Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

АНДРЕЙ СИЛАНТЬЕВ: КАКОВО БЫТЬ ПЕРВЫМ, ИЛИ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ PR.
 


Декан факультета МЖ Андрей СилантьевАндрей Владимирович Силантьев – личность на факультете журналистики МГИМО во многом легендарная. В том числе и потому, что возможность лицом к лицу пообщаться с деканом студенту выпадает не так часто. Но вот наконец удалось провести с главным человеком на факультете «лишних» полтора часа – он согласился стать гостем нашего Клуба МЖ.

Ну очень короткая биография

По сложившейся в Клубе традиции Ярослав Львович Скворцов попросил героя встречи сказать пару слов о том, как он «дошел до жизни такой». Наш декан был на редкость лаконичен. Окончил ныне возглавляемый им факультет в 1981 году, кандидат исторических наук, работал в отделе информации МИДа, с 92 по 93 год занимал пост пресс-секретаря правительства РФ, после чего ушел в сферу частного бизнеса, занимался PRом МосБизнесБанка, преподавал в МГИМО, участвовал в организации крупных международных форумов, ныне занимает сразу два кресла - декана факультета МЖ и, по совместительству, заведующего кафедрой международной журналистики.
Вот и все, что поведал о себе Андрей Силантьев.

Каково быть первопроходцем?

Нес колько «ошарашенные» столь стремительным началом, студенты немного растерялись и не сразу вспомнили, о чем же они хотели спросить гостя. Поэтому Ярославу Львовичу пришлось взять всю инициативу на себя и задать первый вопрос: «Каково было быть первопроходцем?». Ведь карьера Андрея Владимировича как специалиста по связям с общественностью начиналась в советские времена, когда у нас в стране еще не существовало даже такого понятия, как PR.

Зато существовало другое понятие – партийная пропаганда, и воздействие ее на умы и сердца советских граждан было поистине беспрецедентным: 99% - явка населения на избирательные участки, единогласное голосование за единственного кандидата от КПСС. Андрей Владимирович полагает, что ему очень повезло: работая в МИДе, он принимал непосредственное участие в создании имиджа «СССР нового вида» за рубежом, имел возможность напрямую общаться с западными журналистами (вещь по тем временам неслыханная) и наблюдать, как это происходит «у них», чтобы затем в той или иной форме применить чужой опыт к нашим условиям.

По мнению Силантьева, самым сложным было убедить воспитанных на советских стереотипах начальников в необходимости общения с журналистами – ведь именно он был первым пресс-секретарем, допустившим представителей СМИ на заседание правительства. У многих его непосредственных участников это не могло не вызвать большого беспокойства, плавно переходившего в легкую панику. «А если они что-нибудь не то напишут?» - спрашивали они. «Напишут – расстреляем», - «успокаивал» их Андрей Владимирович.


Пр офессия PR: что же это такое?

Принципиальное различие между PRом и рекламой заключается в том, что в то время как люди, занимающиеся рекламой, работают преимущественно со средним уровнем сотрудников и клиентов, специалисты по PRу вынуждены общаться непосредственно с руководством – занятие нервное, трудоемкое, да к тому же неблагодарное. Одна из основных трудностей, на преодоление которой приходится затратить немало усилий, – «достучаться» до «сильных мира сего». «Аппаратная работа, - объясняет Андрей Владимирович, - это целая наука». Здесь нужно владеть определенными приемами, позволяющими получить почти беспрепятственный доступ к начальству. "Этому вы научитесь со временем", - обнадежил нас декан.


Профессия PR: от творчества к возможностям

Мы попросили Андрея Владимировича с высоты своего внушительного «связистского» опыта поделиться наблюдениями, как за последнее время изменился момент «creativity», так сказать, творческий аспект PRа. Наш гость ответил, что однозначной оценки дать не может – все зависит от обстоятельств, ситуации, а также специализации: политический ли это PR , где нужно «утопить» конкурента, или PR в сфере бизнеса, где ко дну никого пускать не надо, а нужно «выплывать» самим, или работа в пресс-службе, нацеленная на информирование и создание имиджа предприятия. Как бы то ни было, необходимо признать, что возможности в последнее время гигантски возросли. Вместе с ними возросла и конкуренция. Для того чтобы ее выдержать, необходимо работать много и качественно. Причем если в журналистике можно «разгильдяйствовать», то в сфере связей с общественностью все должно быть четко, аккуратно и (главное!) в срок.

Профессия PR: о профессионализме

Го сподин Силантьев с расхожим (но задевающим чувства студентов МЖ) мнением, что журналистом или специалистом в PRе может стать любой человек, получивший гуманитарное (и не обязательно) образование, в основном согласен. Более того, он признает, что большинство работающих сегодня в этой сфере людей вовсе не «пиарошники» по профессии, а, например, психологи, продавцы («в хорошем смысле слова») или политики-неудачники (по принципу: у самого не получилось, но советовать горазд). То есть при наличии определенных способностей, умения общаться с людьми и минимума инициативы практически любой может попробовать себя в сфере PR. Но здесь существует определенная тонкость: одно дело – врожденный талант, а совсем другое – приобретенные навыки, без которых – никуда. Наш гость склонен поставить знак равенства между понятием «профессионализм» и понятием «опыт», причем распространить эту формулу на любую сферу деятельности человека. Гармоничное сочетание опыта и профессионализма и дает нам «настоящих» специалистов - врачей, инженеров, бизнесменов и т.д.

Так как на пресс-релиз он потратит 15 минут, а на короткую заметку или анонс «убьет» целый час, себя господин Силантьев причисляет к совершенно никудышным журналистам и к первоклассным «пиарошникам» - это уж с какой стороны посмотреть.


Профессия PR: вопросы нравственности и ее отсутствия

Представление о PRе как об одной из самых безнравственных профессий Андрей Владимирович считает заблуждением – люди, работающие в других сферах СМИ, ничуть не более принципиальны. «Я бы не сказал, что мир PRа более грязный, чем мир журналистики», - заявляет он. И тут же аргументирует свою точку зрения: «Если журналисты не берут, кому же платят «пиарошники»?» Все же следует признать, что «проблема нравственности» в PRе - одна из самых серьезных и злободневных: многочисленные «кодексы чести» - вещь, в общем-то, весьма условная. Самым «страшным» наказанием за его нарушение может стать общественное неодобрение и порицание. И все – никаких реальных санкций нет и быть не может.

Но уж коли известно, что «черный PR» - это хоть и не лицеприятная, но все же реальность, то сам собой возникает справедливый вопрос: нужно ли учить этому студентов? Андрей Владимирович довольно уклончиво ответил, что без черного нет и белого. «Не очень чистый» PR есть везде – как у нас, так и в других странах, например в Америке, где его называют «негативным» - «negative campaign», то есть идея всех «очернить» во имя собственного возвышения вполне интернациональна…


Об образовании заморском и отечественном

Так как Андрей Владимирович Силантьев – декан, следовательно, прежде всего преподаватель, поэтому мы довольно много времени потратили на обсуждение вопросов, связанных с образованием. Наш гость неоднократно пробовал учиться за рубежом (в США, например), но большинство попыток не довел до конца – уж очень странные у них там порядки. Американские студенты имеют по 3-5 пар в неделю (!), посещение – свободное, все образование базируется на безбожно трудоемкой самоподготовке, все тяготы которой нормальному русскому человеку не под силу. Андрей Владимирович тоже не выдержал: «Мне очень интересно, - заявил он им, - но экзамены сдавать не буду – я и так все знаю!». Несмотря на это, декан МЖ признает, что сейчас мы очень много и активно «у них» заимствуем, особенно во всем, что касается PRа - ведь у нас собственных специалистов и методики преподавания этого предмета пока нет. Кстати, наш факультет по праву называют «№1 в PR-образовании» - именно нам была выдана первая лицензия на подготовку специалистов по связям с общественностью. Так что теперь это – «пожизненный» титул.



МЖ – это звучит гордо!

Отвечая на вопрос о причине, побудившей его вернуть нашему любимому факультету название «МЖ», Андрей Владимирович привел неоспоримый аргумент: «Я так захотел». А если серьезно, то эта перемена была обусловлена объективными факторами. В 1989 году смена названия факультета с «МЖ» на «МИ» была вполне оправдана – два возникших в то время новых отделения – PR и международный туризм – никак не хотели именоваться «журналистикой», к тому же сама идея «международной информации» была чрезвычайно популярна. Но через некоторое время отделение МТ «исчерпало себя» и набор студентов на него был прекращен. Не лишенная романтики идея международной коммуникации была признана довольно малоперспективной. К тому же само словосочетание «международная информация» оказалось слишком многозначным: в сознании многих наших сограждан оно ассоциируется с информатикой и компьютерными технологиями, представление же других о том, чему же обучают на факультете информации в институте международных отношений, и вовсе поражает «логичностью» - это разведка, что ж еще! То есть «раскрутить» такой trade-mark, как «МЖ», несравненно проще, чем фактически не поддающийся PR-обработке «МИ». Не исключено, что Андрей Владимирович в этом вопросе был отчасти движим ностальгическим чувством - ведь сам он учился на факультете «эм-жё», и с возвращением старого названия во многом связывает надежды на воссоздание творческой атмосферы. Наш гость признал, что это было особой гордостью – учиться на нашем факультете. Сегодня такой гордости у студентов не наблюдается. Однако не все потеряно – декан заявил, что «пришел сюда сохранить старые традиции»…

На мой взгляд, политика «создания творческой атмосферы и воспитания чувства гордости за свой факультет» уже принесла первые плоды – и в восприимчивых и пылких студенческих сердцах навсегда запечатлелось огненными буквами: «МЖ – это звучит гордо!».

Мария ЗОНОВА


Пожалуйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100