Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

ВЫПУСКНИКИ О ФИЗТЕХЕ. ГЕОРГИЙ ГУРИЯ: "В ФИЗТЕХЕ УЧАТ УПИРАТЬСЯ!"
 Георгий Теодорович Гурия,
кандидат физико-математических наук,
выпускник МФТИ 1980 г.


Георгий Теодорович, какой факультет Вы закончили?
Факультет молекулярно-химической физики, при котором была кафедра молекулярной биофизики. Потом еще три года учился в аспирантуре.

Что привело Вас именно в этот вуз?
- Прочитал объявление в газете "Известия" от 28 июня 1974 года, в котором было опубликовано постановление партии и правительства "О развитии молекулярной биологии". Я спрашиваю: "Где это? В физтехе есть?" Мне говорят: "Есть". Приезжаю в физтех. Сначала пришел на факультет общей и прикладной физики. Мне говорят: "Это не у нас. У нас только ткани и органы, а тут речь о молекулах и атомах. Идите на другой факультет". Прихожу на факультет молекулярной и химической физики. "У вас?" - "У нас", - говорят, и я подаю документы. Это сейчас, наверно, нелепо звучит, скажете, надо же быть таким идиотом. Но тогда мы на жизнь смотрели проще: сказали надо - значит, надо.

Так почему Вы пошли именно в МФТИ? В чем его особенность по сравнению, скажем, с соответствующим факультетом МГУ?
По молодости я разницы не знал. Ясно было одно: в МГУ вступительное сочинение я не смогу написать так, как того требуют. А это был базовый тест на общекультурную пригодность к дальнейшему обучению. Знаете, в армии всех, кого берут в гвардию, очень тщательно проверяют в различных отношениях, в том числе и с точки зрения внешней представительности. Думаю, вы помните как М.Шолохов в «Тихом Доне» описывает сцену отбора казаков в гвардию. Григория Мелехова не взяли: «уж больно безобразен на рожу». Ведь есть морская пехота, а есть Кремлевский полк. Где выправка лучше, где ряды стройнее – надеюсь не надо объяснять. МГУ- это элитный вуз, где готовят специалистов с широким кругозором и общекультурным взглядом на мир, в котором мы живем. Эта подготовка не сводится к обучению конкретным, узким дисциплинам, связанным с современной техникой и текущей злобой дня. Что касается МФТИ, то здешнее обучение кажется мне не столь академичным, но более конкретным. Оно на старших курсах во многом диктуется не педагогическими или дидактическими соображениями, а обстоятельствами, в которых студент оказывается на базе, т.е. в той научной лаборатории, где трудится его шеф. При этом окружающих особенно не интересует, готов он или не готов к конкретной работе с точки зрения научной подкованности. Он, как и все окружающие, просто «пашет». Ведь должен быть кто-то, кто захватит «плацдарм на правом берегу Днепра» и будет его удерживать. Какое у него образование, где и как его учили – дело второстепенное. Упираться надо. Все воюют, и ты со всеми.

Значит, в физтехе учат «упираться»? Интересно, каким образом?
По легенде, самым что ни на есть старым дедовским способом – кидают как можно раньше в воду и смотрят, выплывешь или нет. В университете не практикуется насилие над личностью. Обучение не ставит целью запрограммировать людей настолько, чтобы они в любой момент были готовы к решению внезапно возникшей проблемы, чтобы они могли, «как Александр Матросов, сначала закидать вражеский дот гранатами, а потом кинуться грудью на амбразуру». Принципы подготовки квалифицированных специалистов иные. Университет ориентирован на подготовку элиты, людей, которые знают, как работать и как отдыхать, как правильно повязать галстук, как нужно и как не нужно себя вести… В этом смысле в физтехе к студентам требований меньше. Поэтому и поступить, на мой взгляд, легче: надо знать физику и математику и уметь соображать. А народ в физтехе разный. Со стороны студенты многим кажутся порой не очень воспитанными людьми, но ведь у них и задачи совсем другие - выжить и уцелеть! Им всегда надо в срок что-то успеть сделать, что-то «родить» - иначе выгонят. Это вопрос «жизни и смерти».

Что способствует решению таких проблем? Есть ли какой-то рецепт?
В некотором смысле, у каждого своя планида. Но в народе не зря говорят: необходимость - мать изобретательности. Рост и развитие часто, если не всегда, идут на грани какого-то риска. Кроме того, надо иметь в виду особенность любой поисковой деятельности - это практически постоянное чувство дискомфорта. Человек пробует - у него не получается, еще раз пробует - еще раз не получается. И чем сложнее задача, которую он перед собой поставил, тем дольше он испытывает неудовольствие от осознания своего бессилия. Поэтому люди, которые длительное время занимаются наукой, по крайней мере, те из них, которые не хотят, чтобы их характер окончательно испортился, ищут себе какую-то отдушину. Обычно это деятельность, которая заведомо приносит им удовольствие, где они что-либо делают - и у них всегда получается. Это может быть музицирование, как у Эйнштейна и Макса Планка, может быть преподавание. В последнем случае вам совершенно точно известно, что нужная формула прочно сидит в голове, и ее всегда можно воспроизвести, при любых обстоятельствах. Для многих ученых преподавание как раз то самое, что у них всегда получается, что приносит им удовлетворение.

А что для Вас значит преподавание?
Моя преподавательская деятельность идет параллельно с исследовательской. Мне как-то не удается всегда рассказывать студентам только то, что в конечном счете оказалось бы правильным. Куда интересней показать, как ты вместе со всеми заблуждался! При этом придумывать ничего не приходится - в каком-то смысле, весь путь ученого пролегает «от ложного знания к истинному незнанию». Кстати, мои студенты частенько подлавливают меня, иногда даже в формулах. В Физтехе принято студентов старших курсов считать полноправными коллегами, только младшими по возрасту. И у нас идет работа на равных. С моей стороны было бы некорректно давать студентам задачи, на которые мне самому заранее известны ответы. То, что известно, - ничему не учит. По крайней мере, не научит так, как собственный опыт. Суть же нашей работы в том, чтобы попробовать решить еще никем не решенное. И студенты меня порой удивляют. Кто-то справится первым, - молодец. В следующий раз кто-то другой его опередит. Так вот и работаем.

Каким образом в физтехе теория совмещается с практикой?
Есть один принцип обучения, на котором всегда все строилось: сапожника должен учить сапожник. Т.е. если кто-то занимается лазерами с целью технической резки металла, то он и должен обучать студента данной специальности. С этой целью сначала - в течение трех лет - студента необходимо хорошенько нафаршировать знаниями и навыками, после чего, попав в естественную среду, он должен расти и развиваться самостоятельно. Так что все студенты Физтеха плотно учатся три года. Потом, на старших курсах, они лишь часть времени проводят в институте, скажем, два дня, а оставшиеся дни недели - на «базе», там, где занимаются предметом их непосредственной научной специализации. По такой системе учился и я.

Ваша лаборатория – это тоже «базовая кафедра», и сюда на занятия приезжает группа студентов. От чего зависит число студентов в такой «базовой» группе?
В Физтехе стараются избегать избытка: готовят ровно столько специалистов, сколько нужно. Как правило, один-два в год по каждому из узких научных направлений. При этом заранее более-менее известно, какая область сегодня развивается и где потребуются кадры. Поэтому переизбытка как-то не наблюдается. Скорее, бывает дефицит.

А может получиться так, что к моменту окончания института специалист такого узкого профиля уже не будет востребован? Что тогда делать? Где искать себе применение?
Как правило, этого не бывает. Но вообще, выпускники МФТИ находят работу в самых невероятных местах, в разных областях и в разных странах. Ходит даже слух, что ректор получил правительственное письмо, где спрашивают: что это за дела такие, почему 15% людей уезжает? Сейчас все говорят, что это просто поправить: «хуже будем учить – меньше будут уезжать».

А что касается диплома?
А в чем проблема? Диплом Физтеха котируется везде. Так же, как диплом Московской консерватории. Возможно, это не случайное совпадение. Посмотрите, сегодня нет ни одного оркестра мирового масштаба и значения, где не было бы выпускника Московской консерватории. То же самое можно сказать о научных лабораториях в странах Запада и Востока и выпускниках Физтеха.

И куда в основном уезжают наши специалисты?
Легче сказать, куда не уезжают. В разные места. Среди выходцев из нашей лаборатории, например, кто-то работает в Германии, кто-то – в Канаде, многие, конечно, - в США. В целом, наши студенты востребованы везде. Те, кто остался в России, продолжают работать в Институте химической физики, кто-то остался в моей лаборатории. Кто-то подает заявки на участие в конкурсе Российского Фонда фундаментальных исследований. Как раз сегодня я получил уведомление, что заявка нашего студента Алексея Чуличкова одобрена. Значит, от Фонда будет какая-то материальная помощь.

А как вообще с финансовым вопросом в Физтехе?
Сложные вопросы Вы мне задаете. Думаю, Вам надо поговорить с представителями ректората. Что я могу сказать… Наши студенты получать повышенную стипендию. Так что на транспорт и сигареты хватает. Конечно, когда мы учились, с деньгами было проще. Зато теперь – «мир открыт». Можно ехать куда угодно. Причем не просто ехать “за границу”, а в передовые научные центры, и еще получать там стипендию в размере, например, 19,5 тыс. $ в год, как мой студент Сергей Шевкопляс. Это при том что в Штатах сейчас самыми оплачиваемыми считаются профессии адвокатов и врачей, т.е. тех, в ком больше всего нуждаются бизнесмены. Далее идут инженеры крупных производств, а ученые – в конце списка.

Кому бы Вы посоветовали поступать в Физтех?
В первую очередь тем, кто чувствует в себе поисковый «базовый инстинкт». Потому что эта категория людей - особая. Они способны удивляться, т.е. они могут отыскать неясности там, где они действительно есть, когда другие этого не замечают. Такие люди нужны именно в науке. Есть ведь масса работ, где этого не требуется. Например, на механическом прессе: берете лист металла, кладете на конвейер и получаете готовую деталь, лист металла – конвейер – деталь…. Еще Генри Форд говорил, что 43% нанимаемых на завод работников требуется обучать в течение одного дня, а 36% - в течение восьми дней. Достаточно, что у них есть глаза, руки и ноги. А дальше – дело техники: на входе – груда руды, на выходе – автомобили. Чем не муравейник: есть одна матка, а все остальные – рабочие муравьи. Поисковый же инстинкт – это первый знак того, что в Физтехе человек найдет себе верную сферу применения. Так что всех следопытов по природе - милости просим к нам!

Беседовала Алла МИТРОФАНОВА


 
 

1.

Время собирать кадры

25.06.2006

 

2.

МФТИ. КРАТКАЯ СПРАВКА.

10.05.2001

 

3.

ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР МФТИ КОНДРАНИН Т.В.:"САМЫЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВУЗ".

10.05.2001

4.

ВЫПУСКНИКИ О ФИЗТЕХЕ. ГЕОРГИЙ ГУРИЯ: "В ФИЗТЕХЕ УЧАТ УПИРАТЬСЯ!"

10.05.2001

 

5.

СТУДЕНТЫ О ФИЗТЕХЕ: РАХМАНИНОВ, ГЕОМЕТРИЯ И ДРУГИЕ…

10.05.2001

 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100