, есть и будет олицетворением настоящего кино.
В отличие от многих других жанров вестерн - это довольно замкнутая система, в которой набор стереотипов и клише, перемешанный умелыми руками режиссера и актеров, каждый раз дает новое уникальное произведение. Причем набор этот сформировался задолго до того, как появился кинематограф. В семидесятые годы XIX века, когда американская экономика начала бурно развиваться, залечивая раны Гражданской войны, ковбои из южных штатов проделали долгий путь в тысячи миль из Техаса в Калифорнию, где им представилась возможность открыть новые пастбища. Тогда-то и получил популярность образ волка-одиночки, живущего на окраине цивилизации, не владеющего ничем, кроме коня, револьвера и собственных представлений о жизненных ценностях. Был создан миф, отражающий свободный дух нового мира неограниченных возможностей.
Немалую роль в насаждении этого мифа сыграли войны с индейцами, которые федеральные войска вели не один десяток лет. Ковбой стал символом оплота цивилизации, надеждой Америки в борьбе с дикарями. Сюжеты о противоборстве белых и индейцев стали основой множества дешевых романов, которые продавались на ярмарках в каждом городишке. Тогда же началась романтизация образа бандитов с Дикого Запада. Реально существовавшие Джесси Джеймс, Билли Кид, Дикий Билл Хикок стараниями журналистов превращались из отбросов общества в современных Робин Гудов. Молодеческая лихость, с которой они грабили дилижансы и убивали мирное население, постепенно стала казаться не пороком, а достоинством. С годами из подобных историй, газетных статей, дешевых брошюрок и театральных постановок сложился своего рода кодекс жанра, который потом плавно перетек в кинематограф.
Великолепная семеркаДействие вестерна всегда происходит на "фронтире" - границе, разделяющей цивилизацию и варварство. На одной стороне - закон, порядок, общество. На другой - бандиты и дикие индейцы. Временные рамки вестерна тоже ограничены 1865-1890 годами (хотя возможны небольшие отступления в ту или иную сторону). Историки считают, что в 1890 году "фронтир" окончательно исчез, поскольку весь континент к этому моменту был освоен. Символом этого освоения стала железная дорога, которая связала побережья двух океанов. Кроме того, в 1890 году произошла последняя решающая битва между армией США и индейцами, которая положила конец организованному сопротивлению краснокожих. Географические рамки вестерна строго очерчены - к западу от Миссисипи, к северу от Рио-Гранде или за мексиканской границей. Вот, собственно, и все главные законы жанра. При отсутствии какой-либо из перечисленных составляющих фильм перестает быть вестерном в глазах зрителей и критиков.
Джон УэйнПо этим правилам и работали голливудские мастера, начиная с создателей первых вестернов в 1905-1907 годах и заканчивая Джоном Фордом и Энтони Манном - великими мастерами жанра 30-х-50-х годов. Удивительно, ведь с точки зрения сюжета все было более чем просто: парни в белых шляпах стреляли в парней в черных шляпах. Но в эту незамысловатую схему режиссеры ухитрялись привносить романтику, напряжение, психологизм. Джон Уэйн, главный ковбой Голливуда, на протяжении сорока лет был самым популярным американским актером в мире.
Постепенно консервативные ценности вестерна и "мачизм" его героев стали казаться устаревшими в бурно развивающемся либеральном мире. К началу шестидесятых все решили, что жанр безвозвратно уходит в прошлое. Но неожиданно вестерн обрел второе дыхание. В Италии фильмы с Джоном Уэйном по-прежнему были в моде. И тогда местные кинематографисты попробовали наладить собственное производство вестернов, поскольку снимать их оказалось дешевле, чем закупать в Голливуде. В 1964 году вышел фильм "За пригоршню долларов" Серджио Леоне. Невероятная популярность ленты сделала режиссера знаменитостью, а исполнителя главной роли, американца Клинта Иствуда - суперзвездой. К концу десятилетия в Италии производилось более 300 вестернов в год. Многие из этих лент были откровенными поделками, но некоторые, в первую очередь, фильмы Леоне "На несколько долларов больше", "Хороший, плохой, злой" и "Однажды на Диком Западе", оказали огромное влияние на развитие жанра в США.
В отличие от американских фильмов с их консервативными ценностями "спагетти-вестерны" представляли собой гимн цинизму в отношении цивилизации, прогресса, общества и прочих традиционных понятий. В Италии вестерны снимали молодые люди, начитавшиеся Маркса и разочаровавшиеся в окружающем мире. Они создали нового героя, который оставался волком-одиночкой с конем и револьвером, но при этом ему было совершенно наплевать на закон, порядок, власть и мораль. Единственной движущей силой "человека без имени", которого играли Иствуд и его последователи, была жажда наживы. Что ж, если вспомнить реальную историю освоения Дикого Запада, то нужно признать, что итальянцы были близки к истине.
Под влиянием "спагетти-вестернов" и американцы стали снимать картины не о романтических героях без страха и упрека, а о вполне земных людях, среди которых благородных героев было меньше, чем грубых немытых мужиков, готовых пристрелить собеседника, невзирая на его шерифскую звезду.
Дикая шайкаТакими предстают перед нами герои вестернов, снятых за последние тридцать лет. Их немного, но это и хорошо: с исчезновением конвейера по производству «белых шляп» появилось больше действительно хороших картин. Законодателем мод в жанре остается Клинт Иствуд, который в качестве режиссера снял несколько мрачных, полных насилия картин о Диком Западе. В последней из них - "Непрощенном", получившем в 1992 году три премии "Оскар", - Иствуд попытался сорвать маски со старых героев, возвращая историческую правду об освоении "фронтира" на экраны. И все-таки традиция берет реванш. В тоске по прошлому режиссеры нет-нет да и пытаются вернуться к опыту старого Голливуда. Типичный пример такого кино – недавний фильм «Быстрый и мертвый», где все четко поделено на черное и белое, где есть злодей и есть герой. Пусть этот герой – женщина, да еще и в исполнении Шэрон Стоун (дань феминизму). Но в остальном - в этом фильме можно найти все те же приемы, что использовались в вестернах пятьдесят лет назад.
Оправданны ли такие реверансы в сторону традиции? Не изжили ли себя старые схемы? Очевидно, оба вида вестерна – классический и «реалистичный» – имеют право на существование. Людям нужно время от времени погружаться в сказку. Пусть даже в такую, где стреляют из револьверов и размахивают лассо.


10 ВЕСТЕРНОВ, КОТОРЫЕ СТАЛИ КЛАССИКОЙ:
1.«Дилижанс», режиссер Джон Форд, 1939.
2.«Человек, который застрелил Либерти Вэленса», режиссер Джон Форд, 1962.
3.«Ровно в полдень», режиссер Фред Зиннеманн, 1952.
4.«Великолепная семерка», режиссер Джон Стерджес, 1960.
5.«Хороший, плохой, злой», режиссер Серджио Леоне, 1966.
6.«Дикая шайка», режиссер Сэм Пэкинпа, 1969.
7.«Однажды на Диком Западе», режиссер Серджио Леоне, 1969.
8.«Всадник высоких равнин», режиссер Клинт Иствуд, 1972.
9.«Непрощенный», режиссер Клинт Иствуд, 1992.
10.«Молодые стрелки», режиссер Кристофер Кейн, 1988.

Сергей ВЕРЕЙКИН.


Пожал уйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100