Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ГИММИК – ЗАБЫТОЕ СЛОВО В КИНО
 


Среди всего многообразия терминов современного кинематографа вы вряд ли встретите один, очень популярный в 50-60-е годы – «шоуменство» (showmanship) или «гиммик» (gimmick). На сленге «гиммик» означает трюк, приспособление, уловка. Полвека назад, когда казалось, что кино исчерпало все свои возможности, некоторые продюсеры пробовали новые методы воздействия на зрителя, новые «крючки» для завлечения людей в кинозалы.

Первый известный пример такого крючка, или гиммика, – картина «Мама и папа» (Mom And Dad), снятая в далеком 1947 году. Тогда по всей Америке ходили слухи о новом, крайне непристойном фильме с невинным названием, который, тем не менее, шел в открытом прокате. С точки зрения современного зрителя, ничего особенного в этом фильме не было: просто там впервые в документальном стиле была показана сцена родов и, соответственно, на экране присутствовала полностью обнаженная женщина. Мужская часть аудитории не обращала внимания на процесс рождения ребенка, сосредоточившись на голой женской фигуре.

Режиссер Крогер Бэбб за несколько дней до выхода картины инспирировал серию заказных статей в прессе, в которых разгневанные домохозяйки требовали убрать с экрана непотребных «Маму и папу». Тем самым успех фильму был обеспечен. Но мало того, Бэбб настоял, чтобы на его фильм зрителей пускали по половому принципу: женщин – днем, мужчин – вечером. Вдобавок посреди сеанса в зале отключалась вентиляция и пускался безвредный, но очень вонючий газ. Когда кто-нибудь из зрителей не выдерживал и выходил вон, у дверей кинотеатра его уже поджидали машина скорой помощи и фотографы. На следующий день в газетах появлялись снимки очередного разгневанного пуританина, которого фильм якобы привел в состояние шока.

У.Кастлсамым известным мастером гиммиков был режиссер и продюсер Уильям Кастл, получивший прозвище «Хичкок для бедных».

Первым известным фильмом Кастла был «Макабр» (Macabre, 1958). Сама по себе картина не была чем-то особенным – очередной дешевый «черный» триллер, снятый за девять дней и 90 тысяч долларов. Но Кастл придумал гениальный ход: он заключил договор с всемирно известным агентством Ллойда, застраховав каждого зрителя на тысячу долларов на случай смерти от ужаса. Копии страхового соглашения были помещены на афиши, а у каждого кинотеатра, где шел фильм, дежурили женщины в халатах медсестер.

МакабрВ итоге «Макабр» стал хитом №1 – потому что каждому хотелось увидеть собственными глазами, как во время сеанса какой-нибудь ненормальный умрет от страха, и его наследники получат 1000 долларов.

Уильям Кастл также участвовал в рекламной кампании фильма: он собственной персоной появлялся у кинотеатра в катафалке и эффектно выпрыгивал из гроба на глазах у зрителей. Все это принесло ему и его фильму неслыханную популярность.
На заработанные деньги Кастл смог в том же 1958 году снять еще один фильм - «Дом на холме призраков» (The House Of Haunted Hill), с настоящей кинозвездой Винсентом Прайсом. Фильм стал классикой жанра «хоррор» и известен современному зрителю благодаря недавнему римейку.

На зрителях этой картины Кастл отработал свой следующий гиммик, который он назвал «Эмерго». Возле экрана устанавливался черный ящик. В определенный момент фильма крышка открывалась, и из ящика вылезал трехметровый пластмассовый скелет, подсвеченный прожекторами, который на специальных тросах пролетал через весь зал. Равнодушным в зале не оставался никто.

Следующим «шедевром» Уильяма Кастла был «Тинглер» (The Tingler, 1959). «Tingle» по-английски – трепет, дрожь, зуд. Авторы фильма предположили, что в позвоночнике каждого человека живет кровожадный тинглер (существо, похожее на краба), который пробуждается, если его носитель испуган. Чтобы уничтожить тинглера, нужно громко закричать.

По сюжету фильма тинглер появлялся в кинотеатре и убивал механика. Во время настоящих сеансов по громкой связи зрителям объявляли: «Внимание! Тинглер вырвался на свободу! Кричите! Пожалуйста, кричите, если вам дорога жизнь!». Кроме пресловутого тинглера зрителей поджидал другой сюрприз, который Кастл называл «Персепто». В каждое кресло в зале был вмонтирован маломощный электрошокер. То один, то другой зритель, почувствовавший странный зуд, вскакивал, озираясь в поисках зловещего тинглера.

Через год Кастл снял новый стереоскопический фильм «13 призраков» (13 Ghosts, 1960). И опять зрителей поджидал гиммик. Всем раздавались специальные насадки на стереоскопические очки. Посмотрев через них под определенным углом, можно было увидеть привидения. Некоторых это впечатляло.

Между прочим, Альфред Хичкок взял на заметку приемы Уильяма Кастла и в 1960 году на афишах фильма «Психо» (Psycho) написал: «После начала сеанса вход в зрительный зал запрещен!» Кастл не остался в долгу и через год снял вариацию на тему «Психо» под названием «Убийство» (Homicidal, 1961). Это первый фильм в истории кино, в котором был так называемый «перерыв на испуг». За две минуты до конца сеанса экран темнел и голос Кастла объявлял перерыв. Если зритель был слишком напуган, он мог покинуть зал, ступая по светящемуся следу. На него направлялись прожектора, а Кастл кричал: «Смотрите, это трус!». К человеку подбегала медсестра, которая на глазах у всех замеряла у него давление и отводила в специальный «Угол труса», где бедняге возвращались деньги за билет.

Зрители фильма «Мистер Сардоникус» (Mr.Sardonicus, 1961) стали жертвами нового гиммика Уильяма Кастла. Аудитории раздавались светящиеся изображения человеческого кулака с оттянутым большим пальцем. Теперь зрители могли, подобно древним римлянам, голосовать, решая судьбу главного злодея фильма. Естественно, большинство всегда выбирало смерть для негодяя. Собственно, других вариантов и не было – хитрый Кастл снял только одну версию окончания фильма.

После этого талантливый мистификатор создал еще несколько картин, но ни одна из них не сравнилась по популярности с его прошлыми работами. Чего только не придумывал Кастл ради привлечения народа: приглашал всех после сеанса на обед с кинозвездой Джоан Кроуфорд, оснащал зрительские кресла ремнями безопасности («чтобы во время просмотра никто не свалился на пол от ужаса»)…

Но время шоуменства в кино прошло. За последние сорок лет никому не удалось придумать трюк, который бы привлек зрителей в зал, подобно безумным гиммикам Уильяма Кастла.

Сергей ВЕРЕЙКИН


 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100