Поиск по сайтуВход для пользователей
Расширенный поискРегистрация   |   Забыли пароль?
Зачем регистрироваться?
ТелепередачаAlma-materКлубКонкурсыФорумFAQ
www.umniki.ru / /
  
  
 

01:00 1 Января 1970 -

  Читать далее

 

МИСТИЧЕСКИЕ, ЦЕЛЕБНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ…
 


Какой аромат вы предпочитаете: цитрусовый (эфирные масла, выжимаемые из цедры), цветочный (один тон, букет, зелень, древесные и фруктовые тона), папоротниковый (букет лесных тонов – лаванды, мха, кумарина и др.), шипр (по названию аромата Франсуа Коти, 1917 г.), древесный (сандал, пачули, кедр и др.), амбровый ("восточные духи") или кожаный (с примесью дыма, табака, сожженного дерева)? Именно такая классификация духов была принята в 50-е годы и остается актуальной сегодня. Бесспорным лидером по ассортименту является, конечно, семейство цветочных запахов. Самыми редкими ароматами – вариации на тему "кожа".

Парфюмерная промышленность сегодня – одна из наиболее развитых и доходных отраслей, которая, к тому же, считается элитной. Для того чтобы удовлетворять запросам все более требовательных клиентов парфюмеры, или, как их еще называют, "носы", постоянно разрабатывают все более изощренные (или утонченные?) сочетания ароматов. Считается, что в XXI веке духи должны будут противостоять изменчивости вкусов, легкой непостоянности моды, не гнаться за ней, а напротив – сдерживать ее пылкие сезонные порывы. Тонкие, изысканные ароматы призваны создавать настроение, навевать воспоминания, пробуждать ассоциации... Интерес к ним со временем не только не ослабевает, напротив, требования становятся все более жесткими. Ведь встречают в современном мире уже не только "по одежке".

Традиция умащивать собственное тело желаемым ароматом сложилась очень давно. Пахучим веществам отдавали должное еще в Древнем Египте. Изобретательные умы, которым выпала честь многое сделать впервые, по достоинству оценили эффект, достигаемый при сжигании душистых древесных пород. Ароматный дым стали использовать в ритуальных обрядах - при окуривании. Получали его следующим образом: на источник тепла помещали душистое дерево, смолу, пряности или ароматные плоды и дожидались появления благовонного запаха. Постепенно стали использовать все более сложные смеси, состоящие из нескольких ингредиентов. Рецепты благовоний хранились у жрецов - именно они и только они могли заниматься их изготовлением. Процедура выглядела примерно следующим образом: плоды, семена ароматных растений, иногда орехи (фисташки), мирру, мастиковое дерево толкли, просеивали, смешивали с вином, а затем – со смесью на основе меда и смолы хвойных деревьев. Благовония помещали в специальную металлическую емкость или сосуд с ладаном. В последнем случае использовали специальный прибор "рука с ладаном" – рукав из дерева или бронзы, который оканчивался развернутой вверх ладонью.

Египтяне заметили и "латентную" функцию благовоний - целебную. Врачеватели стали использовать ароматные мази и масла, приготовляемые на основе растительных и животных жиров. Мази наносились как на пораженные участки тела - в лечебных целях, так и на здоровую кожу, которая от этого становилась более эластичной, омолаживалась и издавала приятный аромат. Мази хранились в алебастровых сосудах, а также в оригинальных емкостях, нередко повторяющих формой фигурки животных. Однако использование и назначение благовоний и ароматных мазей по-прежнему оставалось прерогативой узкого круга лиц - жрецов и целителей. В общее египетское пользование ароматизированные мази поступили лишь в период Нового Царства. Ими щедро натирались и модницы, и модники, они стали неотъемлемым элементом любовных ритуалов.

Шаг вперед в парфюмерном производстве сделали античные греки, а вслед за ними и римляне. Благовония прочно вошли в их повседневный обиход, стали признаком хорошего тона. Без них не обходился ни один жизненно важный процесс - принятие пищи, принятие ванны или что-то еще. Греки считали ароматы даром богов, поэтому при погребении рядом с телом, и без того щедро умасленным различными благовониями, клали флакончик с любимым ароматом умершего.

Коринф и Родос стали лидерами в производстве сосудов для мазей. Фантазия античных мастеров не знала границ и практически не оставила нашим современникам никаких шансов на достойную конкуренцию. Последних теперь легко обвинить в плагиате: оригинальные формы – ступня в сандалии, фигурки божеств и сирен, участки лица и прочее – все это изобрели за много сотен лет до н.э. Хотя, может быть, то, что производится сегодня, можно красиво назвать «данью традициям»?

Что касается римлян, то они внесли лепту в сближение парфюмерии с фармацевтикой - благовонные мази зачастую рассматривались как целительные средства, что, в общем-то, лишь способствовало росту их популярности.

Однако благовония не вписались в строгий уклад жизни эпохи раннего христианства, под грифом "излишество" они были безжалостно вычеркнуты из жизни и незаслуженно забыты. Впрочем, ненадолго.

Эстафету подхватили арабы, благодаря которым ароматизированные мази и масла устояли в веках и были вновь ввезены в Европу в эпоху крестовых походов. Европейцы восприняли у арабов алхимию, научились дистилляции, а в XII веке в Италии ученые сумели получить спирт, что также немало способствовало развитию парфюмерной продукции. В знатных домах теперь уже не обходились без окуривания комнат благовониями, одежды богатых дам источали всевозможные ароматы, ванны из цветочных вод стали излюбленным развлечением аристократов. Европа, видимо, взяла себе реванш: повальное увлечение ароматическими мазями перешло все границы. В Италии, например, умащивали и обливали духами даже мулов.

Второй половиной XIV века традиционно датируется появление жидких ароматизаторов – прообраза современных духов. Изготовлялись они на основе спирта и эфирных масел. Легенда гласит, что в 1380 году 70-летней королеве Венгрии Елизавете была подарена ароматизированная вода, приготовленная на основе настоя розмарина. Согласно традициям своего времени, королева приняла драгоценную жидкость внутрь, вследствие чего не только излечилась от многолетнего недуга, но и помолодела настолько, что вскружила голову королю Польши.

Расцвет парфюмерного производства приходится на XVII век. Но хотя "носы" при дворе Людовика XIV и трудились неустанно, вряд ли многослойно напудренные и пропитанные всяческими водами парики способствовали поддержанию традиции соблюдения гигиены. Ароматы: зачастую, соперничали и смешивались с естественными запахами тела, их изливали не только на одежду, но и на мебель. Однако и это, как оказалось, не было крайностью. Людовик XV настолько пристрастился к ароматам, что пропитал ими и все фонтаны Версаля, и белых голубей, живших в его садах. Каждая знатная дама, как правило, имела собственного парфюмера, в обязанности которого входило изобретать для нее индивидуальные ароматы. Неудивительно поэтому, что в то время даму сердца действительно можно было узнать по оброненному платку или пропитанной духами бумаге любовного письма.

При "парфюмированном дворе" Людовика XV получили распространение туалетные уксусы, обладавшие якобы дезинфицирующими свойствами. Прекрасной иллюстрацией может стать история с "уксусом четырех воров", приключившаяся в Марселе во время вспышки чумы 1720 года. Четверо смельчаков напропалую грабили трупы, демонстрируя редкостный иммунитет к свирепствовавшей заразе. Секрет, видимо, заключался в том, что перед тем как идти на дело грабители натирались уксусом собственного производства, который отгонял насекомых-разносчиков инфекции. Впрочем, ворам пришлось расстаться с патентом на изобретение на суде – секретный рецепт они обменяли на свободу.

Немало способствовали развитию парфюмерии и перчаточники XVII века. Чтобы отвратительный запах выделанной кожи не отпугивал клиентов, они стали пропитывать перчатки ароматизированной водой. Постепенно парфюмерное производство перешло в монополию государства, отобрав верный кусок хлеба у алхимиков и аптекарей.

XVIII век подарил миру одеколон, который сразу получил признание в самых различных сферах. Куда только его не добавляли: в ванну, вино, воду для стирки, воду для полоскания рта, в пластырь и даже… капали на сахар, что, кстати, очень любил делать Наполеон.

Традиция упаковки ароматизированных вод также прогрессировала. По соседству со всевозможными стеклянными флакончиками на туалетных столиках появляются флаконы из серебра, твердых камней, а также специальные шкатулки для духов. В XIX веке парфюмерная промышленность все больше сотрудничает со стекольными заводами, мастерскими, ищет новые пути завоевания растущего рынка ароматов.

В 1905 году парфюмеру Франсуа Коти удалось соединить натуральные и искусственные запахи, в результате чего на свет появился аромат Лориган - пионер современных духов. Теперь ароматы стали гораздо более стойкими. Когда же кутюрье Габриель Шанель подарила миру духи со своим товарным знаком, увлечение парфюмерией стало поистине тотальным. Вслед за нею собственные ароматы разрабатывают Ворс, Диор, Пуаре, Ланвен, Пату и другие дома моды с мировыми именами. Уже упомянутая классификация отражает всю палитру запахов, которую современные парфюмеры готовы предложить разборчивому (и неразборчивому) клиенту.

Что же дарят нам духи? Индивидуальность, настроение, воспоминания, новые горизонты… Впрочем, этот ребус каждый решает для себя сам, вновь открывая флакончик с любимым ароматом.

Инна СТИЛЬНАЯ


Пожалуйста, оцените этот материал:

 
 
 
 
 
 
 
 
  © 2006-2007 www.umniki.ru
Редакция интернет-проекта "Умницы и умники"
E-mail: edit.staff@yandex.ru
Использование текстов без согласования с редакцией запрещено

Дизайн и поддержка: Smart Solutions


  Rambler's Top100