Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ПЕСНИ КОЗЛОВ И ПОДВЫПИВШИХ ГУЛЯК...
 


Древние греки любили выпить. Но не так пить, чтобы подраться или забыться. Нет. Вино было необходимым атрибутом праздника и веселья. Когда винные пары ударяли в голову, все беды вроде бы отступали, каждый мог сбросить бремя повседневных обязанностей и предаться безудержному веселью. Будучи людьми весьма религиозными, с их языческой точки зрения, разумеется, они не могли оставить эту сторону своей жизни без присмотра кого-нибудь из богов. Надо сказать, что божества у них существовали, что называется, на все случаи жизни, был свой покровитель у врачей, у мореплавателей, был свой и у воров, и вот теперь, примерно в VIII-VII веках до нашей эры, поселяне на юге Фракии почувствовали острую необходимость в покровителе виноделия и всех связанных с ним радостей жизни.
Повод, конечно, был нестандартный. Разумеется, простому божеству контролировать пьяные забавы было не под силу, нужно было что-то эдакое, и оно появилось. Родившийся во Фракии культ бога Диониса вскоре распространился по всей Греции и сделал совсем еще молодого юношу, разъезжающего по лесу с посохом, обвитым виноградной лозой, в сопровождении козлоногих сатиров, одним из самых почитаемых божеств в древней Элладе. Мало того, со временем он потеснил даже такого признанного и утонченного покровителя искусств, как Аполлон.
Пришлось даже запечатлеть обоих богов как равных в храме Аполлона в Дельфах, где с одной стороны изображен стреловержец Феб в сопровождении муз, а с другой –Дионис с неистовыми вакханками. Теперь искусства стали делить на высокие, аполлонические, прекрасные и гармоничные, но словно бы застывшие и неподвижные, и на дионисийские, вечно изменяющиеся, как заплетающийся язык пьяного или его неровная походка. Диониса совершенно не смущало, что его творчество не называли «высоким», в компании верных друзей он продолжал победное шествие по залитым солнцем просторам древней и прекрасной Греции и учил людей наслаждаться каждой минутой жизни.

Умных не рождают из бедра
Как-то раз отцу всех смертных и бессмертных Зевсу предсказали, что от богини мудрости у него родится сын, который его свергнет, и дочь, которая превзойдет многих в своем разуме и славе. Зевсу, естественно, ничего другого не оставалось, как проглотить будущую мать своих детей. Чего не сделаешь ради всеобщего блага и для поддержания раз и навсегда установленного порядка. Однако через некоторое время он почувствовал сильнейшую головную боль. Когда бог-кузнец Гефест раскроил Громовержцу голову молотом, оттуда вылетела прекрасная дева Афина-Паллада, богиня-воительница, в полном вооружении и с совой, символом мудрости, на плече.
Зевс вообще многих своих детей «породил» самостоятельно. И если мудрая дева Афина вышла из его головы, то Дионис…
А впрочем, было это так. Семела, простая смертная женщина, приметная разве что только своей несравненной красотой, на которую так падки бессмертные боги, стала очередной жертвой ревности законной жены владыки. Гера убедила ее в качестве желания, которое Зевс поклялся исполнить, потребовать, чтобы Громовержец явился к ней в своем истинном «олимпийском» облике. Ни одному смертному не под силу было вынести зрелища Зевса во всем его величии, мечущего громы и молнии. Не выдержала этого испытания и Семела, но перед смертью родила слабого, недоношенного сына. Чтобы защитить своего хлипкого отпрыска от вероятных дальнейших козней мачехи, Зевс зашил новорожденного Диониса себе в бедро и сам его доносил.
Так что рожденный под громы и молнии, выношенный отцом и родившийся вторично из бедра… Гхм! рожденный из чресел отца, можно сказать, он был отдан на воспитание сатирам, где и вырос в лесах в окружении своих козлоногих друзей, очень много внимания уделявших всем подробностям жизни, которые хранятся «в чреслах», а уж Дионису этого было не избежать по самому факту рождения из чресел любвеобильного олимпийца.

Песни козлов
Едва появившись на свет, Дионис уже настрадался от коварства Геры, да и потом его жизнь в лесах едва ли можно было назвать вполне благополучной. Существуют легенды о том, как Диониса разорвала медведица и он попал в царство Аида, в другой раз его похитили, и он тоже едва выжил. Вместе с Аидом и Персефоной он относится к так называемым «хтоническим» богам, богам подземного царства, объединяющим в себе жизнь и смерть, знающим тайны подземного, потустороннего мира. Дионис - олицетворение силы природы, умирающий и воскресающий бог, такой же как Осирис в Египте или Митра в Персии, но выгодно отличающийся от обоих своим жизнелюбием.
Каждый раз смерть Диониса исступленно оплакивают его верные спутники – сатиры – лесные божества с козлиными копытами и хвостами, рогатые и бородатые уродцы, веселые и искренне преданные своему предводителю. И если учесть, что «трагос» – по-гречески означает «козел», а «одэ» – песнь, то вот как раз те скорбные песни, которые пели козлы-сатиры над своим умирающим богом, стали началом того жанра, который мы сегодня привычно называем «трагедией».
Зато когда Дионису приходило время воскреснуть, те же козлы с неистовством предавались восторгу по этому поводу. Вино лилось рекой, пьяные, они были безудержны в своем ликовании, вакханки – преданные последовательницы культа Диониса-Вакха составляли им достойную компанию. Празднование возвращения любимого божества обязательно сопровождалось бурной оргией, символизировавшей всю мощь животворящих сил природы.
Огромные толпы подвыпивших гуляк вперемешку с сатирами и вакханками ходили по деревням, стучали в двери домов, распевали непристойные песни, отпускали грубые шутки, цеплялись к прохожим. «Комос» – называли греки эту толпу. «Одэ» – называли они то, что толпа распевала. Сложив эти понятия вместе, поклонники древнего культа получили слово «комедия» для обозначения празднеств в честь воскресшего Диониса.

Рождение театра
Древние не сомневались в том, что Дионис бродит по лесам Эллады в сопровождении своего старого учителя, вечно пьяного Силена и верных сатиров. Вот только встретить его было проблематично.
А раз уж не удавалось отпраздновать все печальные и счастливые перипетии в жизни Вакха с его непосредственным участием, служители культа решили разыгрывать сцены из его биографии самостоятельно.
Мужчины надевали козлиные шкуры и мазали себе лица винной гущей – импровизированный хор сатиров изображал свиту Диониса. Корифей этого хора, иными словами - запевала, рассказывал о том, что пришлось пережить богу. В диалоге с ним выступал актер, этого бога изображавший. Перед началом представления все собирались у алтаря, чтобы принести козла в жертву своему покровителю. Далее начинался рассказ актера, комментарии корифея и стенания хора.
Представления комедии предварялись фаллическими шествиями. Сатиры и вакханки гордо выступали, неся огромный фаллос и распевая так называемые «фаллические песни», содержание которых вряд ли оставляет у кого-либо сомнения. Далее, так же как и в случае с трагедией, следовало жертвоприношение. Если сначала комические сценки целиком строились на импровизации острословов, со временем отпускаемые ими шутки и сальности начали складываться в некое подобие сценария. Также необходимым для комического актера стал и специальный костюм – телесные трико, короткий плащ и огромный детородный орган. С точки зрения древних греков все это выглядело ну очень смешно!
Постепенно усложнялось исполнительское искусство, увеличивалось и количество зрителей. Уже невозможно было уместить всех участников представления и желающих это представление посмотреть на одной лесной поляне: требовалось пространство. Так появилась круглая площадка – орхестра (от глагола «орхестрайо» – танцевать) с алтарем посередине. После традиционного жертвоприношения на ступеньку алтаря становился флейтист, а действующие лица размещались по кругу.

Прошло время, и орхестры стали строить у склонов холма, чтобы амфитеатром располагать многочисленных поклонников драматического искусства, появилась скена, где хранили декорации и инвентарь, усовершенствовалось мастерство актеров, строители театров досконально изучили все секреты акустики, а фантазия художников и портных создала великолепные костюмы и маски. В V в. до нашей эры три великих трагика и один комедиограф золотыми буквами навсегда вписали древнегреческую драматургию в историю мирового театра. Но все это произошло позже, а тогда, за два века до «классического периода», в густых лесах Фракии родилась чудесная легенда о вечно прекрасном боге, о веселом и немного хмельном покровителе шаманского дара перевоплощения, о Дионисе, самим фактом своего рождения подарившем нам одно из самых замечательных искусств.

Зара МИГРАНЯН.


Пожал уйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100